Конфликты и конфликтные ситуации в среде осужденных (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования конфликтных ситуаций в среде осужденных.. 9

1.1.    Понятие конфликтов в трудах отечественных и зарубежных психологов  9

1.2. Особенности и причины конфликтов в среде осужденных. 16

1.3. Психологические особенности групп осужденных. 24

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная диагностика  конфликтов в среде осужденных в местах лишения свободы.. 40

2.1. Методы диагностики и коррекции конфликтов в среде осужденных. 40

2.2. Программа коррекции конфликта в среде осужденных. 50

2.3. Результаты экспериментальной работы.. 64

Заключение. 68

Библиография.. 73

Приложение. 78

Введение

Актуальность исследования. В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности и группы осужденных.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитен­циарная психология призвана разрабатывать практические реко­мендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы пси­хологической коррекции личности преступников. Особенно актуальными являются психологические методы работы с осужденными в период возникновения конфликтных ситуаций в местах лишения свободы.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Лишение человека свобод, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Но можно выделить основные психологические симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а  иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера лишения свободы, изоляции, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания к личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности.

Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния. В настоящее время взгляды на природу  и формы конфликтов настолько многообразны, что возникли целые школы и направления, научные дисциплины, в частности, конфликтология.

Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни общества.

К проблеме конфликтов в отечественной социальной психологии до недавнего времени относились с предубеждением. В основном конфликты рассматривались в контексте изучения "социально-психологического" или так называемого "морального кли­мата" в коллективе. Но эти термины приводили к сужению понятия о сущности кон­фликтных отношений. Они говорили о противоречиях в мягкой форме, подчеркивали их "неантагонистический" характер.

В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Петровской Л.А., содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология [39]. Анцуповым А.Я. и Шипиловым А.И. выделяются: сущность конфликта, его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта [3].

Так, Платонов К.К. и Казаков В.Г. определяли конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [41]. Ершов А.А. определял конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [20]. Гришина Н.В. рассматривала конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [9]. Кайдапов Д.П. и Суименко Е.И. называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [25].

Ковалев А.Г. считает, что конфликт - это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения [28]. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

По данным американских исследователей Томаса К. и Ронди Л., конфликтность в значительной степени обусловлена субъек­тивностью в оценках собственного поведения и поведения окружающих людей [43].

В отечественной литературе подчеркивается также существен­ная зависимость конфликта от внешнего окружения, в котором дан­ный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого окружения является социально-психологическая среда, то есть различные социальные группы с их специфическими особенностями, в том числе и группы осужденных.

Вопросами психологических особенностей осужденных занимались такие авторы как Глоточкина А.Д., Пирожков В.Ф., Еникеева М.И., Гернет М.Н., Ковалев А.Г., Шиханцов Г.Г., Васильев В.Л.,  Ратинов А.Р. и др.

Вопрос о роли конфликтов в детерминации преступного поведения ставили Астемиров З.А., Елеонский В.А., Ратинов А.Р., Сафронов А.Д. и др. Тем не менее, исследований по проблеме возникновения и протекания конфликтов, а также способов их коррекции в среде осужденных в местах лишения свободы недостаточно, чем актуализирован выбор темы данной исследовательской работы.

Объект исследования –  психологические особенности различных групп осужденных.

Предмет исследования –  конфликты и конфликтные ситуации в среде осужденных.

Целью дипломной работы является выявление методов и приемов психологической коррекции конфликтных ситуаций в среде осужденных.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

  • провести теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных психологов по проблеме исследования;
  • выявить особенности и причины конфликтов в исправительных учреждениях;
  • изучить психологические особенности групп осужденных;
  • подобрать методы диагностики и  коррекции конфликтов в группе осужденных;
  • разработать программу коррекционной работы по разрешению конфликтов в среде осужденных в условиях лишения свободы;
  • осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенных методов и программы коррекции конфликтов в среде осужденных.

Гипотеза исследования: динамика конфликтных ситуаций в группе осужденных зависит от их личностных особенностей, взаимоотношений. Учитывая эту зависимость, можно разработать коррекционную программу по эффективному разрешению конфликтов при отбывании уголовного наказания.

Методами исследования в данной дипломной работе являются  теоретический анализ литературы; наблюдение и эксперимент; методы статистической и математической обработки результатов.

Методиками исследования в данной работе стали экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в группе осужденных (методика Михалюк-Шалыто); методика К.Томаса по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению; тест А.Ассингера по оценке агрессивности в отношениях, Q-сортировка по изучению межличностных отношений в группе.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Деевым В.Г.  теория адаптации в группе осужденных, как следствие изменения привычных условий социального опыта, теория Ковалева А.Г. о межличностных взаимоотношениях в малых группах, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Экспериментальная база исследования: Федеральное государственное учреждение исправительная колония общего режима ИК-3 Республики Марий Эл.

Апробация исследования: результаты исследования докладывались на оперативном совещании при начальнике учреждения; на учебно-методических сборах психологов пенитенциарных учреждений УФСИН России и Республики Марий Эл;  на заседаниях кафедры гуманитарных, экономических и финансово-правовых дисциплин Казанского ФВЮИ ФСИН России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с осужденными.

Новизна исследования. Представлен комплекс методик, направленный на изучение конфликтов в группе осужденных, а также разработана новая коррекционная программа для эффективного разрешения конфликтных ситуаций в местах лишения свободы.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Библиография

  1. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов, Казань, 2002.-325 с.
  2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 2006.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. –456 с.
  4. Байдаков Г.П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели уголовного наказания // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.-с. 60-68.
  5. Башкатов И.П. Малые группы и межличностные отношения в колониях для : несовершеннолетних. М., 2004.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М.:Гардарика, 1998.
  7. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1995.-356 с.
  8. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов //Психология - производству и воспитанию /Oтв. ред. Е.С.Кузьмин. Л., 1997.-190 с.
  9. Гришина Н.В.  Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 2003.-340 с.

