Использование игротерапии как средства коррекции гиперактивности у детей 6-7 лет (диплом)

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

Глава I. теоретические аспекты исследования коррекции гиперактивности посредством игротерапии............................... 7

I.1. Теоретический анализ синдрома дефицита внимания (СДВП) и проблема синдрома  гиперактивности................................................................................................ 7

1.2. Психологические особенности гиперактивных детей......................... 21

1.3. Игровая психотерапия в системе коррекционной работы с гиперактивными детьми......................................................................................................................... 36

Глава 2. Диагностика и коррекция гиперактивности детей дошкольного возраста. экспериментальная часть................ 48

2.1. Диагностические исследования гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста..................................................................................... 48

2.2. Методика коррекционной работы гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста..................................................................................... 65

2.3. Анализ результатов коррекционной работы........................................ 75

Заключение.............................................................................................. 80

Список литературы.............................................................................. 82

Приложения.............................................................................................. 90

Введение

Актуальность исследования. Как показали результаты анализа специально проведенных исследований, к школьному обучению не готовы 20% детей. Функциональные отклонения выявляются у 33-60% дошкольников. За последние 10 лет количество детей, которых можно отнести к практически здоровым, уменьшилось в 1,5 раза, а с хронической патологией возросло в 2,2 раза. Пограничные нервно-психические расстройства составляют до 5% у учащихся средних учебных заведений [56, C.19].

Довольно большая группа детей, отличающихся общим двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной регуляцией своего поведения, нарушения­ми целенаправленности и концентрации активного вни­мания - это гиперактивные дети. Для многих из этих детей характерна импуль­сивность поступков.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочис­ленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характер­ны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножни­цы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне[56, C.9].

У некоторых детей наблюдается также повышенная раздражительность, взрывчатость, склонность к коле­баниям настроения, агрессивность. Основной характе­ристикой поведения гиперактивного ребенка является постоянное стремление к движениям. Двигательная расторможенность, психомоторное беспокойство, повышен­ная раздражительность мешают им успешно усваивать школьную программу. Нарушения поведения могут быть различной степени: в одних случаях это просто неусид­чивый, очень подвижный ребенок; в других наблюдаются нарушения в поведении при общей расторможенности, агрессивности по отношению к сверстникам; у этих детей зачастую отсутствует инстинкт самосохранения, у них повышенный аппетит, их мучит постоянная жажда, не­редки извращенные сексуальные влечения. В большинстве случаев гиперактивность ребенка связывают с агрессивностью.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения вни­мания, импульсивность (Ю. С. Шевченко[53], Н. Н. Заваденко [22] и др.).

Изучению гиперактивности и агрессивности человека в последнее время придается особое значение в психологической науке.

Несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в современной детской практической психологии, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей дошкольного возраста  имеют недостаточно комплексный характер. На фоне разговоров о необходимости привлечения к работе с ребенком специалистов медицинского профиля, практически совсем не учитываются также  важные факторы гиперактивного поведения, как структура семьи, характер взаимоотношения ребенка с близким взрослым.

В последнее время все чаще для коррекции отклонений в поведении  используется метод игротерапии.  Игра в практике детской психотерапии впервые была исполь­зована 3. Фрейдом как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный ис­точник символической игры», Позже А. Фрейд использо­вала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Применение игры как психотерапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского [13], А. И. Захаров [24], а затем Г.Л. Лэндрет [31]  разработали методику игровой психотерапии, ко­торая является частью целого комплекса различных воздей­ствий на ребенка.

Проблема гиперактивности и ее коррекции в психологической и педагогической литературе недостаточно разработана как в теоретическом, так и практическом направлении.

Все вышеизложенное определяет проблему исследования: возможность использования для коррекции гиперактивности старших дошкольников приемов игротерапии.

Объект исследования – дети с синдромом гиперактивности.

Предмет исследования – использование игротерапии как средства коррекции гиперактивности у детей 6-7 лет.

