Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников средствами игротерапии (диплом)

Cодержание

 

Введение. 3

1.Теоеретические аспекты исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и возможность ее коррекции средством игротерапии.. 8

1.1.  Проблема агрессивного поведения человека в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Психологическая характеристика агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста. 15

1.3.  Игротерапия как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. 33

2. Диагностика и Система работы  с использованием игротерапии по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.. 41

2.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. 41

2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. 46

2.3. Методика психолого-педагогической работы по коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой терапии и анализ ее эффективности  58

Заключение. 70

Список использованных источников.. 75

Приложения.. 83

 

 

Введение

Актуальность исследования. Изучению агрессивности человека в последнее время придается особое значение в психологической науке.

Многочисленные исследования агрессивного поведения и насилия показали, что рост насильственных действий в обществе тесно связан с крупными и резки­ми социальными переменами и, соответствен­но, со связанными с этими переменами нарушениями традиционной организации общества, которые заставляют людей обратить внимание на свои индивидуаль­ные проблемы [19, С.60].

Проблема агрессивности в психологии, педагогике, социологии и других науках в последнее время все чаще выходит на первый план. И связано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, направленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности. В частности, бесспорна актуальность такой работы и в дошкольных учреждениях, и в рамках школы, так как в образовательных учреждениях закладываются основные социальные нор­мы, правила и стратегии взаимоотношений в обществе. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций и социальных норм, подпитывающих ее, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства) [32, С.39].

Актуальность проблемы детской агрессивности обусловлена ростом детской преступности и других форм асоциального поведения резко увеличившихся в последние десятилетия. Поэтому остро стоит задача изучения механизмов возникновения агрессивности, ее причин и динамики именно в дошкольном возрасте.

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс. В работах этих авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

В российской науке первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах можно найти в трудах Н.Д. Левитова  [68], С.Л. Колесовой [57], Т.Г. Румянцевой [80]. Однако, по мнению таких отечественных психологов, как С.Н. Еникополова [39], Д. Журавлев [41], Т.Г. Румянцевой [80], Е. Смирнова, Г. Хузеева [85], С.А. Чижова [93] и др.,  проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой в отечественной педагогике и психологии.

Однако в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (Е. Волкова [25], И.А. Фурманов [90], Т.Г. Румянцева [80], О.С. Васильева, С.А. Завражин, Н. Сакович [81, 82], Л.М. Семенюк [84] и др.). В зарубежной психологической науке данная проблема освещается глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Наиболее полным, фундаментальным трудом, посвященным проблемам агрессивности, является работа Р. Бэрона  и Д. Ричардсон «Агрессия». Следует отметить, что особо значительное внимание в этой книге уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии [18].Данный труд является первым учебным пособием в России по этой теме.

В настоящее время ситуация такова, что образовался трагический разрыв между детством как само­ценностью, нашими идеальными представлениями о нем и реальным положением детей. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не полный спектр причин детского неблагополучия, влияющего на психическое здоровье ребенка, в том числе и на развитие агрессивности.

Детская агрессивность есть результат социального научения, ведущими факторами ее возникновения являются социально-родительские отношения, демонстрация моделей асоциального поведения окружающими и т.п.

Задача психологов и педагогов — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей агрессивного поведения.

В последнее время все чаще для коррекции отклонений в поведении  используется метод игротерапии.  Игра в практике детской психотерапии впервые была исполь­зована 3. Фрейдом как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный ис­точник символической игры», Позже А. Фрейд использо­вала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Применение игры как психотерапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского [26], А. Н. Леонтьева [69], Д. Б. Эльконина [94]. А. И. Захаров [44], а затем Е. Кравцова, А. Тышенбаева, А. Степанова [59], Г.Л. Лэндрет [70]  разработали методику игровой психотерапии, ко­торая является частью целого комплекса различных воздей­ствий на ребенка.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками. Поддерживая радостную перспективу игры, педагог создает у детей стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов [53, С.30].

