Использование подвижных игр соревновательного характера для формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Закономерности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста   8

1.1.       Особенности общения и взаимоотношений детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. 8

1.2.       Формирование взаимоотношений дошкольников в игре. 17

1.3. Пути формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. 23

1.4. Подвижные игры соревновательного характера как средство формирования детских взаимоотношений. 33

Глава 2. Методика формирования взаимоотношений в подвижных играх соревновательного характера в старшем дошкольном возрасте. 47

2.1. Выявление особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. 47

2.2. Результаты исследования особенностей взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками. 52

2.3. Воспитательная работа по формированию дружеских взаимоотношений в ходе подвижных играх соревновательного характера в группе старших дошкольников  67

2.4. Анализ результатов воспитательной работы.. 73

Заключение. 79

Литература.. 83

Приложения.. 87

Введение

 

Актуальность исследования. В последние годы среди проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых-психологов, одно из первых мест стала занимать проблема личности. Уточняется определение личности, этого слож­нейшего образования, ее структуры и входящих в нее элементов, все более глубоко освещаются аспекты, связанные с развитием личности.

Ни в малейшей степени не умаляя большой перспективности всех исследований и четко просматривая наличие теснейшей взаимосвязи между ними, а также взаимодополняемости получаемых результатов, в настоящее время необходимо обратить специальное внимание на целе­направленное и последовательное развитие вширь и вглубь еще одно­го направления в исследовании психологии личности и факторов, обуславливающих ее формирование, а именно на теоретическую, эк­спериментальную и методологическую разработку проблем личности и общения во взаимосвязи их друг с другом.

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровне­вом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с тру­дом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживают­ся все психические характеристики человека, выступающего в качес­тве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвую­щую в нем личность.

Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрастем.

Особенно актуальным является изучение вопроса формирования дружеских взаимоотношений дошкольников.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский[11] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В период дошкольного детства  ребенка сопровождают различные виды игр и среди них игры, связанные с активными движениями – подвижные игры.

Наиболее продуктивными в формировании дружеских взаимоотношений являются подвижные игры соревновательного характера. Кроме того, подвижные игры — эмоциональное средство физичес­кого воспитания, а, следовательно, и путь к сохранению и укреплению здоровья.

В последние годы стали популярными соревнования по подвижным играм. Они способствуют массовому привлечению детей к занятиям физической культурой и активному отдыху. Велика роль подвижных игр и в увеличении двигательной активности детей в течение дня. В процессе подвижных игр осуществляется трени­ровка отдельных видов движений при условии выпол­нения правил игры.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе проведения подвижных игр все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли подвижных игр на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[56], Запорожец А.В.,[] Усова А.П.[49], Жуковская Р.И.[17;18], Менджерицкая Д.В.[36] и многие другие. Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М.[23], Воротикиной И., Волковой В.А.[8], Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М.,[46] Шебеко В.Н., Фролова К.Г.[54], Семеновой Л.М.[47] и др.

Объектом исследования являются дружеские взаимоотношения дошкольников.

Предметом исследования – процесс использования подвижных игр соревновательного характера для формирования дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что подвижные игры соревновательного характера, подобранные в определенной системе, позволяют эффективно влиять на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.

Целью данной работы является изучение влияния подвижных игр соревновательного характера на  формирование детских взаимоотношений.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме взаимоотношений и общения детей 6-7 лет.
  2. Разработать и апробировать программу по использованию подвижных игр соревновательного характера для формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
  3. Выявить динамику развития взаимоотношений детей 6-7 лет.

Методами исследования является:

n   изучение литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

n   приемы психодиагностики;

n   методы математической обработки результатов.

Методиками исследования стали:

Проективный тест «Несуществующее животное»;

методика «Кактус» (агрессивность в общении)

методика изучения тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова);

исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников (методом социометрии, модификация М.А.Панфиловой).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада №_____, с воспитанниками подготовительной группы в количестве 40 человек.

Кроме того, для сравнения результатов и выявления эффективности Программы по использованию подвижных игр соревновательного характера для формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников, были проведены диагностические исследования еще в одной группе старших дошкольников (контрольная группа) в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время мало практических исследований по формированию дружеских взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста, в основном разработки касаются роли игры в совместной трудовой и познавательной деятельности, поэтому представленная разработка является первоначальным вкладом в данной области исследований.

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрена  проблема формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр соревновательного характера. Проведя теоретические и диагностические исследования и в соответствии с поставленными в работе задачами, мы пришли к следующим выводам.

1. Одной из центральных задач социальной психологии в области изучения общения является выяснение его роли на формирование и развитие личности. Анализ литературы данного направления свидетельствует, что при всей значимости имеющихся исследований, в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с познанием взаимодействия в общении и его влияния на развитие личности.

2. Важнейшим фактором, обуславливающим возникновение симпатий, является совместная деятельность, значимая обязательно для обеих сторон.