Цель исследования - изучение возможности использования игротерапии как средства коррекции детской гиперактивности и агрессивности.

Для решения цели этой работы были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы гиперактивного и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;

2. Диагностические исследования проявления гиперактивности и агрессивности в дошкольном возрасте;

3. Предложение коррекционной программы на основе игротерапии для гиперактивных и агрессивных детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: гиперативных детей можно своевременно выявить и предложить методы игротерапии, которые являются эффективным средством коррекции поведения у детей старшего дошкольного возраста, страдающих гиперактивностью.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей нарушения психического здоровья детей.

В ходе исследования использовались методы:

наблюдение за дошкольниками;

опытно-экспериментальная работа;

психодиагностика и тестирование детей;

математические  методы обработки результатов.

Методиками изучения особенностей гиперактивного поведения наряду с наблюдениями стали:

методика «Маски» по изучению взаимоотношений в группе;

проективная методика «Рисунок семьи»,

методика «Кактус» (М.Панфилова) по изучению агрессивности, импульсивности, демонстративности, эгоцентризма, типа темперамента и т.д.

методика Розенцвейга по изучению агрессивных реакций;

проективная методика «Несуществующее животное» по изучению эмоционально-личностных особенностей.

Новизна исследования: представлена программа коррекции гиперактивного и агрессивного поведения детей 6-7 лет, рекомендации для психологов, воспитателей, родителей, воспитывающих гиперактивных детей.

Экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6-7 лет детского сада № 53 г. Йошкар-Ола (группа 1) и детского сада №55  г.Йошкар-Ола (группа 2) подготовительных групп в количестве 40 человек.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции поможет воспитателям детских садов, педагогам, психологам, родителям выявлять и предотвращать нарушения поведения у детей, обусловленные агрессивностью и гиперактивностью.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованных источников.

Список литературы

 

  1. Архипов В.А. Комплексная методика психомоторной коррекции/ В.А. Архипов, Е.А. Воробъева, А.В. Семенович, Л.С. Назарова.- М.: ИНФРА, 2008.-120 с.
  2. Баркан А.И. Его Величество Ребенок. Какой он есть. Тайны и загадки./ А.И. Баркан. - М.: АО «Столетие», 2006. - 386 с.
  3. Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников: Автореф.дис. … канд.психол.наук./ М.И. Боришевский. - М.: Сфера, 2006.- 20 с.
  4. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Зерцало, 2010.- 220 с.
  5. Булянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи./ М.И. Буянов - М., 2008.-120 с.
  6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 2009.- 450 с.
  7. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.:Изд-во МГУ, 2009. - 136 с.
  8. Буянов М. Тайны детской психотерапии/ М. Буянов.-  М.: Знание, 2009. - 220 с.
  9. Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон Д. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми/ К. Бютнер. -М.: Педагогика, 1991. - 144 с.

11. Васильева О.С. Возрастные особенности агрессивности школьников/ О.С. Васильева, И.В. Абидова  // Школа здоровья.- 2009.- № 3.- С. 89- 101.

12. Волкова Е. Агрессивные дети/ Е. Волкова// Дошкольное воспитание.- 2010.-№ 3.- С. 108- 111

13. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр.соч. Т.3./ Л.С. Выгодский.-  М., 1983-С.144-146, 207,293.

14. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова.  – М.: Издательский Дом «Неоосфера», 2009. – 272с.

15. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия/ В.И. Гарбузов. - СПб.: АО «Сфера», 2004. - 160 с.

16. Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики»/ Е.М. Гаспарова //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С.90-98.

17. Генри Паренс. Агрессия наших детей./ Генри Паренс - М.: Идательский дом «Форум», 1997. - 160 с.

18. Деннисон П. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 / Пер. С.М. Масгутовой./ П. Деннисон, Г. Деннисон.-  М., 2007.-202 с.

