Изучение социально-психологического климата коллектива педагогических работников методом тестирования (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАССМОТРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 7

1.1. Изучение понятия «социально-психологический климат» в отечественной и зарубежной психологии. 7

1.2. Особенности экспериментального изучения психологического климата  17

2. Экспериментальное исследование психологического климата методом тестирования.. 25

2.1. Организация и методы исследования. 25

2.2. Анализ результатов исследования. 29

2.3. Работа  по улучшению психологического климата в коллективе. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

Список использованных источников. 49

Приложения.. 53

 

Введение

Актуальность исследования. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к изучению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности личности в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей ,постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности.

В 60-е годы требования научно-технического прогресса в стране способствовали изучению социально-психологической проблематики жизни коллективов: производственных, научных, школьных, военных и др.

Исследованиям по формированию психологического микроклимата посвящены работы известных отечественных психологов:  А.Г. Ковалева[19], А.А.Бодалева [5],  Б.Д. Парыгина [36], Я.Л. Коломинского [20,21], У.Хейторна  и других. Изучением производственных коллективов занимались К.К. Платонов и его сотрудники [39], проанализировавшие основные признаки коллектива. В исследованиях Е.С. Кузьмина [23], В.И. Зацепина [16], А.А. Русалиновой [44] раскрыты вопросы структуры коллектива и типов взаимоотношений в коллективе.

Б.Ф.Ломов [26] включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований были открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. Это работы таких исследователей, как Л.И. Уманский [49], А.В. Петровский [37], Н.И. Обозов [34] В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов [7, 8] и др.

Проблемой социально-психологического климата коллектива или группы также занимались Р.С.Немов [33], А.В.Петровский [37], В.В.Шпалинский [53], В.В.Бойко [8], А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов, Б.Ф.Ломов [47] и другие авторы. Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Е.Саут, О.Келлер, Сишор, Р.Мариотт, Р.Камминс, Д.Кинг, У.Шутц и другие зарубежные психологи.

Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

В нашей работе социально-психологический климат определяется, согласно Р.С. Номову, как «…нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений» [33, с. 466] и характеризуется сплоченностью членов группы, доброжелательностью отношений, наличием совместных целей и интересов, активностью, взаимностью симпатией членов групп. О плохом социально-психологическом климате свидетельствуют отсутствие интереса и симпатии к членам группы, конфликтность в отношениях, ссоры, инертность группы, нетерпимость к мнению других, отсутствие общих интересов, равнодушие к успехам и неудачам группы.

Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производственного и учебного процесса, что является особенно актуальным. Однако в настоящее время все еще недостает практических и теоретических разработок, направленных на изучение социально-психологического климата коллектива педагогических работников методом тестирования. Все это и определило проблему исследования.

Объект исследования: психологический климат в трудовом коллективе.

Предмет исследования: изучение психологического климата в коллективе педагогических работников методом тестирования.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей психологического климата трудового коллектива методом тестирования.

Задачи исследования:

1) изучить понятие и особенности психологического климата коллектива;

2)  изучить возможности исследования психологического климата коллектива методом тестирования;

3) провести диагностические исследования психологического климата педагогов школы;

4) провести тренинг на сплоченность трудового коллектива и формированию благоприятного психологического климата исследуемого коллектива.

Гипотеза: мы предполагаем, что изучение психологического климата коллектива методом тестирования будет более эффективным, если сформировать последовательный комплекс методик, состоящий из методики, направленной на изучение эмоциональной составляющей психологического климата, сплоченности и склонности личности к конфликтам.

Методологическую основу исследования составляет теория Ковалева А.Г. о межличностных взаимоотношениях в малых группах и их влиянии на психологический климат в коллективе.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов.

Методы исследования: тестирование, математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования: методика Лутошкина Л.Н. по определению психологического климата в группе на эмоциональном уровне; методика К.Томаса по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению; определение индекса сплоченности по методике Сишора.

Экспериментальная база: В данной работе проведено исследование психологического кли­мата трудового коллектива педагогических работников МОБУ «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» в количестве 30 человек.

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

На третьем этапе осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования.

Новизна исследования: на основании мотивационно-ориентированной модели межличностных отношений проанализирована ситуация в коллективе, ее влияние на психологический климат.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике организации благоприятного социально-психологического климата педагогов, способствующего оптимальным взаимоотношениям и положительному учебному процессу.

