Конфликты во взаимоотношениях учеников - подростков и взрослых в школе (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования конфликтов в образовательном учреждении.. 8

1.1. Понятие межличностных конфликтов и разработанность проблемы в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Особенности конфликтной личности

1.3. Особенности конфликтов между подростками и взрослыми в образовательном учреждении.

Глава 2. Диагностические исследования особенностей конфликтов в образовательном учреждении..

2.1. Особенности конфликтов учащихся подросткового возраста и взрослых в школе

2.2. Анализ результатов исследования.

2.3. Мероприятия по устранению конфликтов в образовательном учреждении

Заключение.

Литература..

приложения..

ВВЕДЕНИЕ

В процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений возни­кают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы (взаимные требования и внушения, постоянные общие взаим­ные оценки, сопереживание и сочувствие, психологическое соперни­чество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж и так далее). Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности и целого коллек­тива.

Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния.

Первые попытки рационального осмысления природы, социального конфликта, принадлежит философам. Известный античный философ Гераклит (ок. 550-470 гг. до н. э) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мировоззрения. Для него все было подвержено всяческому круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри.

Долгое время существовала такая точка зрения, что конфликты возникают только потому, что люди по-разному смотрят на одно и то же. Такой подход к данной проблеме создавал иллюзию, что избе­жать конфликта можно, если коллективно обсуждать спорные вопросы и при этом вырабатывать совместные решения по тем или иным пун­ктам.[1]

В своей работе 3.А.Орлова и Л.Б.Филонов определяют факторы, объективно обусловливающие возникновение конфликтов как "некий набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия".[2]

В основном конфликты в отечественной психологии рассматривались в контексте изучения "социально-психологического" или так называемого "морального кли­мата" в коллективе.[3] Но эти термины приводили к сужению понятия о сущности кон­фликтных отношений. Они говорили о противоречиях в мягкой форме, подчеркивали их "неантагонистический" характер.

В работах, рассматривающих проблему конфликтов в коллективах и их влияние на социально-психологичес­кий климат  коллектива, можно отметить полное единодушие в определении субъективного восприятия конфликтности ситуации как необходимого условия возникновения конфликта. Это восприятие складывается из ощущения угрозы хотя бы для одного участника ситуации, признания важности данной ситуации и взаимной несовместимости индиви­дуальных целей участников конфликта.

По данным американских исследователей К.Томаса и Л.Ронди, конфликтность в значительной степени обусловлена субъек­тивностью в оценках собственного поведения и поведения окружающих людей.[4]

Таким образом, конфликтность возникает при склонности усмат­ривать источник и причину разногласий в поведении, мнениях и нор­мах других, из-за "оценки фрустирующего поведения окружающих лю­дей как более произвольного и необоснованного по сравнению с соб­ственным поведением, а также вследствие того, что неуступчивость, противопоставление, конкурентность со стороны других привлекает более пристальное внимание, преувеличивается, вызывает аффектив­ные реакции".[5]

Актуальность проблемы заключается в том, что человеку необходимо сохранить психическое рав­новесие, способность плодотворно учиться, работать, избежать негативного влияния чрезмерных темпов жизни. В этом важное место занимают межличностные отношения.

Чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является проблема конфликтов в образовательном учреждении между учащимися подростками и учителями.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Объект исследования: конфликт в образовательном учреждении.

Предмет исследования: особенности конфликтов во взаимоотношениях учеников подростков и взрослых в школе.

Целью исследования в данной работе является изучение особенностей причин возникновения конфликтов, их влияния на психологический климат  в образовательном учреждении.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

v      теоретически определить особенности конфликтов в различных коллективах;

v      определить сущность межличностных отношений в конфликтных коллективах и группах;

v      выявить и проанализировать межличностные отношения в образовательном учреждении;

v      предложить мероприятия для разрешения конфликтных взаимоотношений в школе.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проведя диагностические исследования особенностей конфликтов в образовательном учреждении, можно разработать коррекционные мероприятия, необходимые для устранения конфликтной ситуации.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии. Многие свои исследования в области психологического микроклимата и возникновения конфликтов в коллективах посвятили известные отечественные психологи В.Б.Ольшанский, А.Г. Ковалев, Гришина Н.В., М.В.Дубровина , Л.С.Выготский, А.Б. Личко, Орлова Э.А., Филонов Л.Б.; педагоги – новаторы  В.А. Сухомлинский, А.В.Мудрик, Ш.А.Анонашвили, Е.Н.Ильин, психотерапевты В.А.Леви , А.Б.Леонова, А.Б.Добрович. Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Е.Саут, О.Келлер, Сишор , Р. Марриот, Д. Кинг, Р. Кеттелл и некоторые другие зарубежные психологи.

Проблемы возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.)

Далеко не все стороны проблемы этого явления поведения у подростков изучены на сегодняшний день. Однако накоплен значительный опыт в изучении психологических основ конфликтного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Опытно-экспериментальная база: школьный коллектив подростков, учащихся 8 класса лицея №8 в количестве 20 человек и преподаватели данного коллектива в количестве 10 человек.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по социальной психологии, менеджменту; наблюдения; приемы психодиагностики, математические методы обработки результатов.

Методиками исследования в данной работе стали: методика К.Томаса по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению, оценка агрессивности в отношениях (методика А.Ассингера), агрессивность и враждебность в общении (методика Басса-Дарки), конфликтность как качество личности (методика Андреева), Для исследования взаимодействия педагогов с учащимися были выбраны методики Жукова Ю.М.: оценка уровня конфликтности личности педагога; оценка стиля взаимодействия.