19. Джон Аллан. Ландшафт детской души./ А. Джон. - СПб-Мн., 2007. - 256 с.

20. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практиче­ское руководство для родителей/Пер, с анг. Пе­наты: Изд-во Т-оно, 2002. - 205 с.

21. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка./ Доман Д., Доман Г.- М., 2005. - 224 с.

22. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания/ Н.Н. Заваденко. – М.:Школа-Пресс, 2008.- 112 с.

23. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражин // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.43-49.

24. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в по­ведении ребенка./ А.И. Захаров.- М.; Просвещение, 1986. - 128 с

25. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В. Семенович. М.: Медпресс, 2008.- 144 с.

26. Крайг Грейс. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: СПБу, 2000. –760 с.

27. Красов В.А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд.мед.наук./ В.А. Красов. - М., 2008. - 20с.

28. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика/ В.Р. Кучма.- М.: РАРОГЬ, 2007.- 320 с.

29. Лоренц К. Агрессия/К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.

30. Лэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии/ Х. Лэдьюсон, Ч. Шефер. – СПб.: Питер, 2010.- 340 с.

31. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет. - М.:Международная педагогическая академия, 2004. - 368 с.

32. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.-СПб.: Питер Ком, 2000. – 229 с.

33. Майерс Д. Социальная психология/Д. Майерс. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

34. Маралов В.Г. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста/ В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. - Череповец, 2005. - 97 с.

35. Массен П. Развитие личности ребёнка/ П. Массен, Дж. Конджер, Д. Каган, А. Хьюстон - М., 2007.-178 с.

36. Психокоррекция: теория и практика/Под ред. Ю.С.Шевченко,  В.П.Добриденя,  О.Н.Усановой. - НПЦ "Коррекция", 2005. - 222 с.

37. Рапер М. Помощь трудным детям/Пер, с англ./ М. Рапер.- М.: Прогресс, 2008.- 422с.

38. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе/ И. Ремезова // Вестник высшей школы.- 2009.- № 3.- С.17-22

39. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия/ К.Р. Роджерс. – М.: изд. ЭКСМО-Пресс,2000.-450 с.

40. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г.Румянцева // Вопросы психологии.- 2009.- № 1.- С. 81—87.

41. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы/ Н.В. Самоукина. - М., 2003.-209 с.

42. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М.:Сфера, 2010.- 360 с.

43. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей/ А.В. Семенович. М.: Знание, 2008. - 220 с.

44. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам/ А.Л. Сиротюк. - М.:ТЦ Сфера, 2003.-128 с.

45.  Флейк-Хобсон К. Мир восходящему: развитие ребенка и его отношение к окружающим/ К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П.Скин. - М.:Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 511 с.

46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4./К. Фопель.- М.: Медпресс, 2008. - 126 с.

47. Фромм А. Популярная педагогика/ А. Фромм, Т. Гордон. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. - 608 с.

48. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин В.П., 2006. - 192 с.

49. Ханнафорд К. Мудрое движение / Пер. С.М. Масгутовой. М.: ИнфраМ, 2010. - 199 с.

50. Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира/ Т.П. Хризман Т.П., В.Д. Еремеева.- М., 2008. - 122 с.

51. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1. Теория и методология/В.Н. Цапкин. -  М., 2009.-230 с.

52. Чистякова М.И. Психогимнастика./ М.И.Чистякова.- М.: Просве­щение, 2005. - 54 с.

53. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностыо и психопатоподобным синдромом./Ю.С. Шевченко.- М.: Вита-Пресс, 2007.- 52 с.

54. Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции/ В.М. Шегай.-  М.: Медицина, 2008.-209 с.

55. Эдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер,1999 (Серия «Мастера психологии»).

56. Ясюкова Л.А. Методика диагностики ММД (Тест Тулуз—Пьерона)./ Л.А. Ясюкова.- СПб.:Питер Ком, 2007.- 67 с.

Заказать диплом