Изучение роли сюжетно-ролевой игры и ее влияния на формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава I.  Особенности сюжетно-ролевой игры и ее роль в формировании положительного отношения к труду у старших дошкольников.. 7

I.1. Роль игры в жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. 7

I.2. Виды игр старших дошкольников. Особенности сюжетно-ролевых игр  в старшем дошкольном возрасте  10

I.3. Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование положительного отношения к труду у  старших дошкольников. 18

Глава II.  формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры... 31

II.1. Диагностические исследования отношения к труду у дошкольников. 31

II.2. Система мероприятий формирования положительного отношения к труду у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. 33

II.3. Динамика формирования положительного отношения к труду у дошкольников через сюжетно-ролевые игры.. 47

заключение. 52

список использованной Литературы... 55

Приложения.. 59

Введение

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский[11] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко [43]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления личности.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия (Р.С.Буре, 1987; Г.Н.Година, 1987; Е.И.Радина, 1974; Д.В.Сергеева, 1987; А.Г.Тулегенова, 1978; и др.).

В дошкольном возрасте труд тесно связан с игрой, с бытовой деятельностью. Он выражается в основном в элементарном самообслуживании (самостоятельное одевание, умывание, уборка игрушек и др.), в выполнении отдельных поручений, гигиенических требований. Маленьких детей не столько интересует результат, сколько сам процесс труда, они еще плохо различают игру и труд. При правильном воспитании труд у них будет выделяться как самостоятельная деятельность, постепенно они начнут понимать его смысл. Такой труд содействует развитию целенаправленности, ответственности, стремления добиваться определенного результата.

Особую роль в воспитании положительного отношения ребенка к труду играют сюжетно-ролевые игры. В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию положительного отношения к труду в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе проведения сюжетно-ролевых игр все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В последние годы (1990 — 2001) трудовое вос­питание дошкольников не является предметом исследования, не включается оно и в программы воспитания и обучения дошколь­ников, что безусловно вызывает тревогу, так как ограничивает дей­ственную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка. В том числе в настоящее время недостаточно современных публикаций по исследованию роли игровой деятельности на воспитание положительного отношения к труду в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[68], Запорожец А.В.,[21] Усова А.П.[49], Жуковская Р.И.[17;18], Менджерицкая Д.В.[36] и многие другие.

Объектом исследования является положительное отношение к трудовой деятельности детей.

Предметом исследования  - процесс формирования положительного отношения к труду у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Целью данной работы является изучение роли сюжетно-ролевой игры и ее влияния на формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников. Исходя из этого задачами данной работы являются:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

провести диагностические исследования особенностей отношения к трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать методику формирования положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза: мы предполагаем, что сюжетно-ролевые игры позволяют эффективно влиять на формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов. Вопросам игры и игрушки, а также влиянию игры на взаимоотношения дошкольников посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Методами исследования является:

изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

наблюдение;

приемы психодиагностики;

математическая обработка результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада «Радуга» п.Помары в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования. Нами разработана и апробирована система мероприятий по формированию положительного отношения к труду у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр, которая может быть использована в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования. Представлены конспекты бесед с детьми о труде взрослых, чтение художественных произведений, рассмотрение атрибутов трудовой деятельности.

 

Заказать диплом