 

Список использованных источников

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]/ Г.М. Андреева. - М.: Асток Пресс, 1998. – 560 с. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm
  2. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 192 с.
  3. Антипина, Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии / Г.С. Антипина. - Л.:ЛГУ.- 2007.- 158 с.
  4. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат организации / Т.А. Афанасьева // Мир психологии. - 2002. - №2. - С.117
  5. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Электронный ресурс ]/ А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. – С.122-126. – Режим доступа:  http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php
  6. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. - М. Воронеж, 2007. – 350 с.
  7. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. - М.: Мысль, 2003. – 220 с.
  8. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л.: ЛГУ, 2000. – 120 с.
  9. Брудный, В.И. Психолого-педагогические основы управления производством / В.И. Брудный, В.А. Семов. - Одесса: Маяк, 2002. – 320 с.
  10. Вендеров, Е.Е. Психологические проблемы управления / Е.Е. Вендеров. - М.: Экономика, 2000. – 430 с.
  11. Гительмахер, Т.Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю / Т.Б. Гительмахер, А.Б. Зайцев. - Иваново: Ивановский ТУ, 2006. – 310 с.
  12. Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе / Н. В. Гусева // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 59-62.
  13. Давыдов, В.М. Психологическая совместимость в трудовых коллективах / В.М. Давыдов, Д.И. Ладанов. - М., 2005. – 180 с.
  14. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. -  Изд-во МУ, 2004. – 187 с.
  15. Ершов, А.А. Личность и коллектив / А.А. Ершов. Л.: Знание, 2006. – 178 с.
  16. Зацепин, В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе / В.И. Зацепин. - Л., 2003. – 200 с.
  17. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского /В 4-х кн. – М.: Новая школа, 2004. – 368 с.
  18. Кайдапов, Д.П. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д.П. Кайдапов, Е.И. Суименко.- М.:Мысль, 2006. - 254 с.
  19. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Наука, 2008.-178 с.
  20. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006.- 240 с.
  21. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 2008.- 220 с.
  22. Кричевский, Д.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект / Д.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Издательство МТУ, 2001. – 220 с.
  23. Кузьмин, Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов / Е.С. Кузьмин. - М., 2008. – 340 с.
  24. Лебедев, В.И. Психология управления / В.И. Лебедев. - М: Агропромиздат, 2001. – 190 с.
  25. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы /Э.Э. Линчевский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 287 с. – Режим доступа: http://www.skitalets.ru/books/psyh
  26. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов.- М.: Наука, 2007.- 229 с.
  27. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Просве­щение.- 2008.- 247 с.
  28. Макаренко, А.С. Сочинения. Т. V. - [Электронный ресурс]/ А.С. Макаренко. - М., 1960.- Режим доступа: http://pioner0001.narod.ru/referat1.html
  29. Мансуров, Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов / Н.С. Мансуров. - М., 2002. – 179 с.
  30. Мастенбур, У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации / У. Мастенбур. - М., 1998. – 340 с.
  31. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И. Донцова, М.: Просвещение.- 2001.- 320 с.
  32. Морено Я.Л. Социометрия / Я.Л. Морено. – М., 2010. – 77 с.
  33. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. – М.: Педагогика, 2004. – 200 с.
  34. Обозов, Н.И. Психология межличностных отношений / Н.И. Обозов. - Киев, 2010. – 240 с.
  35. Орлова Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения. /Отв.ред.Е.В.Шорохова и др. / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. - М.:Наука, 2006.- 314 с.
  36. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора / Б.Д. Парыгин.- Л.:Наука, 2001.-192 с.
  37. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. - М., 2007. – 230 с.
  38. Платонов, К.К. Что изучает общественная психология / К.К. Платонов. -М., 2007. – 300 с.
  39. Платонов К.К. Социально-психологический климат коллектива / К.К. Платонов, В.Г. Козяков. - М., 2007. – 167 с.
  40. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.И. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Сфера, 2008. – 140 с.
  41. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
  42. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007. – 320 с.
  43. Рубахин, В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления / В.Ф. Рубахин // Вопросы психологии. - 2003. - №4. – С.22-27
  44. Русалинова, А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование / А.А. Русалинова. - Л., 2007. – 320 с.
  45. Рощин, С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность / С.К. Рощин. - М.: Наука, 2005. – 190 с.
  46. Сартан Г.Н. Создание нужного психологического климата в организации – [Электронный ресурс] / Г.Н. Сартан. – Режим доступа: http://4jo.ru/st7.html
  47. Социально-психологический климат [Электронный ресурс] / Краткий экономический словарь. – М.: Интерсофт, 2005. – Режим доступа: http://www.ekoslovar.ru.
  48. 48. Типы лидерства и особенности самосознания лидера в малой молодежной группе// Кострома, 2009. - С. 94-96.
  49. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2010. – 250 с.
  50. Хрестоматия по социальной психологии. – М., 1994.
  51. Шепель, В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями / В.М. Шепель.- М., 1994.-187 с.
  52. Шибутани, Т.С. Социальная психология / Т.С. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 390 с.
  53. Шпалинский В.В. Психология менеджмента / В.В. Шпалинский. – М.: УРАО, 2010. – 184 с.
  54. Шорохова Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, О.И. Зотова, Е.В. Семенов. - М.: Наука, 2003. – 240 с.
  55. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. – 179 с.
  56. Щедрина Е.В.Исследование явления референтности в системе межличностных отношений:Автореф.диссканд. псих. наук. / Е.В. Щедрина. -М.,1979. - 22с. – Режим доступа: http://www.skitalets.ru/books/psyh

Заказать курсовую