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В. [93], Н.П. Аникеева [6], Менджерицкая Д.В. [27], Е.А. Жуковская [42, 43], А.П. Усова [87] и многие другие.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский [26] подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Вышеизложенное актуализирует проблему исследования: коррекция агрессивного поведения старших дошкольников средствами игротерапии.

Объект исследования - детская агрессивность.

Предмет исследования - использование игротерапии как средства коррекции агрессивности у детей 6-7 лет.

Цель исследования - изучение возможности использования игротерапии как средства коррекции  агрессивности у детей 6-7 лет.

Для решения цели этой работы были поставлены следующие задачи:

  1. теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологической науке;
  2. диагностические исследования проявления агрессивности в дошкольном возрасте;
  3. разработка и использование коррекционной программы на основе игротерапии для агрессивных детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: игротерапия является эффективным средством коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей нарушения психического здоровья детей.

Теоретической основой исследования стала теория социального научения А.Бандуры [7].

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6-7 лет детского сада №5 г. Ахтубинска подготовительных групп в количестве 40 человек ( 2 группы по 20 детей).

В ходе исследования использовались методы:

теоретический анализ источников по проблеме исследования;

опытно-экспериментальная работа;

психодиагностика и тестирование детей;

математические и статистические  методы обработки результатов.

Для определения детской агрессивности были использованы следующие методики: «Рисунок семьи», методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская), методика «Кактус» (М.Панфилова), проективная методика «Несуществующее животное», методика Розенцвейга [36].

Новизна исследования: в нашей работе сделан акцент на прикладной аспект проблемы, а именно представлена авторская программа коррекции агрессивного поведения детей 6-7 лет с использованием игротерапии, другой практический материал для психологов, воспитателей, родителей.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции, методы диагностики помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам, родителям выявить и предотвращать нарушения поведения у детей, связанные с агрессивностью.

Апробация результатов исследования проводилась в воспитательно-образовательном процессе детского сада №5 г.....к в рамках осуществления автором психологической коррекции детской агрессивности в качестве детского практического психолога. Результаты исследования были обсуждены на педагогическом совете детского сада.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложений, списка использованной литературы, содержащей 95 источников.

 

Заключение

 

Таким образом,  рассмотрев теоретические аспекты влияния игротерапии на снижение агрессивности дошкольников и в соответствии с поставленными в работе задачами, можно сделать следующие выводы.

В отечественных и зарубежных психологических исследованиях под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Ряд авторов разделяют понятия агрессии как особой формы поведения и агрессивности как психической характеристики в составе личности. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Детская агрессивность это форма поведения ребенка, ведущая к причинению ущерба себе или окружающим и выражающая враждебность и недоброжелательность ребенка. Методологической основой изучения детской агрессивности в данной работе явилась теория социального научения, согласно которой такое поведение ребенка усваивается и поддерживается по таким же путям как и всякая другая форма социального поведения.

Такой подход предполагает возможность контролирования агрессии, ее профилактики и коррекции, т.е. подтверждает возможность оказания эффективной психологической помощи субъекту.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными: возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, огромную роль играет воспитание в семье. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Игротерапия наиболее активно используется в настоящее время в работе с агрессивными дошкольниками, поскольку игра является основной деятельностью в данном возрасте.

Организация коррекционно-педагогической работы с агрессивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям. Первое — развитие и трени­ровку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает пере­носимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому условию удовлетворяет игровая форма психокоррекционных приемов. Второе — подбор таких игр, которые обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, ибо извест­но, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо. Даже при всем желании агрессивный ребенок не в состоянии выпол­нить правил поведения, например, на уроке, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Коррекционная работа с агрессивными детьми осуществляется в контексте индивидуального (техники экстренного вмешательства;  рациональная психотерапия;  игровая терапия;  применение рисуночных техник)  и группового подхода.  Также коррекция агрессивности происходит в процессе семейного консультирования: семейные обсуждения, игровая терапия и психодрама с семьей, применяются суггестивные и релаксационные техники в работе с детской агрессивностью.

