Изменения личностных особенностей подростков, занимающихся спортом (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ подростков, ЗАНИМАЮЩИХСЯ спортом.. 8

1.1. Психологическая характеристика подростков. 8

1.2. Особенности физического развития в подростковом возрасте. 11

1.3. Значимые личностные качества подростков-спортсменов. 16

2. диагностика личностных качеств подростков - спортсменов  29

2.1. Организация и методы исследования. 29

2.2. Анализ результатов исследования. 33

2.3. Мероприятия психологической поддержки для спортсменов-единоборцев  46

Заключение. 53

Список использованных источников. 60

Приложения.. 63

 

Введение

 

Актуальность исследования. Занятия спортом служат причиной заметных изменений в личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Личность каждого спортсмена обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях соревнований проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежания неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка.

Спорт высших достижений принадлежит к таким видам де­ятельности, в которых в принципе невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженнос­тью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач; тогда у него воз­никают мотивы опасения за успех, сомнения в успехе. При час­том повторении таких ситуаций формируется мотивация избе­гания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборони­тельном характере поведения, снижении честолюбия и актив­ности в освоении атакующих средств. Спортсмены, сохранив­шие мотивацию достижения успеха, более активны, обладают меньшей тревожностью, большей уверенностью в своих силах, стремлением к соперничеству и готовностью к мобилизации всех сил для победы.

Серьезные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает больши­ми возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение про­исходят сами по себе и всегда имеют необходимую положитель­ную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно за­вышенные требования к спортсмену по части достижения вы­соких результатов на соревнованиях, неумелый волевой кон­троль, недостаточный учет и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в част­ности, к отставанию уровня психической надежности от физи­ческих качеств.

Спорт хорошее средство для развития и воспитания личностных качеств человека. Роль спортивной деятельности в формировании личностных качеств заключается в том, что она образует своеобразные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными,  компонентами личности, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительных размышлений и колебаний.

По мере повышения результатов со­ревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возмож­ностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходи­мую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмо­ции, те или иные психические процессы, умеет быстро восста­навливать духовные и физические силы.

Одной из признан­ных и популярных форм нормализации психической сферы являют­ся методы психической саморегуляции, с помощью которых осу­ществляются воздействия на различные вегетативные функции и системы организма, управления психическими процессами и состояниями, «перевоспитание» отдельных личностных черт, устранения негативных эмоциональных переживаний.

На основании вышеизложенного можно выделить проблему исследования: изменения личностных особенностей подростков, занимающихся спортом и возможность их коррекции.

Объект исследования: личностные качества подростков-спортсменов.

Предмет исследования: личностные качества, необходимые для занятий единоборствами.

Цель работы – изучение личностных качеств подростков,  занимающихся в спортивных секциях.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Теоретический анализ литературы в области психологии, педагогики, физического воспитания и спорта.
  2. Диагностика личностных качеств спортсменов, занимающихся спортом.
  3. Предложение мероприятий психологической помощи для коррекции личностных качеств подростков-спортсменов.

Гипотеза исследования: в связи с напряженными условиями соревнований у спортсменов-подростков могут происходить личностные изменения, поэтому необходима психологическая поддержка, направленная на развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психоло­гических особенностей, а также формирование специализированного восприятия предстартовых состояний, психи­ческой устойчивости, надежности спортсмена.

Теоретической основной исследования стали работы в области психологии по проблеме личности Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, К.К. Платонова. В работах К.Е.Изарда, Т.А.Немчина, В.И.Лебедева, В.Л.Марищук, Б.М.Теплова и др. хорошо описаны психические состояния, часто возникающие при работе в экстремальных условиях, к которым можно отнести и спортивные соревнования.

Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.Ш. Габдреевой; системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой; концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова.

Методологической основой работы является положение, согласно которому эмоции человека в форме переживаний отражают значимость явлений и ситуаций, со­стояний организма, внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внут­ренней регуляции деятельности (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, О.В.Дашкевич, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Р.Х.Шакуров), а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) и теория мотивации достижения Д.Аткинсона.

Для проведения экспериментального исследования был, осуществлен следующий выбор методов:

  1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы;
  2. Методы сбора фактического материала: наблюдение, психодиагностика;
  3. Методы статистической обработки полученных данных.

В рамках диагностики были использованы методики:

  1. Методика  диагностики  личности  на  мотивацию  к  успеху Т. Элерса;
  2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
  3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;
  4. Исследование уровня самооценки эмоциональных состояний по методике А. Уэссмана и Д. Рикса;
  5. Исследование  волевой саморегуляции  по тесту-опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 30 спортсменов, занимающиеся в спортивной секции дзю-до лицея-интерната п. Ургакш, Советского района в возрасте от 14 до 16 лет.

Новизна исследования состоит в том, что в работе представлен практический материал по развитию личностной сферы подростков-спортсменов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация и результаты исследований могут быть использованы в работе тренеров, преподавателей по физической культуре.

