Изучение межличностной конфликтности подростков, занимающихся в спортивной секции (курсовая)

Изучение межличностной конфликтности подростков, занимающихся в спортивной секции (курсовая)

Содержание

введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования межличностной конфликтности подростков, занимающихся в спортивной секции   8

1.1. Понятие конфликта в психологии. 8

1.2. Особенности личности подростка и возникновение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях в подростковом возрасте. 14

1.3. Особенности взаимоотношений в спортивных коллективах. 29

ГЛАВА 2. Эмпирическое ИССЛЕДОВАНИЕ межличностной конфликтности ПОДРОСТКОВ. 35

2.1.     Организация и методы исследования. 35

2.2. Анализ результатов исследований. 39

2.3. Рекомендации по коррекции межличностной конфликтности в подростковом коллективе. 54

заключение. 63

Список использованных источников. 67

Приложения.. 71

 

 

введение

 

Актуальность исследования. Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния.

В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей.

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - подростковой конфликтности.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Особенно важны благоприятные взаимоотношения в спортивных коллективах. Сыгранность спортивной команды достигается благодаря взаимному приспособлению (адаптации) как психофизиологических, так и личностных особенностей участников, формирующихся в условиях тренировочных занятий и соревнований, а также и в условиях проведения свободного времени и досуга.

Система личностных взаимоотношений создает для спортсменов условия не только заинтересованности, но и удовлетворения от пребывания в таком спортивном коллективе. Дружба, сплоченность спортивного коллектива, без которых немыслимы достижения в спорте определяются совместимостью в личностном аспекте (Установки, чувства, привычки, направленность личности, моральные принципы и т.п.). Проявление межличностной конфликтности в спортивных коллективах является негативных фактором, влияющим на спортивный настрой всего коллектива и сыгранность команды. В связи с чем необходимо изучать причины и особенности проявления конфликтности в спортивной команде на начальных этапах формирования спортивных команд, что и обусловило актуальность выбранной нами темы исследования: "Изучение межличностной конфликтности подростков, занимающихся в спортивной секции".

Надо отметить, что хотя эта проблема и изучена достаточно хорошо и глубоко, но она постоянно остается одной из важных при работе с межличностными отношениями в группах, в последнее время недостает публикаций, посвященных проблеме психологического климата в спортивных командах, сформированных в подростковом возрасте.

Объект исследования –личность подростков.

Предмет исследования: исследования межличностной конфликтности подростков.

Целью данной работы является изучение межличностной конфликтности подростков, занимающихся в спортивной секции и ее влияния на взаимоотношения и психологический климат в команде.

Исходя из этого задачами данной работы является:

1)                            на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить  общую характеристику подросткового возраста; особенности формирования и развития личности подростков; межличностные отношения подростков; особенности формирования взаимоотношений в спортивном коллективе;

2)                            провести эмпирическое исследование в 2-х группах  подростков с целью выявления влияния межличностной конфликтности подростков на взаимоотношения подростков со сверстниками;

3)                            сделать выводы и предложить рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях подростков, занимающихся в спортивной секции.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что межличностная конфликтность подростков влияет на взаимоотношения и психологический климат в группе: межличностная конфликтность в группе подростков, занимающихся в спортивной секции, значительно ниже, чем в группе подростков, на занимающихся спортом.

Методы исследования:

наблюдение;

тестирование;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

методика ЛИРИ по изучению проявления конфликтности в межличностных отношениях;

изучение психологического климата в коллективах экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

методика «Социометрия» по изучению статуса подростка в группе и межличностных отношений Дж. Морено.

Для того, чтобы определить, насколько точны проведены наши исследования в данной работе, мы воспользовались методом статистической обработки результатов - методом Стьюдента.

Методологическую базу исследования составляет теория возникновения кризиса в подростковом возрасте Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, среди которых можно назвать следующих авторов: А.Т. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Э. Иллеш, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.А. Осодрина, В.А. Петровского, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, А.У. Хараш и  др.

Проблема поведения в подростковом возрасте и сейчас привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.).

Экспериментальная база исследования. Исследования проведены с 40 подростками (2 группы по 20 человек), учащимися 6-7 классов МОУ СОШ г. Яранск, Кировской обл.

Новизна исследования: Проведены сравнительные исследования межличностной конфликтности подростков и ее влияния на психологический климат и взаимоотношения в коллективах подростков, занимающихся в спортивной секции и не занимающихся спортом.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности школьных психологов, педагогов в целях повышения эффективности спортивных результатов школьных спортивных команд.

Содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Список использованных источников

1. Алексеев, В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной, деятельности школьников./ В.А.Алексеева. - М.: Знание, 2008. - 207 с.

2. Беличева, С.А. Сложный мир подростка./ С.А. Беличева. - Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 2004. - 129 с.

3. Беличева, С.А. Этот "опасный" возраст./ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 67 с.

