Конфликты в младшем школьном возрасте и методы их урегулирования (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты изучения конфликтов в младшем школьном возрасте и методов их урегулирования. 7

1.1. Понятие межличностных конфликтов и разработанность проблемы в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.2. Особенности конфликтов в младшем школьном возрасте. 16

1.3. Методы урегулирования конфликтов в младшем школьном возрасте. 21

2. Практическое исследование конфликтоустойчивости и стиля поведения в конфликтной ситуации младших школьников. 26

2.1. Организация и методики исследования. 26

2.2. Анализ результатов исследования. 28

2.3. Рекомендации по повышению конфликтоустойчивости младших школьников и формированию позитивного опыта поведения в условиях  разрешения   конфликтных  ситуаций. 38

Заключение. 42

Список использованной литературы.. 45

Приложение. 47

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Конфликт – неизменная составляющая взаимодействия людей, сложное и противоречивое социальное явление, которое может препятствовать взаимодействию, и обуславливает его развитие. Особое место занимает проблема конфликтов в условиях школы, так как именно здесь наиболее ярко проявляется формирующее (как позитивное, так и негативное) влияние конфликта.

Проблема конфликта широко представлена в социологических, педагогических и психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых (А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.С. Белкин, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, М. Дойч, Р. Дорендорф, В.Д. Жаворонков, А.Г. Здравомыслов, Е.С. Зимина, А.Г. Ковалев, Л. Козер, X. Корнелиус, У.Ф. Линкольн, А.Г. Почебут, Е.Н. Степанов, Т.С. Сулимова, Ф.И. Тильман, Ш. Фэйр, В.А. Чикер, Н.И. Шевандрин и др.). В педагогических исследованиях конфликтов авторы в основном обращаются к противоречиям разного уровня (В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, О.С. Гребенюк, B.C. Грехнев, В.И. Журавлев, Н.М. Коряк, Д. Кроуфорд, И.М. Курдюмова, А.А. Рояк, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, Т.И. Чистякова и др.).

Актуальность данного исследования обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблеме конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма (В.Д. Жаворонков, А.Г. Здравомыслов, Е.С. Зимина, А.Г. Ковалев, Л. Козер, X. Корнелиус, У.Ф. Линкольн).

Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной межличностному конфликту и конфликтному поведению, позволяет сделать вывод о том, что эта проблематика разрабатывалась применительно к группам разного типа, испытуемыми же по преимуществу выступали в этих исследованиях взрослые и подростки. Что касается детей младшего школьного возраста, то они в этом плане оказались наименее изученным контингентом, хотя именно на этом возрастном этапе ребенок вынужден осваивать новую для него школьную жизнь, вырабатывать и закреплять навыки нормативного общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Не вызывает сомнений тот факт, что "срывы" в общении и взаимодействии на этом этапе в случае их закрепления самым определяющим образом могут повлиять на весь ход личностного развития ребенка, обусловить его дальнейшую дезинтеграцию в социуме, предопределить отклоняющийся характер его поведения в отрочестве и юности.

Конфликт можно рассматривать как педагогическую ситуацию, в которой ребенок вырабатывает индивидуальную стратегию поведения, отстаивания себя и своих позиций, взаимодействия с внешним миром. 
Поэтому понимание учителем причин возникновения конфликтов, а также способность определять пути преодоления конфликтов становится основой формирования позитивного социального опыта младших школьников.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.

Объект исследования: конфликты.

Предмет исследования: особенности конфликтов в младшем школьном возрасте и методы их урегулирования.

Целью исследования данной работы является изучение особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте и методов их урегулирования.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1) Изучить степень разработанности проблемы конфликтов в социальной и психолого-педагогической науке.

2) Определить особенности конфликтов в младшем школьном возрасте и выделить методы их урегулирования.

3) Провести практическое исследование конфликтоустойчивости и стиля поведения в конфликтной ситуации младших школьников.

4) Предложить по повышению конфликтоустойчивости младших школьников и формированию позитивного опыта поведения в условиях  разрешения   конфликтных  ситуаций.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

- уровень конфликтоустойчивости девочек младшего школьного возраста выше, чем мальчиков младшего школьного возраста;

- стиль поведения в конфликтной ситуации у девочек и мальчиков младшего школьного возраста отличается: мальчикам больше свойственен жесткий, либо компромиссный  стиль решения конфликтов, а девочкам  примиренческий и уходящий стиль решения конфликтов.

Методологической основой исследо­вания явились системный, субъектно-личностный и деятельностный подходы, разра­ботанные в трудах Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др. и теория конфликта К.К. Платонова и В.Г. Казакова.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

1) Анализ социальной и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2) Опытно-экспериментальная работа.

3) Математические и статистические методы обработки результатов исследования.

Методиками исследования в данной работе стали:

1. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

2. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

 

Опытно-экспериментальная база исследования: БМОУ СОШ №27 г. Йошкар-Ола. В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста (10 лет), из них 10 мальчиков, 10 девочек.

Практическая значимость. Изучение особенностей конфликтов в образовательном учреждении может быть использовано педагогами и психологами для эффективного воспитательного процесса, устранения барьеров общения, кроме того, по­лученная информация может использоваться в практике психологической ра­боты в учебном учреждении.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованной литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
  2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. - М.: Просвещение. – 2005. – 138с
  3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. - М.: Просвещение, 2005. – 67с
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.- М.: Просвещение, 2003. – 375 с.
  5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2004. – 551 с.
  6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Прометей, 2003.- 208 с.
  7. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова. - М.: Просвещение, 2004. – 231с
  8. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов/ А.Б.Белинская. - М.: Прометей, 2000. – 212с.
  9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2007. - 298 с.
  10. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев.- М.: Аграф,  1986. – 126 с.
  11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 154 с.
  12. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. - М.: Омега, 2000. – 201с.
  13. Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Л.И. Воробьёва. - М.: Просвещение, 2006. –  135 с.
  14. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина.- СПб.: Питер, 2000. – 236с.
  15. Гусева, А.С. Конфликт: структурный  анализ, консультативная помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. - М.: Владос, 2004. – 187 с.
  16. Данакин,  Н.С.  Конфликты  и технология их предупреждения /  Н.С. Данакин,  Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. – Белгород, 2003 - 316 с.
  17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрас­те / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии.- 2002.- N 2.- С.14-20.
  18. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. –  480с.
  19. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская.- СПб.: “Детство – пресс”, 2006.- 143 с.
  20. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 2007. – 254 с.
  21. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Москва: "Академия", 2000. - 200с.
  22. Потанин, Г.М. Конфликты    в    школьном    возрасте:    пути    их    предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2006. – 114с.
  23. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк.- М.: Просвещение, 2008. – 74 с.
  24. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
  25. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. - М.: Владос, 2007.- 340 с.

Заказать курсовую