Использование игр с мячом для развития физических качеств дошкольников (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1.  Использование игр с мячом как средства развития физических качеств дошкольников. 7

1.1. Характеристика основных движений в дошкольном возрасте. 7

1.2.  Использование мяча в психофизическом  развитии ребенка. 19

1.3. Подвижные игры с мячом как  средство развития физических качеств дошкольников  23

Глава 2. Иследование  развития физических качеств с помощью подвижных игр с мячом.. 34

2.1. Организация и методы исследования. 34

2.2. Характеристика актуального физического развития (констатирующий этап) 36

2.3. Применение подвижных игр с мячом для развития физических качеств дошкольников. 39

2.4.Результаты исследования влияния подвижных игр с мячом на физическое развитие  дошкольников. 52

Выводы и предложения.. 55

Заключение. 59

Список литературы.. 61

приложения.. 64

Введение

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников самым тесным образом связано с их психофизиологической адаптацией к предстоящим учебным нагрузкам в школе. В связи с этим большой научный и практический интерес представляет вопрос целенаправленного развития двигательных возможностей к физическим нагрузкам как к факторам, способным, с одной стороны непосредственно снижать неблагоприятное воздействие учебного труда на состояние здоровья, а с другой — повышать специфическую устойчивость детей в условиях коренной ломки динамического стереотипа. Один из основных путей совершенствования управления процессом физического воспитания дошкольников — повышение достаточно всесторонней информации о двигательной подготовленности детей.

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Одна из задач физического воспитания —это комплексная оценка развития двигательных способностей шестилеток. Представители физиологической и педагогической отечественной науки: И.М.Сеченов, П.Ф.Лесгафт, Н.П.Гундобин, В.В.Гориневский, Н.И.Красногорский, П.А.Анохин, Н.М.Кольцова, А.А.Маркосян, М.В.Антропова, А.Г.Хрипкова и др. в своих трудах отмечают, что к важнейшим закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность, гетерохронность и явления опережающего созревания морфофункциональных систем — и все это совершается на основании закона единства и взаимообусловленности организма как единой целостной системы. В процессе онтогенеза все эти изменения и преобразования находятся в органической взаимозависимости от соответствующего уровня “скелетной мускулатуры” (И.А.Аршавский), в широкий степени сформированных моторно-висцеральных рефлексов (Н.М.Могендович) и совершенствования трофической функции ЦНС (Л.А.Орбели), обеспечивающие повышение и расширение адаптивных возможностей организма к различным и постоянно меняющимся условиям среды.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают игры с мячом. Овладение всеми видами спортивных упражнений с мячом имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Мячом называется предмет круглой (иногда овальной) формы, используемый в спортивных играх и других видах спорта. В большинстве игр с мячом, основной целью игры является ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например забить его в ворота, или отбить так, чтобы противник не смог его поймать.

По дан­ным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мя­чом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную.

Анализ научно-методической литературы, практического опыта свидетельствует, что данный вопрос изучен недостаточно. В настоящее время имеется немного исследований по использованию игр с мячом для развития физических качеств дошкольников. Все это актуализирует тему исследования.

Объект исследования – игры с мячом как средство развития физических качеств дошкольников.

Предмет исследования – развитие физических качеств дошкольников 5-6 лет с помощью подвижных игр с мячом.

Целью данной работы является исследования особенностей использования игр с мячом как средства развития физических качеств дошкольников.

Исходя из этого задачами изучения данной работы являются:

провести теоретический анализ литературы в области педагогики и психологии и физического воспитания детей дошкольного возраста;

изучить физическое развитие дошкольников и навыки основных движений;

использовать методику развития физических качеств с помощью подвижных игр с мячом для детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что с помощью подвижных игр  с мячом можно влиять на развитие физических качеств дошкольников 5-6 лет.

Методами исследования являются: изучение литературы по педагогике и психологии; наблюдение; педагогический эксперимент; математические и статистические методы обработки результатов (метод Стьюдента).

