Компьютерная игра как средство развития логического мышления дошкольников (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования развития логического мышления с помощью компьютерных игр в дошкольном возрасте  9

1.1. Понятие, сущность и виды мышления. 9

1.2. Игра - основной вид деятельности в дошкольном детстве. Особенности и виды электронных игр для дошкольников. 21

1.3. Развитие логического мышления с помощью компьютерных игр в старшем дошкольном возрасте. 35

Глава 2. Система работы по развитию логического мышления старших дошкольников посредством компьютерных игр в доу   42

2.1. Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников  42

2.2. Организация работы по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием компьютерных игр. 55

2.3. Анализ эффективности развивающей работы.. 71

Заключение. 76

Литература.. 80

Приложения.. 85

Введение

Актуальность дипломного исследования. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Не менее важны навыки зрительно-двигательной координации, развитая мелкая моторика рук.

В работах ведущих отечественных психологов [6; 9; 25; 32; 36] были вскрыты основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников и младших школьников. Значительно меньше разработана проблема развития мышления детей, а также проблема перехода от допонятийных форм мышления к понятийным.

Л.С.Выготский [9] выдвинул гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из внешней деятельности; П.П.Блонский [1] показал, что развитие мышления связано с общим развитием ребенка: действие переходит в мысль, мысль рождает действие — такова диалектика динамических переходов и взаимосвязей воли и мышления; А.Н.Леонтьев [32] под развитием психики ребенка понимал развитие как внешней, так и внутренней деятельности. Признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение ведущего типа деятельности, от совершенствования которого зависят главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития; С.Л. Рубинштейн [52]  раскрывал процесс мышления как сложную аналитико-синтетическую деятельность, включающую в себя анализ проблемной ситуации, воспроизведение знаний, необходимых для решения задачи, перенос усвоенных способов действий; П.Я.Гальперин [11] выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных действий, при которой переход от внешнего действия к внутренним включает в себя строго определенные этапы.

Н.Н. Подъяков [48] специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления. Зак А.З. [23] в своих работах отмечает роль мыслительной деятельности в умственном развитии детей. Игровые задания и упражнения способствуют различным видам мышления ребенка, которые могут быть выявлены и исследованы методиками разработанные Заком А.З. Столяр А.А. [62] представил методологические, теоретические и дидактические основы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

В последние годы овладение умственными действиями логического типа и формирование понятий в дошкольном возрасте явились предметом специального изучения в работах П.Я.Гальперина [11], Д.Б.Эльконина [65] и др. В этих работах обнаружилось, что при определенных условиях обучения, созданных на основе теории поэтапного формирования умственных действий, полноценные логические действия, соответствующие уровню не только конкретных, но и формальных операций (по терминологии Пиаже), могут складываться уже у пяти—шестилетних детей.

Одной из теорий развития мыслительной деятельности дошкольников является теория игр. В современной педагогической теории игра рассматри­вается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не  количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребно­сти; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует пси­хическому развитию.

В игре происходит умственное воспитание ребенка - формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Компьютеризация школьного обра­зования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на за­нятиях в детских садах только начи­нается.

Исследования ученых [2; 3; 4; 12; 13-15; 40; 51; 63; 64] показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или при­менения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших клас­сах, затем переместилась в средние и начальные, а ныне достигла дошколь­ного возраста. Во многих странах (в частности, в США, Великобритании, Франции, Бельгии) уже создаются и апробируются государственные проек­ты введения компьютеров в начальной школе и дошкольных учреждениях.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет. Однако, несмотря на то, что в настоящее время педагогами признается значимость компьютерных игр в развитии интеллектуальной сферы дошкольников, все еще недостаточно теоретических и практических разработок, посвященных данной проблеме. Этим обосновывается актуальность и выбор темы дипломного исследования – «Компьютерная игра как средство развития логического мышления дошкольников».

Объектом исследования является логическое мышление детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр.

Целью данного исследования является определение места компьютерных  игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что педагогически организованное использование компьютерных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ является средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим задачами данного исследования стали:

  1. проанализировать труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов  об особенностях развития логического мышления дошкольников;
  2. провести диагностическое исследование основ развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  3. разработать и педагогически обосновать систему мероприятий по использованию компьютерных игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс методов:

  • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • разработка и апробация методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности использования компьютерных игр с целью развития логического мышления старших дошкольников;
  • математические и статистические методы обработки результатов;

Методологической основной исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики и информатики. Проблемам мышления посвящены работы Выготского Л.С. (1984); Давидчук А.Н. (1973); Запорожца А.В. (1986); Поддьякова Н.Н. (1977); Симановского А.Э. (1996); Турунтаевой Т.В. (1980); Эльконина Д.Б., Бохорского Е.М. (1971).

Возможности применения компьютерных игр освещались такими авторами как Бальчитис Б. И. (1989);  Болтянский В. Г., Рубцов В. В. (2000); Глушкова Е. К., Леонова Л. А.(2000); Махачева М. Д. (2004); Новоселова С. Л., Габдулисламова Л., Каримов М.  (2005); Тарловская Н. Ф. (2003); Чайнова Л. Д. (2002); Горвиц Ю. М. (1990; 1999; 2004)

Методиками исследования логического мышления стали:

  • методика «Составление рассказа» (методика Басова А.В.);
  • методика «Сравнение понятий» (методика А.Р. Лурия)
  • тест школьной зрелости (методика И.Иразека)
  • методика «Сюжетные картинки» (методика Ермолаевой М.В.)
  • методика «Четвертый лишний» (методика Ермолаевой М.В.)

Новизна исследования: Нами сделана попытка выявить роль компьютерных игр в развитии логического мышления дошкольников.

Теоретическая значимость: Определены особенности, значимость и содержание компьютерных игр как средства развития логического мышления дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработан прикладной аспект – Система мероприятий  с использованием компьютерных игр для развития логического мышления старших дошкольников.

Экспериментальная база: обследование проводилось в ДДУ №66 г. Йошкар-Олы с детьми подготовительной группы в возрасте 6 лет. Было обследовано 15 детей: 6 мальчиков и 9 девочек. Кроме того, в качестве контрольной группы принимали участие в исследовании еще 15 старших дошкольников, с которыми развивающая работа проводилась без использования компьютерных игр.

Данной работой могут воспользоваться педагоги ДОУ и родители в семье.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 85 страницах, списка литературы  в количестве  66 источников и  9 приложений.

Заказать диплом