Изучение стиля конфликтного поведения в коллективе подростков методом тестирования (курсовая)

Содержание

 

введение. 3

1.Теоретические аспекты особенностей стиля поведения подростков в конфликтных ситуациях.. 7

1.1. Понятие конфликта в психологии. 7

1.2. Особенности личности подростка и возникновение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях в подростковом возрасте. 21

1.3. Методы тестрирования в изучени конфликтного поведения. 34

2.Практическое ИССЛЕДОВАНИЕ стиля конфликтного поведения в коллективе ПОДРОСТКОВ. 43

2.1.Организация и методы исследования. 43

2.2. Анализ результатов исследования. 46

2.3.Рекомендации по коррекции конфликта в подростковом коллективе  59

заключение. 66

Список использованных источников и литературы.. 69

Приложения.. 73

 

 

введение

 

Актуальность исследования. Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния.

В  настоящее   время   проблема   конфликта   является актуальной  как  в  педагогическом  процессе,  так и  в повседневной жизни.

К возникновению конфликта и его разрешению проявляют большой интерес психологи и те, кто связан с проблемами взаимодействия людей [15]. Поведение, как считает большинство психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а так же теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации.

В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы – стиля поведения подростков в конфликте.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов [25].

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах [12, 17, 19, 40]. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания [43, С. 120].

Особенностью конфликтного поведения подростков  является то, что оно обусловлено возрастными задачами и является неотъемлемым атрибутом в свете  общей противоречивости и конфликтности подросткового возраста. Данное поведение может быть связано с внутриличностными конфликтами,  частыми у подростков, стремлением самоутвердиться среди сверстников, проблемами сепарации от родителей и т.д. Именно потому, что конфликтность всегда сопутствует данному периоду, перед педагогами, психологами встает вопрос о способах профилактики, разрешения конфликтов в подростковом возрасте.

Особенности стиля поведения подростков в конфликте можно исследовать различными методами, одним из основных среди которых является метод тестирования.

Важной сферой применения тестов является область социальных отношений, поскольку именно тести­рование помогает своевременно выявлять назрева­ющие конфликтные ситуации и находить пути их эффективного разрешения. Надежность данных, полученных в результате грамотно проведенного тестирования, составляет порядка двадцати – семидесяти процентов,  в зависимости от используемых методик и квалификации интерпретатора. Именно поэтому, для тестирования, как правило,  подбираются проверенные, валидные методы, охватывающие наиболее важные для данной проблематики аспекты, что и обусловило актуальность выбранной нами темы исследования: «Изучение стиля конфликтного поведения в коллективе подростков методом тестирования».

Надо отметить, что хотя эта проблема и изучена достаточно хорошо и глубоко, но она постоянно остается одной из важных при работе с подростками, в последнее время недостает публикаций, посвященных проблеме поведения подростков в конфликтах.

Объект исследования –личность подростков.

Предмет исследования: стиль конфликтного поведения в коллективе подростков.

Целью данной работы является изучение стиля конфликтного поведения в коллективе подростков методом тестирования.

Исходя из этого задачами данной работы является:

1)                            на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понятие конфликта и конфликтного поведения, а также дать общую характеристику подросткового возраста; особенности формирования и развития личности подростков; межличностные отношения подростков; особенности формирования взаимоотношений в коллективе подростков; особенности стиля поведения подростков в конфликте;

2)                            провести исследование методом тестирования особенностей стиля конфликтного поведения в коллективе  подростков;

3)                            сделать выводы и предложить рекомендации для разрешения конфликта в отношениях подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личностные особенности подростков и статусное положение в коллективе влияют на стиль конфликтного поведения в коллективе подростков.

Методы исследования:

тестирование;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

-                      тест К.Томаса по изучению поведения в конфликтных ситуациях;

-                      методика социометрии Морено - изучение межличностных взаимоотношений;

-                      методика Шмишека - изучение личностных особенностей подростков.

Для того, чтобы определить, насколько точны проведены наши исследования в данной работе, мы воспользовались методом статистической обработки результатов - методом Спирмена.

Методологическую базу исследования составляет теория возникновения кризиса в подростковом возрасте Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, среди которых можно назвать следующих авторов: А.Т. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Э. Иллеш, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.А. Осодрина, В.А. Петровского, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, А.У. Хараш и  др.

Проблема поведения в подростковом возрасте и сейчас привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.).

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 20 подростками, учащимися 7 класса Руэмской средней школы Медведевского района РМЭ.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности школьных психологов, педагогов.

Содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Список использованных источников и литературы

1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной, деятельности школьников./ В.А.Алексеев. - М.: Знание, 2009.-207 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.- СПб.: Питер. - 2007

3.  Беличева, С.А. Этот "опасный" возраст./ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 67 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р. Бернс. - М.: ЛТД, 2008. - 230 с.

5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 2008. - 298 с.

6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. / А.А. Бодалев— 2-е изд. — М.: Международ. пед. академия, 2005.-320 с.

7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Берслав.- М.: Наука,  2009. - 320 с.

8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.:Питер, 1998 . - 170 с.

9. Варга, А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей / А.Я. Варга, В.А. Смехов // Вестник МГУ. - Серия 14. - 2006.- № 4.- С. 22-32.

10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоле­ния критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Ико,  2009. - 200 с.

11. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967. - 256 с.- Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_5.html

12. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста/ Л.С. Выготский.- Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т 1,1983. 244-269. – Режим доступа: http://www.koob.ru/vigodsky_v_l/pedag_psihologiya

13. Галузинский, В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса / В.М. Галузинский. - Тарту, 2009. - 212 с.

14. Гришина Н.В.  Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

15. Громова О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. - М.: Профи, 2009.-459 с.

16. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков / Д.П. Дербенев // Со­циологический журнал. - 2007. - № 1—2. - С. 143—145.

17. Зимелева, З.Л. Агрессивное поведение подростков и лич­ность родителей / З.Л. Зимелева // Психологическая наука и образование. - 2010.-№4.- С. 22-27.

18. Кисловская, В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном обще­нии (в возрастном плане): Автореф. Дис. канд. психол. Наук / В.Р. Кисловская. - М. : МГУ, 2007. – 178 с.

19. Ковалев В. В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в наруше­ниях поведения, как форма психогенных расстройств у детей и подростков/ В.В. Ковалев//Журн. невропатологии и психиатрии. - 2009.- № 10.- С. 1386—1391.

20. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка./ Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков.- М.: Дрофа, 2008. - 220 с.

21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах./ Я.Л. Коломинский. - Минск, 2005.- 321 с.

22. Кон И.С. Открытие "я"./ И.С. Кон.- М.: АСТ, 2008. - 320 с.

23. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты/ В.Т. Кондрашенко. - Минск: Беларусь, 2008. -203 с.

24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., Питер, 2000. - 992 с.

25. Краковский, А.П. О подростках./ А.П. Краковский.-  М.: Дрофа, 2009. - 254 с.

26. Краткий психологический словарь./Сост. А.Л.Карпенко;Под об­щ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1985.- 431с.

27. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение, 1983. - 420 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0359/2_0359-216.shtml

28. Локтионова, М. Подросток на перекрестке эпох./Под ред. Кривцо­вой С.В./ М. Локтионова.-  М.: Генезис.- 2007.- 167 с.

29. Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Мыс­ль.-2008.- 270 с.

30. Мудрик  А.В. Общение  как  фактор  воспитания школьников. / А.В. Мудрик. - М.: АСТ, 2010.- 160 с.

31. Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" / А.В. Мудрик // Семья и школа.- 2008. - №10. - С.43-46

32. Немов, С.Р. Психология./ С.Р. Немов.- М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

33. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе./ А.В.Петровский.- М.: Скиф, 2009.- С.149-154.

34. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности/ А.В. Петровский. — М.: Спарк, 2007. - 420 с.

35. Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс, 2010.- 340 с.

36. Психологические  особенности   самосознания подростка./ Под ред. М.И.Боришевского.- Киев.: "Вища школа", 2011.- 119 с.

37. Психологические  проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. -М.:Наука, 2006.-С.319-342.

38. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Питер, 2003.- 320 с.

39. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Смена, 2009. - 420 с.

40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2000. – 624 с.

41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов. - М.: НОРМА, 2006. - 320 с.

42. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. - М., 2002.-315 с.

43. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

44. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе./ М.М. Рыбакова.- М.: Просвещение, 2010. - 314 с.

45. Фельдштейн, Д.Н. Психология воспитания подростка/ Д.Н.Фельдштейн.- М.: Педагогика, 2007. - 684 с.

46. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., Педагогика, 2007. - 96 с.

47. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.: БЕК, 2007. - 340 с.

48. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова.- М.:Знание, 2004.- 180 с.

49. Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. /Е.В. Шорохова.- М.: Знание, 2006.-128 с.

50. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. - Минск., 2011. – 397 с.

51. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Издательство Института психотерапии, 2005. - 496 с.

Заказать курсовую