Методикой исследования: для исследования уровня физического развития была взята методика, разработанная Е. Вавиловой и адаптированная Зубовой Е.А.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области педагогики, физического воспитания, физиологии, психологии. Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М., Ленерт  Г., Лихман   И., Жукова М.Н., Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М., Наймановой Э., Шебеко В.Н., Фролова К.Г., Семеновой Л.М. и др.

Анализ особенностей использования мяча в игре ребенка дошкольного возраста проводилось исследователями (А.И.Басаевой, Е.Н.Вавиловой, Е.Г.Леви-Гориневской, Т.И.Осокиной, З.И.Нестеровой, Д.В.Хухлаевой и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что разработаны мероприятия с использованием подвижных игр с мячом, скомплектованных в определенной системе для развития физических качеств детей среднего  и старшего дошкольного возраста.

 

Глава 2. Иследование  развития физических качеств с помощью подвижных игр с мячом

2.1. Организация и методы исследования

 

Исследование физических качеств проводилось в сентябре .... г.

Методика и диагностика физических качеств ребенка

I. Тестирование скоростных качеств

Бег 30, 60, 100 м/сек в зависимости от возраста.

Бег проводится на ровной дорожке. 30, 60, 100 м- с высокого старта по команде "марш". Ученик пробегает расстояние. Учитывается время в секундах от команды "марш" до момента прихода на финиш.

Выносливость: способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость проявляется в хорошо усвоенных движениях и связана по преимуществу с функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, а также центральной нервной системы.

Специальная выносливость зависит от более высокой техники владения движениями.

Выносливость можно определить, используя следующие методики:

Бег для детей 5 лет - 90 м

Для детей 6 лет - 120 м

Во время пробегания 90 м мальчики 37,3 - 27,3 сек.

девочки 37,0 - 26,2 сек.

120 м мальчики 38,6 - 30,6 сек.

девочки 40,8 - 30,2 сек.

Быстрота - способность совершать действия в минимальный отрезок времени.

Быстроту можно определить по времени пробегания дистанции.

Готовится беговая дорожка 40 м для дистанции 30 м, и 20м для дистанции 10 м, до линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 м. В конце беговой дорожки помещают яркий ориентир: флажок на подставке, лента. Детей знакомят с командами (На старт! Внимание! Марш!). Бег организуют парами с высокого старта. Можно бежать по грунтовой ли асфальтовой дорожке шириной 1,5 м.

Таблица 1 - Показатели бега на скорость (30 м в сек)

возраст

пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5 лет

М
Д

8,3 - 7,9
8,8 - 8,3

8,4 - 9,2
8,9 - 9,2

9,3 - 10,0
9,3 - 10,0

6 лет

М
Д

7,6 - 7,5
8,2 - 7,8

7,7 - 8,2
8,3 - 8,8

8,3 - 8,5
8,9 - 9,2

 

П. Тестирование координационных способностей

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, а также действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро.

Е. Вавилова [5] предлагает методику определения ловкости по времени пробегания челночным способом.

Ребенок бежит 5 м в одну сторону до предмета (куб, кубик, кегля), обегает его и бежит в другом направлении 5 м, обегает его и бежит до другого (дистанция 5х3).

Таблица 2 - Время пробегания челночным бегом

 


4 года

5 лет

6 лет

Мальчики

7,3

6,4

5,7

Девочки

7,0

6,5

6,1

 

Ш. Скоростно-силовые качества

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.

Скоростно-силовые качества рук можно определить по метанию мешочков 150-200 г в даль. Метание проводят на площадке 10-20 м, ширина 5-6 м, заранее размеченной флажками.

Таблица 3 - Показатели метания мешочка 15-200 г в даль

возраст

пол

высокий

средний

Низкий


5 лет

М. Пр.
Лев.

7,5
4,7

5,7
4,2

3,9
3,0

Д. Пр.
Лев.

5,9
4,5

4,4
3,5

3,5
2,5


6 лет

М. Пр.
Лев.

9,8
5,9

7,9
5,3

4,4
3,3

Д. Пр.
Лев.