Для подтверждения теоретического материала в практической части мы провели исследование агрессивного поведения старших дошкольников и разработали коррекционную программу на основе игротерапии.

На первоначальном этапе исследования в двух подготовительных группах ДОУ детей в возрасте 6 лет в количестве 40 человек были выявлены агрессивные дети в обоих ДДУ, в группе 2 их оказалось больше на 20%; проявление агрессивности в этом возрасте во многом зависит от полоролевой идентификации (мальчики отличаются от девочек большей агрессивностью, нежели девочки); основными формами агрессивного поведения детей 6-7 лет выступают: физическая, вербальная агрессия, разрушительность и т.д.; агрессивные дети испытывают высокий уровень тревожности, обладают неадекватной самооценкой, у них преобладают негативные эмоции и нарушения в личностной сфере.

Особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что они проявляют готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, это может выражаться в виде вспыльчивости и грубости. При этом они могут выразить агрессию вербально, через содержание высказываний в адрес обидчика, но часто сдерживают подобные импульсы, чтобы сохранить необходимые положительные отношения, оставляя негативные эмоции не выраженными.

Исследование показало, что главную роль в формировании агрессивности у дошкольников играют: стиль семейного воспитания, наказания в семье, ограничения возможностей ребенка, негативный опыт взаимодействия ребенка со сверстниками, наличие моделей агрессивного поведения в окружающей обстановке, низкий уровень развития нравственности ребенка.

С целью снижения агрессии в группе 2 была применена коррекционная работа с использованием средств игротерапии по устранению агрессивного поведения, улучшения эмоциональной сферы детей, формированию адекватной самооценки, которая осуществлялась на формирующем этапе. После завершения коррекционной работы, которая проводилась в течении 5 недель, был проведен контрольный эксперимент, с целью выявления эффективности коррекционной работы. Для этого мы использовали блок диагностических методик, которые были использованы на первом, констатирующем, этапе исследования.

По результатам проведения коррекционной работы была отмечена положительная динамика в эмоциональном самочувствии детей, снижение уровня агрессивности: у детей, принявших участие в коррекционной программе, выраженность агрессии снизилась на 15%.  Причины агрессии детей, кроющиеся в эмоциональном самочувствии ребенка в семье, остаются у 25% агрессивных детей группы 2, испытывают дискомфорт в семье. Это был ожидаемый результат, поскольку содержание формирующего этапа имело характер симптоматической коррекции. Эксперимент показал, чтобы дети стали менее агрессивными, нужна работа с родителями этих детей, причина агрессивности которых лежит в детско-родительских отношениях, на более длительном промежутке времени, хотя положительная динамика отмечается и здесь - улучшение во взаимоотношениях в семье составило 10%.

Полученные результаты исследования позволили сформулировать ряд практических рекомендаций для педагогов, психологов и родителей, общающихся с агрессивными детьми.

В ходе эмпирического исследования была подтверждена и доказана поставленная гипотеза о том, что специально разработанная программа мероприятий с использованием игротерапии со старшими дошкольниками окажет положительное воздействие на устранение агрессивного поведения ребенка, следовательно, игротерапия является эффективным средством коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Была выявлена положительная динамика в снижении агрессивности старших дошкольников при помощи специальной коррекционной программы.

Цель достигнута, задачи решены.


