Личностные особенности детей  с выраженными музыкальными способностями (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты  исследования личностных особенностей у детей с выраженными музыкальными способностями.. 8

1.1. Разработка проблемы формирования личности у детей 6-7 лет в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Понятие и виды способностей в трудах отечественных и зарубежных авторов  18

1.3. Характеристика музыкальных способностей. 28

1.4. Психологические особенности детей с выраженными музыкальными способностями. 34

2. Диагностика личностных особенностей детей с выраженными музыкальными способностями.. 49

2.1. Диагностика музыкальных способностей детей 6-7 лет. 49

2.2. Диагностика личностных особенностей детей. 53

2.3. Коррекция личностного развития детей с выраженными музыкальными способностями. 62

2.4. Анализ результатов после коррекции. 77

Заключение. 83

Список литературы.. 87

Приложения.. 92

Введение

 

Актуальность исследования. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.

Каждая личность характеризуется своеобразным отно­шением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, пове­дение людей сквозь систему сложившихся у него убежде­ний, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это спра­ведливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи от­четливо выраженные взгляды, установки в подходе к лю­дям и жизненным явлениям.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С.Выготского [19].  Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н.Леонтьев[39], Л.И. Божович[8].

Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внут­ренних, определяющихся особенностями организма человека. Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один чело­век может развиваться быстрее, другой медленнее.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно наз­вать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, кото­рое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в од­ном и том же классе очень отличаются друг от друга. Определение индивидуальных путей интеллектуального и лич­ностного развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и, следовательно, одной из главных задач деятельности школьного психолога.

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова - о летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. В нашем исследовании наиболее важными для рассмотрения являются выраженные музыкальные способности. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей.

Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда оправдывается на практике. Возможно, наоборот, это так называемое гармоническое развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается дисгармоничное развитие (диссинхрония развития), которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка. ( Гильбух Ю.З., Готсдинер А.Л., Г.В.Бурлянская, В.М.Слуцкий и др.)

У ряда одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития — эмоциональная, социальная и физическая, — будучи вполне нормальными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Вопрос психического здоровья и личностного развития одаренных детей не является новым. Хотя мысль о том, что одаренные дети подвержены различным психическим нарушениям, высказывалась неоднократно[63, с.26-37] однозначного отношения к этому вопросу ни в психологической, ни в психиатрической литературе обнаружить не удалось. Объяснение этому, видимо, следует искать прежде всего в том, что изучение одаренных детей до сих пор не носит комплексного, мультидисциплинарного характера. Вследствие этого, данные, полученные разными специалистами, оказываются малосравнимыми.

Все это определило тему исследования -  «Личностные особенности детей  с выраженными музыкальными способностями».

Объект исследования – дети 6-7 лет.

Предмет – личностные особенности детей 6-7 лет с выраженными музыкальными способностями.

Целью исследования является изучение личностных особенностей детей 6-7 лет с выраженными музыкальными способностями для последующего улучшения достижений в музыкальном творчестве.

В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:

- теоретический анализ исследования по данной проблеме;

- диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет с выраженными музыкальными способностями;

- разработка и апробация коррекционной программы по устранению личностных изменений одаренных детей и развитию их творчества в музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования: у детей с ярко выраженными музыкальными способностями существуют изменения в эмоционально-личностной сфере, которые могут быть устранены с помощью коррекционного воздействия.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

Проблема изменений личностной сферы и поведения у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Захаров А.И., Маралов В.Т., Дубровина И.В., Божович Е.Д., Савина Е., Шапина Н., Репина Т.А.  и др.)

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему общих и специальных способностей и одаренности. Достаточно вспомнить оригинальные исследования француза Альфреда Бине, англичанина Фредерика Бартлетта, работы Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера, Карла Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований.

Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный подход, учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребен­ка, развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, и др., а также теория музыкальных способностей  Б.М.Теплова.

Методами исследования стали: экспериментальная работа, математические и статистические методы обработки результатов.

Достоверность результатов исследования подтверждена статистическими расчетами по методу Стьюдента.

Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы и психического здоровья детей были использованы следующие методики:

n   цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (по А.О.Прохорову и Г.Н.Геннинг);

n   методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, Амэн);

n   рисунок «Несуществующее животное».

Кроме того, для выявления детей с выраженными музыкальными способностями использована методика Сафоновской О.А.

Опытно-экспериментальная база: дети в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек, учащиеся музыкальной школы при колледже искусств им. Палантая, г. Йошкар-Ола, РМЭ.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблеме способностей, как отмечалось, уделялось много внимания зарубежными и отечественными психологами, однако в последние годы в связи с реформированием отечественной школы данная проблема разрабатывается слабо, кроме того, существует мало разработок, посвященных особенностям психического здоровья, особенностям личности одаренных и способных детей в начальной школе.

