Изменения личностных особенностей подростков, занимающихся спортом  (курсовая)

Содержание

Введение.. 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ подростков-спортсменов, ЗАНИМАЮЩИХСЯ единоборствами.. 8

1.1. Психологическая характеристика подростков. 8

1.2. Особенности физического развития в подростковом возрасте. 19

1.3. Значимые личностные качества подростков, занимающихся единоборствами  31

ГЛАВА П. диагностика личностных качеств подростков - единоборцев.. 51

2.1. Организация и методы исследования. 51

2.2. Анализ результатов исследования. 55

2.3. Мероприятия психологической поддержки для спортсменов-единоборцев  68

2.4. Проверка эффективности мероприятий программы психологической поддержки спортсменов-единоборцев. 82

Заключение.. 90

Список литературы... 97

Приложения.. 105

 

Введение

 

Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и формирования на этой основе специфического технико-тактического стиля деятельности, в выбранном им виде спорта.

Актуальность исследования. Занятия спортом служат причиной заметных изменений в личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Личность каждого спортсмена обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях соревнований проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежания неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка.

Спорт высших достижений принадлежит к таким видам де­ятельности, в которых в принципе невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженнос­тью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач; тогда у него воз­никают мотивы опасения за успех, сомнения в успехе. При час­том повторении таких ситуаций формируется мотивация избе­гания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборони­тельном характере поведения, снижении честолюбия и актив­ности в освоении атакующих средств. Спортсмены, сохранив­шие мотивацию достижения успеха, более активны, обладают меньшей тревожностью, большей уверенностью в своих силах, стремлением к соперничеству и готовностью к мобилизации всех сил для победы.

Серьезные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает больши­ми возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение про­исходят сами по себе и всегда имеют необходимую положитель­ную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно за­вышенные требования к спортсмену по части достижения вы­соких результатов на соревнованиях, неумелый волевой кон­троль, недостаточный учет и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в част­ности, к отставанию уровня психической надежности от физи­ческих качеств.

Спорт хорошее средство для развития и воспитания личностных качеств человека. Роль спортивной деятельности в формировании личностных качеств заключается в том, что она образует своеобразные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными,  компонентами личности, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительных размышлений и колебаний.

По мере повышения результатов со­ревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возмож­ностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходи­мую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмо­ции, те или иные психические процессы, умеет быстро восста­навливать духовные и физические силы.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, «перевоспитание» отдельных личностных черт, устранения негативных эмоциональных переживаний.

На основании вышеизложенного можно выделить проблему исследования: изменения личностных особенностей подростков, занимающихся спортом и возможность их коррекции.

Объект исследования: личность спортсменов.

Предмет исследования: возможность коррекции личностных качеств подростков, занимающихся спортом.

Цель дипломной работы – изучение личностных качеств подростков,  занимающихся в спортивных секциях.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Теоретический анализ литературы в области психологии, педагогики, физического воспитания и спорта.
  2. Диагностика личностных качеств спортсменов, занимающихся спортом.
  3. Разработка и апробация программы коррекции личностных качеств подростков-спортсменов.

Гипотеза исследования: в связи с напряженными условиями соревнований у спортсменов-подростков, занимающихся единоборствами, могут происходить личностные изменения, поэтому необходима коррекционная работа, направленная на развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психоло­гических особенностей, а также формирование специализированного восприятия предстартовых состояний, психи­ческой устойчивости, надежности спортсмена-единоборца.

Для проведения экспериментального исследования был, осуществлен следующий выбор методов:

  1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы;
  2. Методы сбора фактического материала: наблюдение, психодиагностика;
  3. Методы статистической обработки полученных данных.

В рамках диагностики были использованы методики:

  1. Методика  диагностики  личности  на  мотивацию  к  успеху Т. Элерса;
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
  3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;
  4. Исследование уровня самооценки эмоциональных состояний по методике А. Уэссмана и Д. Рикса;
  5. Исследование  волевой саморегуляции  по тесту-опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 30 спортсменов, занимающиеся единоборствами в секции Мари-Турекской ДЮСШ, в возрасте от 14 до 16 лет.

Новизна исследования состоит в том, что нами проведено исследование, выявляющее способность подростка-спортсмена, занимающегося единоборствами, овладеть методами саморегуляции и эффективно применить самостоятельно; кроме того, в работе представлен практический материал по развитию личностной сферы подростков-единоборцев.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация и результаты исследований могут быть использованы в работе практического психолога.