Список использованных источников

 

  1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2014. – 241 с.
  2. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостакович. - М.: Знание, 2012. – 142 с.
  3. Алексютина, Н. Искусство, которое лечит / Н. Алексютина // Учительская газета. - 2010. - №17. – С. 14.
  4. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В.Алфимова, В.И. Трубников //Вопросы психологии. -  2012. - №6. - С. 112-123.
  5. Андерсен-Уоррен, М. Драма-терапия / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. - СПб.: Питер, 2010. – 241 с.
  6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Педагогика, 2009. – 287 с.
  7. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. -  М.: МПСИ, 2000. – 416 с.
  8. Баркова, Ю.А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю.А. Батова, Ж.М. Глозман // Психологическая наука и образование. – 2012. - №3. – С. 104-109.
  9. Башкирова, Ю. Эмоциональная сфера / Ю. Башкирова //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. - №4. – С. 73-84.
  10. Буянов М. Тайны детской психотерапии/ М. Буянов.-  М.: Знание, 2009. - 220 с.
  11. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц.- М.: Влалос, 2002. – 321 с.
  12. Богданович, В.И. Психокоррекция в повседневной жизни / В.И. Богданович. - Спб.: ТОО «Респеке», 2009. – 195 с.
  13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 217 с.
  14. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. – СПб.: Питер, 2009. – 235 с.
  15. Бреслав, Г.Э. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков. Методическое пособие для врачей / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Комздрав, 2004. – 342 с.
  16. Брюнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Брюнер. - М.: Педагогика, 1991. – 141 с.
  17. Буянов, М.М. Нервный ребенок / М.М. Буянов. - М.: Знание, 2009. -170 с.
  18. Бэрон, Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
  19. Васильева, О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко // Школа здоровья. – 2009. - №4. – С. 60-64.
  20. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2013. - №8. – С. 55-58.
  21. Вачков, И. В. Основы технологии груп­пового тренинга / И.В. Вачков// Психотехники: Учебное пособие. -   М.: Владос, 2009. – 216 с.
  22. Водинская, М. Арт-терапия с агрессивными детьми / М. Водинская // Дошкольное образование. - 2012. - №12. – С. 19.
  23. 23. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
  24. Вроно, Е.М. Поймите своего ребенка: о детских страхах, конфликтах и др. / Е.М. Вроно. – М.: Дрофа. 2012. – 223 с.
  25. Волкова Е. Агрессивные дети / Е. Волкова // Дошкольное воспитание.- 2010.-№ 3.- С. 108- 111
  26. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр.соч. Т.3./ Л.С. Выгодский.-  М., 1983-С.144-146, 207,293.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. - 159 с.
  27. Горохова, И.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях / И.В. Горохова. – Йошкар-Ола, 2003. – 43 с.
  28. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. - М.: МОДЭК, 2013. - 224 с.
  29. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. – СПб, 2010.  – 322 с.
  30. Детская практическая психология / Под ред. М.Д. Марцинковской. – М.: Владос, 2000. – 345 с.
  31. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 148 с.
  32. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С. В. Велиева. - СПб: Речь, 2010. - 240 с.
  33. Дорожинская, К.  Инструкция для родителей «юных агрессоров» / К. Дорожинская // Газета для родителей. – 2014. - №3. – С. 3.
  34. Джон Алан Доллард. Ландшафт детской души./ А. Джон Доллард. - СПб-Мн., 2007. - 256 с.
  35. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С. В. Велиева. - СПб: Речь, 2005. - 240 с.
  36. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2010. - №1. – С. 53-57.
  37. Евграфова, Т.А. Психологическая помощь родителям, воспитывающим эмоционально неуравновешенных детей / Т.А. Евграфова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 36.
  38. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / Ениколопов С. Н. // Прикладная психология. - 2010. - № 2. – С. 34-39.
  39. Желдак, И. М. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации / И.М. Желдак, С.А. Игумнов. -  Минск, 2011. – 142 с.
  40. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен / Д. Журавлев // Народное образование. – 2013. - №2. – С. 185-193.
  41. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009. - 67 с.
  42. Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009.-112 с.
  43. Заболотских, О.П. Коррекция и развитие  / О.П. Заболотских. – Йошкар-Ола: МГПИ им Н.К. Крупской, 2010. – 44 с.
  44. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражин // Вопросы психологии. – 2013. - №5. – С. 43-49.
  45. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Захаров А.И.  – СПб.: Союз,1997 – 224 с.
  46. Зеленкова, О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь? / О.Н. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №6. – С. 39-40.
