Использование мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты формирования экологических представлений старших дошкольников с использованием мнемотехники. 8

1.1. Формирование экологических представлений дошкольников как психолого-педагогическая проблема. 8

1.2. Формы, методы и средства формирования экологических представлений дошкольников. 17

1.3. Особенности применения мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников. 29

2. Экспериментальное исследование возможностей применения мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников. 35

2.1. Диагностика и анализ экологических представлений дошкольников  35

2.2. Методика применения мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников. 47

2.3. Динамика экологических представлений старших дошкольников в условиях экспериментальной работы.. 57

Заключение. 68

Список использованной литературы.. 72

Приложение. 77

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Человек-Общество-Природа». В этой связи актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования населения как одного из приоритетных направлений государственной политики.

Психолого-педагогические исследования в области экологического образования ведутся в нашей стране около тридцати лет. Анализ  исследований  проведённых  учёными Л.А.Затевой, В.Б. Калининым, Л.И.Новиковым, Д.Б.Петяевым, Н.Л.Селивановой, Ю.А. Шрейдером, В.А.Ясвиным показывает, что цель экологического образования трактуется как формирование экологической культуры и заботы  о  защите природной среды, формирования ответственного отношения к природе и развития экологического мышления. Поэтому в настоящее время экологическое образование рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.

Решение проблемы экологического образования не представляется возможным без определения перспективной образовательной траектории становления базиса экологической личностной культуры на этапе дошкольного детства. В связи с этим целью развивающего экологического образования в дошкольном возрасте должно стать развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических представлений, умений и навыков; формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников [47]. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

За последнее время в дошкольном образовании были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития детей; среди последних немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог» [32]. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии экологического обучения и воспитания детей.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность формирования экологических представлений детей дошкольного возраста,  является  технология  мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций [36, с.23]. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Технология мнемотехники основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями.

В экологическом образовании технология мнемотехники занимает особое место, так как помогает лучше абстрагировать существенные признаки природных объектов, связи и отношения в природе разной степени сложности, чем другие средства наглядности (Л.А.Каменева, Л.М.Маневцева, П.Г.Саморукова, Е.Ф.Тереньтьева). Данная технология позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников экологических представлений и  положительного отношения к миру природы.

Поэтому исследование процесса формирования экологических представлений дошкольников с использование технологии мнемотехники представляется актуальным для разработки основ экологического образования и воспитания дошкольников.

Актуальность данной проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Использование мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников».

Объект исследования: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: мнемотехника как средство формирования экологических представлений у дошкольников.

Целью исследования является анализ эффективности использования мнемотехники в процессе формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности проблемы использования мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Провести экспериментальное исследование уровня развития экологических представлений старших дошкольников.

3. Составить и апробировать методику применения мнемотехники в процессе формирования экологических представлений старших дошкольников.

4. Выявить динамику экологических представлений старших дошкольников в условиях экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в  педагогическом процессе ДОУ средств мнемотехники способствует эффективному формированию экологических представлений старших дошкольников.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение и анализ методических пособий;

- опытно-экспериментальная работа и ее анализ.

Методики исследования:

1) Методика диагностики экологических представлений старших дошкольников (О.Соломенниковой);

2) Методика «Беседа» (И.Э. Куликовской).

Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ №5 «Колокольчик» с.Эмеково и МДОУ №7 "Ромашка" д.Полевая, Волжского района РМЭ. В исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста по 20 человек в каждой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в практике работы дошкольных учреждений может быть использована предложенная методика формирования  экологических представлений старших дошкольников с использованием средств мнемотехники. Материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации дошкольных работников.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,  приложений.