8,3
5,7

5,4
4,7

3,3
3,0

Скоростно-силовые качества мышц ног можно определить по прыжкам в длину с места.

Испытуемый становится носками к черте, от которой начинается измерение, ступни параллельно. Прыжок выполняется толчком одновременно на двух ногах. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешается. Лучший результат из трех попыток фиксируется в см.

Таблица 4 - Показатели прыжков в длину с места

Возраст

пол

высокий

средний

Низкий

5 лет

М

92,0 и больше

77,1- 91,6

76,0 и меньше

Д

87,0 и больше

76,2 - 86,5

75,0 и меньше

6 лет

М

101,0 и больше

86,0 - 100,0

85,0 и меньше

Д

100,0 и больше

88,0 - 99,6

87,0 и меньше

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада №44 г. Йошкар-ола, РМЭ с детьми средней группы (5-6 лет) в количестве 10 человек.

 

Список литературы

 

 

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. :Наука, 1992.-190 с.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991
  3. Бородатова А.А. Игра в мяч как путь в пещеру предков    (К вопросу о семиотике ритуальной игры в мяч в древней Мезоамерике).// История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002, с. 129-175
  4. Быкова А.И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности. М., 1999
  5. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.—М., 1981.
  6. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев.:Здоровье.-1979.-232 с.
  7. Воспитание ребенка в игре./ Под ред. Менджерицкой Д.В. М.:Просвещение.-1979.-175 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967. — с.172
  9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Альтер, 2000.-220 с.

10. Гюрджиев Г. Стоп-упражнения// Наука и религия.-1989.-№9

11. Дайлидене И.Ю. Поиграем, малыш! М.: ФиС, 1992.-87 с.

12. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. - 1998. -№6. - с.51

13. Жуков М.Н. Подвижные игры. М.:Академия, 2002.-160 с.

14.  Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960

15.  Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. М.:Владос, 2003.-304 с.

16.  Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века/ Авт.сост. Е.Ю. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Сакулина. М. :Дрофа, 2000.-80 с.

17.  Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М.:Владос, 2001.-336 с.

18. Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.

19. Игры детей мира/ Сост. Т.И. Линго.- Ярославль, 1998

20. Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада . Минск, 1980

21. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада.— М., 1973.

22.  Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.:Просвещение, 1987.- 289 с.

23. Кожухова И.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Академия, 2002.-320 с.

24. Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в дет­ском саду.— М.: Учпедгиз.- 1961.-149 с.

25. Ленерт  Г., Лихман   И. Спортивные  игры и упражнения для детей дошкольного возраста.— М., 1977.

26. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения для детей дошкольного возраста.— М., 1981.

27. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.-1981.- С.52

28. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М. 1951

29.  Матвеева Л.П. Теория и методика физической культуры. М.-1991

30. Найманова Э. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные  иры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 256 с.

31.  Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. М.- 1993

32. Осокина Т. И., Тимофеев Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развле­чения детей на воздухе.— М.:Наука, 1983.-119 с.

33.  Павлов И.П. Полн.собр.соч. Т.3 М.1951

34. Пусть ребенок растет здоровым / Под ред. Островской П. Ф.— М., 1979.-122 с.

35.  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Феникс, 2000.-102 с.

36.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/ Под ред. М.А.Васильевой. М.:Просвещение, 1986.- 112 с.

37. Семенова Л.М. Подвижные игры и развлечения для дошкольников—М.:ФиС, 1982.-98 с.

38. Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

39.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания в развития ребенка. М: Академия, 2001.-369 с.

40. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания// Известия АПН РСФСР. М.-1947.-Вып.11.- С.19

41. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

42. Физическое воспитание дошкольников // Сост. Сисинова И. В.,  Яшугина Л. А.— Минск, 1980.

43.  Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1984.-159 с.

44. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулуке— М.: Просвещение.- 1986.-157 с.

45.  Хухлаева Г.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.:Педагогика, 1984.-230 с.

46.  Шишкина В.А. Движение + движения. М, 1992

47. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М., 1996

48. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

Заказать курсовую