Коррекция координационных способностей детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр (диплом)

Содержание

 

Введение.. 3

Глава 1. теоретические аспекты изучения влияния подвижных игр на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста.. 7

1.1. Понятие подвижной игры, история развития, классификация подвижных игр  7

1.2. Понятие и характеристика координационных способностей у дошкольников  21

1.3. Влияние подвижных игр на физическое развитие  и развитие координационных способностей дошкольников. 32

Глава 2. выявление особенностей координационных способностей детей среднего дошкольного возраста.. 38

2.1. Задачи исследования. 38

2.2. Организация и методы исследования. 38

2.3. Результаты исследования. 44

3. Мероприятия по развитию координационных способностей детей  с использованием подвижных  игр. 49

3.1. Методика работы по развитию координационных способностей (ориентации в пространстве) дошкольников с использованием подвижных игр. 49

3.2. Анализ результатов коррекционной работы.. 56

Заключение.. 60

Литература.. 63

Приложения.. 66

 

Введение

Актуальность дипломной работы. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно воз­никающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключе­нию внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быст­ро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваи­вать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определя­ется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко - развитое мышечное чувство и так называемая пластичность нервных корковых процессов. От степени проявления последних за - висит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Физические качества являются важнейшим условием нормаль­ного развития ребенка, а также важнейшей формой жизнедеятель­ности растущего организма. Потребность в развитии физических качеств нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Они весьма сильно варьируют в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовлен­ности, от условий их жизни. От развития физических качеств зависит развитие моторики, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. При развитии физических качеств у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функцио­нальные возможности организма.

В системе воспитания детей дошкольного возраста  большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.

В период дошкольного детства  ребенка сопровождают различные виды игр и среди них игры, связанные с активными движениями – подвижные игры.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка под­вижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рас­сматриваются как основное средство и метод физического воспи­тания. Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

В последние годы стали популярными соревнования по подвижным играм. Они способствуют массовому привлечению детей к занятиям физической культурой и активному отдыху.

По определению П.Ф.Лесгафта [28], подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплекс­ной, сбалансированной реализации всех потенциальных возмож­ностей человека, а одностороннее развитие губительно для лич­ности, нередко граничит с психологической или физической бо­лезнью.

Велика роль подвижных игр и в увеличении двигательной активности детей в течение дня. В процессе подвижных игр осуществляется трени­ровка отдельных видов движений при условии выпол­нения правил игры.

Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М., Воротикиной И., Волковой В.А., Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М., Шебеко В.Н., Фролова К.Г., Семеновой Л.М. и др.  Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.

Несмотря на множество публикаций, посвященных влиянию подвижных- игр на физическое развитие ребенка-дошкольника, недостаточно разработана проблема влияния подвижных игр на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста с точки зрения адаптивной физкультуры. Это определило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы состоит в выявлении возможности коррекции координационных способностей детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр.

Методологическую базу исследования представляют труды ведущих отечественных ученых психологов, педагогов: Выготский Л.С., Ипполитова Л.В., Маллер А.Р., Дьячков А.И., Вайзман Н.П., Зейгарник  Б.Ф., Усанова О.Н. и зарубежных: Little W. J., Freud   S., Kiely  J. L. Paneth W., Stein Z., Lagergren    J., а также авторов в области физического воспитания, среди которых необходимо отметить Вавилову Е.Н., Волкову В.А., Караманову Л.В., Кудрявцева В., Рунову М., Шебеко В.Н. и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время мало практических исследований по использованию подвижных игр для развития координационных способностей детей дошкольного возраста средствами адаптивной физкультуры, поэтому представленная разработка является первоначальным вкладом в данной области исследований.

 

Глава 2. Выявление особенностей координационных способностей детей среднего дошкольного возраста

2.1. Задачи исследования

В ходе работы ставились и решались следующие задачи:

q       изучить особенности подвижных игр в дошкольном возрасте;

q       дать характеристику двигательным навыкам и координационным способностям детей дошкольного возраста;

q       выявить особенности координации движений (ориентации в пространстве) детей среднего дошкольного возраста;

q       разработать программу мероприятий адаптивной физкультуры с использованием подвижных игр по развитию координационных способностей и ориентации в пространстве у детей дошкольного возраста.

 

2.2. Организация и методы исследования

В исследования принимали участие 10 детей 4-5 лет, находящихся в ДОУ №9 г.Йошкар-Ола.

Объект исследования: координационные способности детей.

Предмет исследования: влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: подвижные игры окажут положительное воздействие на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста.

При исследовании координационных способностей учитывалась способность к ориентировке в схеме тела, к дифференциации пространственных понятий, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- изучение литературы по данной проблеме;

-         опытно-экспериментальная работа;

-         наблюдение;

-         математические и статистические методы обработки результатов.

При изучении координационных способностей (ориентации в пространстве) мы использовали методики:

Методика 1. Обследование психомоторики по методике Н.П. Вайзмана

 

2. Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Паль­чики здороваются»).

3. Обследование действий с предметами

1. Выложить узор мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разли­нованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка: 1 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 — выполнение не более 5 заданий из предложенных; 3 — вы­полнение одного-двух заданий из числа предложенных; пло­хая координация, неловкость движений.

При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляе­мости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

Методика 2. «Делай, как я»

Методика направлена на выяснение способности к ориентировке в сторонах собственного тела и напротив сидящего.

Методика 3. Пробы конструктивного праксиса

Каждому испытуемому была предложена карточка с изображенным образцом, который нужно было скопировать в прямом и зеркальном исполнении.

Пробы конструктивного праксиса.

Все методики оценивались по балльной системе: «Делай как я» - по  5 балльной, «Графический диктант» - по 12 балльной. За безошибочное воспроизведение узора – 4 балла, за 1-2 ошибки ставили 3 балла, за большее количество ошибок – 2 балла. Указанным образом оценивались три узора (1 тренировочный). На основе полученных данных судили об уровне выполнения методики «Графический диктант»:

10-12 баллов – высокий

6-9 баллов – средний;

3-6 баллов – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

В зависимости от количества заданий третья методика оценивалась по 4 балльной системе.

 

Заказать диплом