4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р. Бернс. - М.: Знание, 2002. - 230 с.

5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.:Совершенство, 2008. - 298 с.

6.   Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. / А.А. Бодалев— 2-е изд. — М.: Международ. пед. академия, 2005. - 320 с.

7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Берслав.- М.: Наука,  2009. - 320 с.

8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.:Питер, 1998 . - 170 с.

9.   Варга, А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей / А.Я. Варга, В.А. Смехов // Вестник МГУ. - Серия 14. - 2006.- № 4.- С. 22-32.

10. Волков, И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям / И.П. Волков // Научные исследования и разработки в спорте. – 2010.- № 1.- С. 5 – 10.

11. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: ФиС, 2006. - 182 с.

12. Выготский, Л.С. Педология подростка: проблемы возраста/ Л.С. Выготский.  Собр.соч.: в 6 т,  Т.4.- С. 5-220; т 1, 1983. – С. 244-269.

13. Галузинский, В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса / В.М. Галузинский. - Тарту, 2009. - 212 с.

14. Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. - М.:Знание, 2003. - 459 с.

15. Гришина, Н.В.  Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В. / Н.В. Гришина. - М.: Профи, 2003. - 340 с.

16. Дербенев, Д.П. Социальная адаптация подростков / Д.П. Дербенев // Со­циологический журнал. - 2007. - № 1—2. - С. 143—145.

17. Зимелева, З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей / З.Л. Зимелева // Психологическая наука и образование. - 2010.-№4.- С. 22-27.

18. Кисловская, В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном обще­нии (в возрастном плане): Автореф. Дис. канд. психол. Наук / В.Р. Кисловская. - М. : МГУ, 2007. – 178 с.

19. Ковалев, В. В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в наруше­ниях поведения, как форма психогенных расстройств у детей и подростков / В.В. Ковалев // Журн. невропатологии и психиатрии.  - 2009. - № 10. - С. 1386—1391.

20. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка./ Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.:Просвещение, 2006. - 220 с.

21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах./ Я.Л. Коломинский. - Минск, 2005.- 321 с.

22. Кон, И.С. Открытие "я"./ И.С. Кон. - М.: Дрофа, 2007. - 320 с.

23. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты/ В.Т. Кондрашенко. - Минск: Беларусь, 2008. -203 с.

24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., Питер, 2000. - 992 с.

25. Краковский, А.П. О подростках./ А.П. Краковский.-  М.: Дрофа, 2009. - 254 с.

26. Краткий психологический словарь./Сост. А.Л.Карпенко; под общ. ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.:Политиздат, 1985.- 431с.

27. Личко, А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение, 1977. - 420 с.

28. Локтионова, М. Подросток на перекрестке эпох./Под ред. Кривцо­вой С.В./ М. Локтионова.-  М.: Генезис.- 2007.- 167 с.

29. Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Мыс­ль.-2008.- 270 с.

30. Мудрик,  А.В. Общение  как  фактор воспитания школьников. / А.В. Мудрик. - М.: Знамя, 2000.- 160 с.

31. Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" / А.В. Мудрик // Семья и школа.- 2008. - №10. - С.43-46

32. Найдиффер, Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / Р.М. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт, 2007.  –220 с.

33. Немов, С.Р. Психология./ С.Р. Немов.- М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

34. Петровский, А.В. К проблеме самоопределения личности в группе./ А.В.Петровский.- М.: МГУ, 2000. – 250 с.

35. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности/ А.В. Петровский. — М.: Спарк, 2007. - 420 с.

36. Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс, 2010.- 340 с.

37. Психологические  особенности   самосознания подростка./ Под ред. М.И.Боришевского.- Киев.: "Вища школа", 2010. - 119 с.

38. Психологические  проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. -М.:Наука, 2006.-С.319-342.

39. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. -М.: Питер, 2003. - 320 с.

40. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов. - М.: «Флинта», 2008.-152 с.

41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. -СПб.: СПбУ, 2000. – 460 с.

42. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Смена, 2009. - 420 с.

43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов. - М.: НОРМА, 2006. - 320 с.

44. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 2003.-190 с.

45. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

46. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе./ М.М. Рыбакова.- М.: Просвещение, 2009. - 314 с.

47. Фельдштейн, Д.Н. Психология воспитания подростка/ Д.Н.Фельдштейн.- М.: Педагогика, 2007. - 82 с.

48. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., Педагогика, 2007. - 96 с.

49. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова.- М.:Знание, 2004.- 180 с.

50. Чернов,   К.Л.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки / К.Л. Чернов. - Смоленск. - М., 2008.-129 с.

51. Шорохова, Е.В. Проблема "Я" и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. /Е.В. Шорохова.- М.: Знание, 2006. - 128 с.

52. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.В. Фролов. - М.: БЕК, 2007. - 340 с.

Заказать курсовую