10. Громова О.Н. Конфликтология. М.:Знание, 2003.-459 с.

11. Данилин Е.М. Совершенствование воспитательной работы с осужденными в ВТК: Учебное пособие. - М., МВД РФ, ВНИИ. -1995. - 48с.

12. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IVВсесоюзного съезда психологов.- Тбилиси, 1971.-298 с.

13. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллек­тива осужденных, отбывающих наказание в ИТК. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979.- 15 с.

14. Деев В.Г. Психологическое консультирование различных категорий осужден­ных // Прикладная пенитенциарная психология. Рязань, 2000.

15. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1. М., 2003.-290 с.

16. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психол. журн. - 2000.- Т.1.- N6.

17. Елеонский В.А. Лишение свободы как наказание, соединенное с исправительно-трудовым воздействием. Рязань, 1995.

18. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов, - М.; Юристъ, 2006. - 631с.

19. Ерина С.И. Конфликт в деятельности руководителя первичного производственного коллектива //Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах /Отв. ред. В.И.Зубарев. Л.:ЛГУ, 2004.-189 с.

20. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л.:ЛГУ, 1976.-328 с.

21. Ильин В.А. Управление ИТУ при возникновении групповых противоправных действий осужденных. М., 1993.

22. Исаева С. Н. Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях. М., 2006.- 220 с.

23. Ишуткин М.И. Исправление осужденных// Вестник УИС.-2004.-№4.-С.12

24. Казак Б. Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутрен­ней безопасности общества. Рязань, 2000.

25. Кайдапов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива.- М.:Мысль, 2001. - 254 с.

26. Каретников И. В. Некоторые вопросы криминологической характеристики груп­повых эксцессов осужденных //Актуальные проблемы укрепления режима в ИТУ. Рязань, 1979.

27. Карнеги Д. Как завоевать доверие друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

28. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. - М.:Попитиздат,1978.-279 с.

29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 218 с.

30. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. М., 2000.

31. Краткий психологический словарь, 2005.

32. Кудрявцев С.В. Межличностный конфликт как причина насильственного преступления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005.-22 с.

33. Кузьмин СИ. Тактика борьбы с преступными группировками в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. высш. шк. МВД России. - 2004. - № 2.

34. Литвишков В.М. Особенности формирования коллектива осужденных в ВТК. М.- 1988.- 23 с.

35. Личность преступника как объект психологического иссле­дования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 2001.-117 с.

36. Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М.: ВНИИ  МВД РФ. – 2006.- 18 с.

37. Олейник А.Н. Тюремная субкультура. М., 2001.

38. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука, 2001.- 314 с.

39. Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 2007.

40. Пирожков В. Ф., Щерба С.П. Формирование коллектива осужденных в ВТК.—М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.-115 с.

41. Платонов К.К., Казаков В.Г.,  Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.-261 с.

42. Поздняков В. И. Конфликты в среде осужденных: проблема класси­фикации. —М.: МВД РФ, 2002, вып. 60. с. 86—93.

43. Пономарев И. Б. Конфликты в структуре управленческой деятельности // Пси­хологические проблемы повышения эффективности и качества труда. М., 2001.

44. Психологические методы изучения личности и среды осужденных: Учеб. - практ. пособие / В.П. Голубев, Ю.Н. Кудряков, В.Г. Козюля и др. -М., 1995. - 78 с.

45. Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1998.

46. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. - М.:Наука, 2007.-С.136.

47. Социальные конфликты в современном обществе /Отв. ред. С.В.Пронин. М., 2003.-220 с.

48. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения /Под ред. В.А.Ядова. Вып.1. М., 2001.-181 с.

49. Сухов А.Н. Конфликты в первичных производственных коллективах осужден­ных. Рязань, 1978.

50. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993.

51. Сухов А.Н. Общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах в ИТУ. Рязань, 1984.

52. Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. РВШ МВД СССР, 1987. -521с.

53. Сухов А.Н., Поздняков В.М. Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными. Рязань, 1992.

54. Труд руководителя: Учеб.пособие для руководящих и управлен­ческих кадров. /А.Г.Аганбегян ,В.Г.Афанасьев,Р.А.Белоусов и др.; Сост.Г.Х.Попов;Ред. коллегия: В.Г.Афанасьев и др. - З-е изд.,доп.-М.:Экономика, 2007.-358 с.

55. Ушатиков А.И., Новоселова А.С, Серов В.И. Основы психокоррекционной работы в ИТУ. Рязань, 1995.

56. Ушаков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Учеб. 2-е изд., перераб. и доп.- Рязань: Академия права и управления МЮ РФ, 2003.- 758 с. с ил.

57. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявле­ния личности. М.:Наука.-1976.- С. 309

58. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта// Практическая психология.-1999.-№11.-С.29-35

59. Фрыгина Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового взаимодействия: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2000.-19 с.

60. Шабанов В. Б. Криминалистические методы оптимизации психологии взаимоотношений в ИТУ. — Гродно, 1995.-203 с.

61. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.:Зерцало.-1998.-249 с.

62. Шмаров И. В. Воздействие на среду осужденных.//Воспитание и правопорядок.- 2003.- № 7.-С. 65.

63. Энциклопедия юридической психологии / Под ред. A.M. Столяренко. М., 2003.

Заказать диплом