К сожалению, в школе внимание к этим существенней­шим сторонам развития ребенка не уделяется должного внимания. Кроме того, недостает практических разработок по выявлению психических особенностей детей с ярко выраженными музыкальными, изобразительными и другими специальными способностями. Поэтому наше исследование является одним из новых, в нем дан анализ личностных характеристик и эмоциональной сферы детей с выраженными музыкальными способностями, разработана программа коррекции личностного развития у одаренных детей.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что представленные методы диагностики и коррекционные мероприятия могут  быть использованы педагогами, психологами, родителями с целью выявления и предотвращения нарушений психического здоровья, личностных особенностей, эмоциональной сферы у детей с выраженными музыкальными способностями.

Заключение

Таким образом, проведя теоретические и диагностические исследования особенностей личностной сферы детей 6-7 лет с выраженными музыкальными способностями, можно сделать следующие выводы:

1. Способности — это не любые индивидуально-психологические особенности личности, а лишь те, от которые зависит продуктивность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей дает возможность выделить у человека так называемые общие способности — психические качества, отвечающие требованиями не одного, а многих видов деятельности, и специальные психологические особенности, являющиеся возможностями успешного выполнения человеком определенного вида деятельности.

У каждого нормального человека - огромные возможности развития. Задача развития способностей давно стала реальностью. Однако это не означает, что можно ожидать одинаково высокого уровня развития одних и тех же способностей у  всех.

2. В дошкольном и школьном возрасте учителям и воспитателям постоянно приходиться считаться с психологическими особенностями детей.

Индивидуальные различия выступают, в частности, в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. Неодинаковость способностей не сводится, разумеется, к различиям по их уровню. Различия проявляются прежде всего в том, что у одних и тех же детей ярче обнаруживаются их возможности в таких-то видах занятий, а у других - в других. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но и их значение для роста способностей.

3. Детский возраст имеет наибольшее значение для понимания становления способностей и одаренности. В особенностях детской психики - истоки формирования способностей взрослых.

Одаренность мы понимаем, прежде всего, как высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении его жизни. Таким образом, одаренность раскрывается через понятие способностей.

4. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах - звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство.

5. Современные исследования показывают, однако, что гармоничность в развитии различных сторон психики музыкально одаренного ребенка является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью, своего рода "однобокостью" развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.

6. Это подтверждено диагностическими исследованиями. Проведя диагностические исследования особенностей личностной сферы детей 6-7 лет с выраженными музыкальными способностями и детей с обычными музыкальными способностями, было выявлено, что одаренные дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными музыкальными способностями имеют высокий уровень тревожности, проявляют агрессивность и неадекватную самооценку. В разное время они могут показывать различный уровень негативных эмоций, на который могут влиять и школьные нагрузки, утомляемость, желание тестироваться и т.д. Тем не менее у этих детей проявляются и желание получить одобрение, значимость мнения окружающих о себе, эгоцентризм, соучастие, дружелюбие, мечтательность, уважение.

Обобщенные результаты исследования показывают, что обычные дети  на первом диагностическом этапе исследования обладали средним (50%) и низким (50%) уровнем негативных эмоциональных переживаний, одаренные дети показывали высокий (40%) и средний (60%) уровень негативных эмоций.

7. Следует отметить, что в данном возрасте необходимо внимательно относится к эмоциональным состояниям одаренных детей и проводить с ними коррекционную работу, направленную на снижение негативных эмоциональных переживаний, агрессии, формирование самооценки, устранение различных психических нарушений. Учитывая специфику развития личности и особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка, была разработана и апробирована Программа коррекции эмоционально-личностной сферы детей с выраженными музыкальными способностями. Программа основана на разработках Е.Л.Яковлевой, Л.М.Костиной, Л.А. Девис и В.М. Поставнева, А.И. Захарова, Г.И. Ремизовой, Г.Л. Лэндрета и включала в себя игровые методы психокоррекции, арт-терапевтические методики, релаксационные упражнения, проводилась на протяжении 4 месяцев (декабрь 2003г.- март 2004г.).

Поскольку  в основном в группе с выраженными музыкальными способностями были дети старшего дошкольного возраста, мероприятия коррекционной программы строились в зависимости от возрастных особенностей детей и основного вида деятельности – игровой.

3. Результаты второго коррекционного этапа показывают положительную динамику в снижении уровня негативных эмоций у детей с выраженными музыкальными способностями: так, детей с высоким уровнем негативных эмоций стало на 20% меньше, на контрольном этапе 7 детей проявляют благополучие в эмоционально-личностной сфере, что на 35% лучше, чем на первом этапе. По сравнению с детьми контрольной группы (с обычными способностями) по нарушениями в эмоционально-личностной сфере дети 6-7 лет с выраженными музыкальными способностями все еще показывают более худшие результаты, на разница устранена по сравнению с первоначальными исследованиями на 25%.