Структура работы. В настоящем варианте дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Список литературы

 

  1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. Казань, 2007.- 261 с.
  2. Абульханова, К.А. Комплексное изучение человека / К.А. Абульханова, Ю.И. Александров, А.В. Брушлинский //Вестник РГНФ.- 2006.- № 3. - С. 11.
  3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М., 1977. – 380с.
  4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. / Б.Г. Ананьев. М., 1980.Т. 1. – 230с
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания./ Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  6. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. М.:Владос, 2008. - 176 с.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник /А.Г. Асмолов.- М: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
  8. Ашмарин,   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом    воспитании:    Пособие    для    студентов,    аспирантов    и преподавателей институтов физической культуры./ Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 223 с.
  9. Беликович, В.В. Обучение в физическом воспитании./ В.В. Беликович. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 188 с.
  10. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте /В.В. Белорусова. - М.: ФИС, 2006.- С.50-73.
  11. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. — М., 2008.
  12. Божович,  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.-1968.-460 с.
  13. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина. М., 2006.-С. 31-40
  14. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 2004.
  15. Бубэ, X. Тесты в спортивной практике. / Под ред. В.П.Филина/ Х. Бубэ, Г. Хэк, Ф. Трогш. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 239 с.
  16. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П.Буева. М., 2007.
  17. Вальдман, А.В. Эмоции и поведение /А.В. Вальдман, Э.Э.Звартау. - Л., 2004.
  18. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 352 с.
  19. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М .: Смысл ;Per Se, 2005.-220 с.
  20. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений./ В.К. Вилюнас М.: Просвещение, 2008. - 320 с.
  21. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К. Вилюнас. М. 2009.-190 с.
  22. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М. -Т. 2, 3, 1982.
  23. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу. - М.:Дрофа, 2006.-240 с.
  24. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. М.: МГУ. –2007.-349 с.
  25. Гомезо, М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости /М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2008.
  26. Гринберг, Д. Психология стресса / Д. Гринберг. СПб, 2001.-450 с.
  27. Грищенков, В.Н. Поединки на татами /В.Н.  Грищенков, Е.И. Кочурко.- Минск: Полымя, 2007.- 223 с.
  28. Дойзер, Э. Здоровье спортсмена /Э. Дойзер. — М.: ФиС, 2008.
  29. Допинговый монстр. — Р.Д. Сейфулла, И.А. Анкундинова. — М.: 2006.
  30. Игуменов, В.М.   Спортивная   борьба:   Учебник   для студентов и учащихся факультетов физического воспитания пед. Учеб. Заведений. /В.М. Игуменов,   Б.А. Подливаев. М.: Просвещение, 2003.-185 с.
  31. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. –102 с.
  32. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П.Ильин. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 320 с.
  33. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. Спб: Питер, 2005. –230 с.
  34. Карпенко, Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп./ Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 2001. – 494 с.
  35. Ковалёв, А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп./ А.Г. Ковалёв. М.: Просвещение, 2006 - 391с.
  36. Колешао, А.А. Психология спортивной борьбы // Хрестоматия, под ред., И.П.Волкова / А.А. Колешао. - СПб.: Питер, 2002.- 384 с.
  37. Кон, И.С. Открытие «я» / И.С. Кон. М., 2007. - 366 с.
  38. Крайг, Г. Психология развития. 7-е международное издание./ Г. Крайг. М.: "Питер", Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск. 2000.-319 с.
  39. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС, 2008.
  40. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.-1975.-302 с.
  41. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. М.: Знание.- 1980.-212 с.
  42. Марищук, В. Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженности. — В кн.: Теоретическая и прикладная психология / В.Л. Марищук. М., 2006, вып. 10.
  43. Мартене, Р. Социальная психология и спорт /Р. Мартене. — М.: ФиС, 2007.
  44. Маслоу,  А. Самоактуализация//Психология    личности: Тексты. / А. Маслоу. М., 1982.-219 с.
  45. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. СПб.: СПбУ, 2007.- 430 с.
  46. Маслоу, А. Мотивации и личность / А. Маслоу. СПб.Евразия.-2009. - 478 с.