  47. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина // Педагогика. – 2009. - №5. – С. 14-17.
  48. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 1999. - 460 с.
  49. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2004. – 288 с.
  50. Караневская, О.В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения / О.В. Караневская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - №5. – С. 46-52.
  51. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Дрофа, 2009. – 184 с.
  52. Киселева, З.И. Игра-драматизация как средство реабилитации эмоционально депривированных детей / З.И. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2012. - №1. – С. 30-32.
  53. Кожапова, Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка / Н.Е. Кожапова // Начальная школа. – 2011. - № 6. - С.11-14.
  54. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС - Пресс, 2011. – 200 с.
  55. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 11. – С.15-20
  56. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колесова. - СПб: Питер, 2014.  – 224 с.
  57. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина.  – СПб.: Питер, 2011. – 254 с.
  58. Кравцова, Е. Развитие и коррекция детей с трудностями в поведении / Е. Кравцова, А. Тышенбаева, А. Степанова // Школьный психолог. – 2010. - №41. – С. 4-6.
  59. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи. - СПб.: ЭКСМО, 2003. – 322 с.
  60. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 158 с.
  61. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 24-26.
  62. Куликов, Л.В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В. Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - №1. – С. 38.
  63. Курбатова, Т.Н. Еще раз об агрессии / Т.Н. Курбатова // Психологическая газета. – 2011. - №2. – С. 14.
  64. Курпатов, А.В. Как избавится от тревоги, депрессия и раздражительности / А.В. Курпатов. - СПб.: Нева, 2009. - 250 с.
  65. Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. - 2011. - №5. – С. 29.
  66. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.
  67. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - №6. - С. 168-171
  68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
  69. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Лэндрет Г.Л. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 218 с.
  70. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокорекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: ЦСПА «Генезис», 2010. – 100 с.
  71. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. - 2014. - №5. – С. 25.
  72. Мардер, Л. Мир цветов и чувств. Цикл арт-терапевтических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер // Школьный психолог. - 2010. - №20. – С. 19.
  73. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - 303 с.
  74. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.
  75. Ремезова, И. Проблема агрессии в человеческой природе / И. Ремезова // Вестник высшей школы. – 2009. - № 3. - С.17-22
  76. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей / А.А. Романов. - М. - Школьная пресса, 2009. - 45 с.
  77. Романов, А.А. Игровые задачи как средство коррекции расстройств поведения и эмоций у детей / А. А. Романов // Дошкольная педагогика. – 2009. - №1. – С. 32-35.
  78. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издат. центр "Академия", 2009. – 240 с.
  79. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С. 81-88
  80. Сакович, Н. «Шаги навстречу». Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2012. - №20. – С. 20-30.
  81. Сакович, Н. Работа с подростками по снижению агрессивности / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2012. - №5. – С. 11-14.
  82. Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2010. - №1 – С. 66-75.
  83. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2009. – 93 с.
  84. Смирнова, Е. Агрессивные дети / Е. Смирнова, Г. Хузеева // Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. – С. 62-68.
  85. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста в рисунке человека и рисунке семьи / В.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. - 2012. - №5. – С. 60.
  86. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 2010.-180 с.
  87. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2013. – 142 с.
  88. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2013. – 322 с.
  89. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС,2014. -351с.
  90. Хухлаева, О. Психологическая поддержка детей со страхами и деструктивной агрессивностью / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2012. - №11. – С. 6.
  91. Черняева С.А. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное / С.А. Черняева. - СПб.:Речь, 2011.-168 с.
  92. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.А. Чижова.  - Ярославль: Академия развития, 2010. – 158 с.
  93. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:Педагогика.-1978.-304 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues (дата обращения: 10.09.14)
  94. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Заказать диплом