Структура работы. В настоящем варианте работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Список использованных источников

 

  1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. М.:Владос, 2002. - 176 с.
  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М: Изд-во МГУ,  2009. - 367с.
  3. Ашмарин,   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом    воспитании:    Пособие    для    студентов,    аспирантов    и преподавателей институтов физической культуры /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 223 с.
  4. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М.: ФИС, 2006.- С.50-73.
  5. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. — М., 2008.
  6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина. М., 2006. - С. 31-40
  7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 2008.
  8. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. М., 2007.
  9. Вальдман, А.В. Эмоции и поведение / А.В. Вальдман, Э.Э. Звартау. - Л., 2004.
  10. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 352 с.
  11. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М .: Смысл ;Per Se,2008.-220 с.
  12. Гомезо, М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2007.
  13. Грищенков, В.Н. Поединки на татами / В.Н. Грищенков, Е.И. Кочурко.- Минск: Полымя, 2007.- 223 с.
  14. Дойзер, Э. Здоровье спортсмена / Э. Дойзер. — М.: ФиС, 2008.
  15. Игуменов, В.М.   Спортивная   борьба:   Учебник   для студентов и учащихся факультетов физического воспитания пед. Учеб. Заведений / В.М. Игуменов,   Б.А. Подливаев. - М.: Просвещение, 2003. - 185 с.
  16. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 320 с.
  17. Карпенко, Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. / Л.А. Карпенко – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  18. Ковалёв, А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп./ А.Г.Ковалёв М.:Просвещение, 2006. - 391с.
  19. Колешао, А.А. Психология спортивной борьбы // Хрестоматия, под ред., И.П.Волкова / А.А. Колешао. - СПб.: Питер, 2002.- 384 с.
  20. Кон, И.С. Открытие «я» / И.С. Кон. М., 2007. - 366 с.
  21. Крайг, Г. Психология развития. 7-е международное издание / Г. Крайг. "Питер", Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск. 2000. - 319 с.
  22. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте /Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС, 2008.
  23. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. М.: Знание.- 2008. - 212 с.
  24. Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. — М.: ФиС, 2007.
  25. Маслоу, А. Мотивации и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  26. Матвеев,  Л.П.   Теория  и  методика  физической  культуры:   Учеб.  Для институтов физ. Культуры / Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 2009. - 235 с.
  27. Матвеев, Л.П.  Основы спортивной тренировки.  Физкультура и спорт / Л.П. Матвеев.  М., 2007. - 214с.
  28. Медведь, А.В. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы / А.В. Медведь, Е.И. Кочурко.- Минск: Полымя, 2008. - 144 с.
  29. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / В.В. Мироненко. М.: Просвещении, 2007. - 528с.
  30. Назаренко,   Л.Д.   Физиология   физического   воспитания   и   спорта / Л.Д. Назаренко. - Ульяновск, 2007. - 144 с.
  31. Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. — М.: ФиС, 2009.
  32. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Xудадов. — М.: ФиС, 2005.
  33. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. / Р.С. Немов М.: Владос, 1998. - 688 с.
  34. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. Л.:ЛГУ, 2009. - 192 с.
  35. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / В.Н. Панкратов. - М.:Институт психотерапии, 2008. - 352 с.
  36. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. М.: Педагогика, 2009. –112 с.
  37. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов. М.: «Флинта», 2008.-152 с.
  38. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции / А.О. Прохоров. Казань, 2009.- 87 с.
  39. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 440 с.
  40. Психология формирования и развития личности. / Под ред. А.И.Анциферова. — М., 2008.
  41. Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма, 1999.- 643 с.
  42. Спортивная  борьба:  Ежегодник / Сост.  С.А.Преображенский; Редкол. Л.Ф.Колесник и др. - М. Физкультура и спорт 1985.- 78 с.
  43. Тауберт, А.В. Китайский классический массаж / А.В. Тауберт. Издательство «Весь» -Добрые вести, Санкт-Петербург, 2007. - 115с.
  44. Теория   и   методика   физического   воспитания:   Учебное   пособие   для студентов пед. Институтов и пед. училищ по специальности. / Под ред. Б.М. Шияна - М.: Просвещение, 1998 - 115 с.
  45. Туманян,    Г.С.Спортивная    борьба:    отбор    и    планирование / Г.С. Туманян.    -    М.: Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.
  46. Туманян, Г.С. Научные основы планирования тренировки борцов / Г.С. Туманян. М.: ГЦОЛИФК, 2002. - 110 с.
  47. Филин, В.П.  О перспективном планировании тренировки спортсменов высших разрядов.- Теория и практика физической культуры, т. 22, вып.7. / В.П. Филин.- М., 2007. - 580 с.
  48. Харькин, В. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Харькин, А. Гройсман. Изд-во Магистр, 2006. - 123 с.
  49. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007.– 608 с.
  50. Чернов,   К.Л.   и   др.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки / К.Л. Чернов. Смоленск. - М., 2008. - 129 с.
  51. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. СПб, Речь,2002.

 

Заказать курсовую