  47. Матвеев,  Л.П.   Теория  и  методика  физической  культуры:   Учеб.  Для институтов физ. Культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 2001. - 235 с.
  48. Матвеев, Л.П.  Основы спортивной тренировки.  Физкультура и спорт / Л.П. Матвеев. М., 2007. - 214с.
  49. Медведь, А.В. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы / А.В. Медведь, Е.И. Кочурко.- Минск: Полымя, 2007. - 144 с.
  50. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.-1985.-391 с.
  51. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов./ В.В. Мироненко М.: Просвещение, 2007. - 528с.
  52. Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала / Т.Л. Миронова. – Улан-Удэ, 2009.– 200 с.
  53. Наенко, Н. И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. М.: Медицина.- 1976.- 310 с.
  54. Назаренко,   Л.Д.   Физиология   физического   воспитания   и   спорта / Л.Д. Назаренко.   - Ульяновск, 2007. - 144 с.
  55. Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. — М.: ФиС, 2007.
  56. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Xудадов. — М.: ФиС, 2005.
  57. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1./ Р.С. Немов. М.: Владос.-1998.-688 с.
  58. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.— 167 с.
  59. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. Л.:ЛГУ, 2008. - 192 с.
  60. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / В.Н. Панкратов. М.:Институт психотерапии, 2008.-352 с.
  61. Петровский, А.В. Быть личностью. / А.В. Петровский. М.: Педагогика, 2009. –112 с.
  62. Петровский, А.В. Психология личности / А.В. Петровский. М.-1991
  63. Платонов, К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д. / К.К. Платонов. М., 2006. – 254 с.
  64. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов. М.: «Флинта», 2008.-152 с.
  65. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции / А.О. Прохоров. Казань.-1990.- 87 с.
  66. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 2005. – 440 с.
  67. Психология формирования и развития личности. / Под ред. А.И.Анциферова. — М., 2001.
  68. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д.Карвасарского– СПб.: Питер Ком, 1999. – 752 с.
  69. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.:Медпресса, 2002.-352 с.
  70. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.
  71. Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В.М. Розин // Мир психологии, 2009.- №1. - С. 15.
  72. Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.- 643 с.
  73. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. М.:Прогресс, 1993.-140 с.
  74. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие / Е.Ф. Рыбалко. - Л., 2009.-256 с.
  75. Сайко, Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции / Э.В. Сайко // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2009.- №1 - С.6.
  76. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 2006. - 324 с.
  77. Спортивная  борьба:  Ежегодник / Сост.  С.А.Преображенский; Редкол. Л.Ф.Колесник и др. - М. Физкультура и спорт, 2005.- 78 с.
  78. Тауберт, А.В. Китайский классический массаж / А.В. Тауберт. Издательство «Весь» -Добрые вести, Санкт-Петербург, 2000. - 115с.
  79. Теория   и   методика   физического   воспитания:   Учебное   пособие   для студентов пед. Институтов и пед. училищ по специальности. / Под ред. Б.М. Шияна - М.: Просвещение, 1998 - 115 с.
  80. Ткаченко, Б.И. Физиологические основы здоровья человека / Б.И. Ткаченко, П.И. Сидоров, В.Б. Брин, А.В. Завьялов, Ю.М. Захаров, Г.А. Кураев. - СПб., Архангельск: СГМУ, 2001.-728 с.
  81. Туманян,    Г.С.Спортивная    борьба:    отбор    и    планирование / Г.С. Туманян.    -    М.: Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.
  82. Туманян, Г.С. Научные основы планирования тренировки борцов / Г.С. Туманян. М.: ГЦОЛИФК, 2002. - 110 с.
  83. Филин, В.П.  О перспективном планировании тренировки спортсменов высших разрядов / В.П. Филин.- Теория и практика физической культуры, т. 22, вып.7, 2007.- 580 с.
  84. Харькин, В. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Харькин., А. Гройсман. М.:Изд-во Магистр, 2006. - 123 с.
  85. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс,1997.–608 с.
  86. Цигарелли, Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол.: Е. П. Ильин (отв. ред.) и др.]./ Ю.А. Цигарелли – Л.: ЛГУ, 2001. – 163 с.
  87. Чернов,   К.Л.   и   др.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки /К.Л. Чернов. Смоленск. - М., 2008.-129 с.
  88. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт /А.Г. Шмелев. СПб, Речь,2002.
  89. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи./ Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис. Спб.:Питер, 2000.-265 с.
  90. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред.  Д.И. Фельдштейна / Д.Б. Эльклнин. - М., 2004. - С. 169-175.
  91. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Ставск, 2006. – 440 с.

 

Заказать курсовую