Новизна исследования: в настоящее время по разрешению производственных конфликтов достаточно много литературы, однако недостает публикаций, определяющих психологию поведения педагогов и учащихся в образовательном учреждении, причин возникновения конфликтов, отражающих особенности российской действительности и их влияние на учебную и трудовую деятельность учеников и педагогов.

Практическая значимость. Изучение особенностей конфликтов в образовательном учреждении может быть использовано педагогами  и психологами для эффективного воспитательного процесса, устранения барьеров общения, кроме того, по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты в учебном учреждении.

 


[1]Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы ру­ководства.-2-е изд.,доп.,- М.:Политиздат,1978.-279 с.

[2] Психологические  проблемы       социальной         регуляции            поведения./Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. -М.:Наука,1976.-С.319-342.

[3] Бойко В.В. , Ковалев А.Г..Панферов В.Н. Социально-психологичес­кий климат коллектива и личность.-М.:Мысль,1983.-207 с.; Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения./Под ред.В.А.Ядова.-Л.:Наука,1981.-192 с.

[4] Круглова Г.Н. Указ соч., С.49.

[5] Там же, С.49.

Литература

1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:Просве­щение.-1989.-224 ч.

3.Бандура А.М., Друзь В.А. Конфликтология.- Харьков.-Унив-т внутренних дел.-384 с.

4.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов в.Н. Социально-психологи­ческий климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.-207 с.

5. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 67с.

6.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.

7.Битянова М.Р. Социальная психология.- М. Международная лед-а­кадемия, 1994.-106 с.

8.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 240 с.

9.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

10.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983

11.Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. РГУ, 1996. С. 267—282.

12.Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967. - 256 с.

13.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

14.Глоточкин А.Д., Платонов К.К. Воинские коллективы.- Коллектив и личность.- М.:Наука,1975.

15.Гостов А.А.,Соснин В.А. .Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии.//Психологический журнал.-1996.-Т.17.

16.Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типоло­гии производственных конфликтов.- Психология - производству и воспитанию: Сборник статей. - Л.:Изд-во-Ленингр.ун-та,1977.

17.Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 84—85

18.Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. 1997. № 1—2 С. 143—145.

19.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М.,1987. - 190 с.

20.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те//Вопросы психологии, 1972, N 2, с.14-20

21.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии// Психологический журнал.-2001.-№3.-С.59-63

22.Зенковский В.В. Психология детства. - М., Академия, 1995. - 350 с.

23.Как избежать конфликта. - Труд.контакты.эмоции.- М.,1976.- с.38

24.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.

25.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы ру­ководства.-2-е изд.,доп.,- М.:Политиздат,1978.-279 с.

26.Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986. - 220 с.

27.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 235 с.

28.Коломинский Я.Л. Психология общения.-М.: Знание, 1989.- 220 с.

29.Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Методические рекомендации. Л-д., 1991- 28 с.

30.Кон И.С. Открытие "я". М.,1978. - 120 с.

31. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. - 54 с.

32.Краткий психологический словарь./Сост. А.Л.Карпенко;Под об­щ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1985.- 431с.

33.Круглова Г.Н. Факторы формирования и контроля социально-психо­логического климата в сфере труда.-Регуляция социально-психологи­ческого климата трудового коллектива.-Л.:Наука,1986.-148  с.

34.Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 165(2) с.

35.Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 68—72.

36.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.,1979. - 389 с.

37.Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.,1977. - 420 с.

38.Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты.Стрес...Минск,1986.-69с.

39.Майерс Д.  Социальная психология.- СПб.: Питер Ком, 1998.- 501 с.

40.Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.- Череповец, 1995.

41.Мир детства: подросток./Под  ред.  А.Г.Хрипковой.  М.,1982,

42.Мудрик  А.В. Общение  как  фактор воспитания    школьников. М., 1984.- 160 с.

43.Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987. - 250 с.

44.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 1990.- 192 с.

45.Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука,1976.

46.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения./Под ред.В.А.Ядова.-Л.:Наука,1981.-192 с.

47.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. - Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд-во МГУ.1977.-С.126-142.

48.Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Пегагогика, 1984. - 160 с.

49.Петрушин В.И. Психология менеджмента. М., 1996, с.123

50.Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.

51.Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю.Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

52.Психологические  проблемы       социальной         регуляции поведения./ Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. -М.:Наука,1976.-С.319-342.

53.Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. - 236(2) с.

54.Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.

55.Рудестам К. Групповая психотерапия М, 1990.- 224 с.

56.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.,1991. - 314 с.

57.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

58.Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.- 119 с.

59.Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления: Учеб. по­собие. /Под ред.Е.С.Кузьмина. -Л.:Изд-во ЛГУ,1986.- 176 с.

60.Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М., 1991. - 16 с.

61.Скотт Дж.Г.Способы разрешения конфликтов. Киев.: "Верзилин и К, ЛТД".,1991

62.Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. - М.,1979.

63. Труд руководителя./ Под ред.А.Г.Аганбегян и др.- М.,Экономи­ка.1977.- С.258

64.Трудный подросток: причины и следствия. Под ред. В.А. Татенко. Киев: Рад. шк., 1985. - 175 с.

65.Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М.,1978.-82 с.

66.Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.,1997.- 340 с.

67.Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика: Учеб.пособие для сред.спец.учеб.заведений.- М.:Высш.школа,1989.- 255 с.

Заказать диплом