В ходе взаимодействия между людьми одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменений его поведения, и построение своего собственного поведения.

3. Наблюдающийся в настоящее время повышенный интерес к проблеме общения не случаен. Круг лиц, испытывающих потребность в совершенствовании коммуникативных навыков, постоянно увеличивается. К таким лицам относятся и дети, которые испытывают трудности общения и взаимодействия в детском коллективе.

4. Ребенка привлекает в сверстнике возможность свободно себя вести и быть максимально инициативным, т.е. в нормальных условиях общение со сверстниками строится на основе раскованного широкого поиска, позволяющего детям проявлять творческую силу, инициативу, самостоятельность и порождающего в силу удовлетворения большого круга потребностей, яркое эмоциональное переживание.

5. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Повторяясь каждый раз, когда дети играют, эти эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверст­нику и становятся симпатиями. Если в группе созданы необхо­димые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы   и   т. д.)   благоприятствует   общению   детей,   симпатии перерастают в стойкие отношения, которые мы называем дружбой. Общий интерес к игре — главный источник возникновения симпатии, а затем и дружбы.

6. Приобретенные навыки положительных взаимоотношений совершенствуются в подвижных играх соревновательного характера и основаны на совместных взаимных действиях участников команды,  поэтому от детей требуется умение наладить контакты,  основанные на чувстве товарищеской сплоченности,  взаимовыручки.

Разнообразное содержание игр предоставляет широкие возможности для объединения игроков и проявления взаимоотношений детей по ходу игры. Эти воспитательные возможности подвижных игр необходимо постоянно иметь ввиду. Особое внимание в этой связи следует уделить отбору игр последовательно переходя от игр, где ребенок должен проявлять элементарные навыки общения, к подвижным играм, в которых необходимо оказывать взаимопомощь, взаимовыручку.

7. Для подтверждения вышеизложенного в работе были проведены диагностические исследования особенностей взаимоотношений и общения детей старшего дошкольного возраста.

В результате экспериментального исследования было выявлено, что в 2-х группах дошкольников из 20 человек каждая было выявлено в контрольной группе 30% и в экспериментальной группе -  50% детей с различными нарушениями личностной сферы высокого уровня и низким социометрическим статусом, 40% и 35% - со средним уровнем соответственно, т.е. проявление нарушений в личностной сфере в небольшой степени, и только 25% детей не показали наличие личностных нарушений в экспериментальной группе и 50% детей в контрольной группе.

По результатам исследования было выявлено, что в Э.Г. преобладают в основном равнодушные взаимоотношения между детьми,  более значимым для них является общение с педагогом. Взаимоотношения между детьми малоэмоциональны, неразнообразны. В группе всего 2 активных лидера, к которым тянутся дети и 2 лидера, которых дети больше боятся, чем уважают в силу проявления со стороны таких детей агрессивности. Большинство детей проявили при общении заниженную самооценку, тревожность, неуверенность.

В другой группе (контрольной) взаимоотношения между сверстниками были более благоприятными, больше половины детей испытывали доброжелательные отношения друг к другу, играли вместе, стремились к лидерам ( 5 человек), могли мирно разрешить конфликтные ситуации.

Это предопределило выбор группы для проведения коррекции взаимоотношений  - коррекционная работа проводилась с детьми экспериментальной группы.

8. Для формирования коммуникативных навыков, развития общительности у детей 1 группы, формирования адекватной самооценки, интереса к сверстникам, создания дружеской атмосферы с детьми были проведены развивающие мероприятия, основанные на Программе коррекции общения с использованием подвижных игр соревновательного характера. Мероприятия проводились на протяжении 5 месяцев при активном участии воспитателей, психолога.

9. По результатам коррекционной работы были проведены повторные исследования в обеих группах, сравнение результатов доказало эффективность апробированной программы: после проведения коррекционных мероприятий в экспериментальной группе 45% детей, у которых не наблюдается агрессивности и тревожности, это всего на 10% меньше, чем в контрольной группе детей. Анализ результатов исследования показал также значительную положительную динамику в развитии коммуникативных навыков у детей группы и формировании благоприятных взаимоотношений у дошкольников.

Устранение агрессивности, тревожности ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю после­дующую деятельность человека в обществе.

10. Мы понимаем, что проблема, затронутая в данной работе, достаточно актуальна и обширна, дополнительной разработки требуют такие вопросы как:

исследование влияния различных методов оздоровления в сочетании с подвижными играми на развития детей дошкольного возраста;

формирование личностных качеств у детей-дошкольников в процессе совместных подвижных игр;

особенности общения у воспитанников закрытых детских учреждений в дошкольном возрасте в процессе использования подвижных игр.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе подтверждена. Мы доказали, что подвижные игры соревновательного характера, подобранные в определенной системе, эффективно влияют на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе старших дошкольников. Цели и задачи достигнуты.

Заказать диплом