Список использованной литературы

  1. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота / В.Ашиков, С.Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С.39.
  2. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л.Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 5. -С.19.
  3. Берестенева, Н.П. Экологическое воспитание и образование дошкольников / Н.П. Берестенева // Ребенок в детском саду. – 2006. - №1. – С.48-52.
  4. Бирюкова, Н.А. Проблемы формирования экологического сознания / Н.А. Бирюкова // Педагогика.- 2008. - №10. - С.13-15.
  5. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 36-42.
  6. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М.Большакова, Н.Морева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С.66.
  7. Большева, Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.Большева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 123 с.
  8. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: Лакоценин С.С., 2009. - 187 с.
  9. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П.Букин. - М.: Просвещение, 2009. – 306 с.
  10. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И.Васильева. – М.: Просвещение, 2007. – 288 с.
  11. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2009. – 312 с.
  12. Волкова, Н.А. Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера / Н.А.Волкова, Л.В.Моисеева, О.Н.Лазарева. – Екатеренбург: Урал. гос. пед.ун –т, 2004. – с. 8-30.
  13. Выготский, Л.С. - Мышление и речь / Л.С.Выготский. – М.: Издательство "Лабиринт", 1999. - 352 с.
  14. Газина, О. Играя, познаём природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 39-40.
  15. Горькова, Л.Г. Экологическое воспитание дошкольников / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.
  16. Денисенкова, Н.С. Первые шаги к экологическому сознанию / Н.С. Денисенкова // Современное дошкольное образование. - 2010. - №2. - С.58-65.
  17. Згурская Л.Д. Экология – малышам / Л.Д. Згурская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С.40-48.
  18. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.Зебзеева  // Дошкольное воспитание. - 2008.- № 7. - С. 45-49.
  19. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С.22-24.
  20. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – С. 2-10.
  21. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим: Подбор статей по экологическому воспитанию детей / Т.Зерщикова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С.3-96.
  22. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
  23. Игнаткина, Л.С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных / Л.С.Игнаткина. - М.: Просвещение, 2000. – 118 с.
  24. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа / авт.-сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: Корифей, 2009. - 86 с.
  25. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О.Йозова // Дошкольное воспитание.- 2007.-  № 1. - С.31-32.
  26. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2007. – 256 с.
  27. Кобылянский, В.А. Формирование экологической культуры и образование / В.А.Кобылянский // Педагогика. – 2001. - №1. – С.32-41.
  28. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В.Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 277 с.
  29. Коломина, Н.В. Занятия по экологии в детском саду / Н.В.Коломина. - Москва: Сфера, 2008. - 144 с.
  30. Корнилова, В.М. "Экологическое окно" в детском саду / В.М. Корнилова. - Москва: Сфера, 2009. - 123 с.
  31. Кочергина, В. Наш дом - Земля / В.Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 50-53.
  32. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / В.Н.Кузнецов. - М.: Просвещение, 2006. -  176 с.
  33. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская. - М.: Просвещение, 2007. – 209 с.
  34. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н.Николаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 340 с.
  35. Нисканен, Л. Природа в развитии и воспитании ребенка / Л. Нисканен // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С.150-153.
  36. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. - СПб.: Питер, 2009. – 98 с.
  37. Потапова, Т. Знать, любить, охранять: Экологическое образование с первых лет / Т.Потапова // Семья и дошкольное образовательное учреждение. - №3. - 2002. - С.6-9.
  38. Рыбакова, М.В. Концептуальные подходы к экологическому образованию / М.В.Рыбакова  // Социально-гуманитарные знания.- 2003. - №3.-  С.41-43.
  39. Рыжова, Н.А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.19-24.
  40. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С.38-40.
  41. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. - М.: Academia, 2006. – 316 с.
  42. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с.
  43. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание.-2004.-№7.-С.21-27.
  44. Суравегина, И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.
  45. Тюмасева, З. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функция / З.Тюмасева // Народное образование.- 2008.- №2. -С.20-25.
  46. Филиппова, Г.Экологическое воспитание: психологические основы / Г.Филиппова // Дошкольное воспитание. – 2006.- № 10. – С.74-77.
  47. Фокина, В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта / В. Фокина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 11-14.
  48. Христовская, Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений) / Т.В.Христовская. -М.: Просвещение, 2009. - 88 с.
  49. Экология. Занимательные материалы. Старшая группа / авт.-сост. Р.А. Жукова. - Волгоград: Корифей, 2009. - 90 с.
  50. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры / В.А.Ясвин. - М.: Акрополь, 2008. – 234 с.

Заказать диплом