Кроме того, повысилась успеваемость детей, принимавших участие в коррекционной работе, музыкальное творчество детей с выраженными музыкальными способностями, показавшими положительню динамику в снижении негативных эмоций, стало более выраженным, дети занимаются музыкой охотно, проявляют творческий интерес к занятиям в музыкальной школе. Все это доказывает эффективность проводимых мероприятий коррекеционного воздействия.

Анализ возрастного развития одаренных детей и практическая значимость этой проблемы с каждым годом все настойчивее диктует необходимость реального участия психологов, медиков, педагогов в решении проблемы одаренных детей. Целесообразна разработка комплексного медико-психолого-педагогического подхода к работе с одаренными детьми, который должен быть направлен на профилактику развития у них психических нарушений, проведение в отдельных случаях семейной психотерапевтической коррекции.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтверждена. Цели достигнуты, задачи решены. Мы доказали, что у детей с ярко выраженными музыкальными способностями существуют нарушения в эмоционально-личностной сфере, которые устранены с помощью коррекционного воздействия, что в свою, очередь, повлияло на развитие творческой активности детей.

Достоверность результатов исследования подтверждена статистическими расчетами по методу Стьюдента.

Однако мы понимаем, что данная проблема достаточно широка, дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как:

q       Проблемы и особенности неуспешных одаренных учащиеся

q       Медицинские аспекты развития одаренных детей (психическое здоровье, нарушенные формы поведения, агрессия)

q       Психолого-педагогическое сопровождение родителей в процессе развития одаренности у младших школьников.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. Деловая книга, 1999.-340 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. –314 с.
  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологическая аспекты одаренности детей и подростков в применении информационных технологий// Прил. К «Первое сентября».- 2005. - №1
  4. Башина В.М. «Аутизм в детстве» М.: Медицина, 1999.-190 с.
  5. Белобородова В.к. Музыкальное восприятие//Музыкальное восприятие школьников. - М., 1975.-311 с.
  6. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Флинтъ, 1998. — 144 с.
  7. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. — 289 с.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 199 с.
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
  10. Брутман В.И.,  Якимова Т.В. Особенности детско-родительских отношений и психическое здоровье особо одаренных детей.// Практическая психология. - 2005. - №8. - С.45-47
  11. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.-1977.-220 с.
  12. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение М.:Педагогика,  1998.-132 с.
  13. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Издательство Московского Университета, 1990.-209 с.
  14. Буторина Н.Е., Буторин Г.Г. Одаренные дети. Первые итоги психиатрического наблюдения// Журнал Социальная и клиническая психиатрия.- 1996.- Вып.3.- С. 25-28.
  15. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.:Наука, 1973. — 330 с.
  16. Венгер Л.А., Холмовская Л.М. Диагностика умственного развития дошкольников. — М.: Знание, 1973. — 280 с.
  17. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  18. Вопросы музыкальной педагогики. М.:Музгиз.-2001. Вып.1.-224 с.
  19. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. Собр.соч. — М.:Педагогика, 1983.- Т. 2.
  20. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.Т1.
  21. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
  22. Гленн Вильсон. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. — М.: Когито-Центр, 2001. — С.309-313
  23. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий// Вопросы психологии.-2001.-№3
  24. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. -2006.- № 1.-С.23-25
  25. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии. — 2007. — №4. — С.82-88.
  26. Грэйс Крайг. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002.-690 с.
  27. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе.- 2006. -№ 1.
  28. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991.-386 с.
  29. Дубровина И.в, Школьная психологическая служба. Образование. Педагогические науки М.: Педагогика, 1991. – 352 с.
  30. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001.-240 с.
  31. Ермолина Л.А., Кашникова А.А., Татарова И.Н., Коваленко Ю.Б. «Агрессивные проявления у детей и подростков в структуре пограничных психических расстройств», Материалы конгресса «Охрана психического здоровья детей и подростков», IV конгресс педиатров России, Москва, 1998.-78 с.
  32. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.
  33. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1998.-190 с.
  34. Коркина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В. Нервная анорексия. М.: Медицина, 1986.-290 с.
  35. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал.- 2002.- № 6.-С.18-23
  36. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. — М.:Педагогика, 1960. — 269 с.
  37. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984. — 80 с.
  38. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 277 с.
  39. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.:Знание, 1983. — 215 с.
  40. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.:Международная пед.академия.- 1994. - 368 с.
  41. Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. –109 с.
  42. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. -2006.- № 6.- С. 29-33.
  43. Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями ее рождаются. Общество и способности человека. — М.:Знание, 1989. — 215 с.
  44. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.
  45. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Профессионал, 2002.- 430 с.
  46. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания// Восприятие музыки. - М., 1980.
  47. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурлянской, В.М.Слуцкого. — М.:Педагогика, 1991. — 385 с.
  48. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: Творческий центр Сфера, 2001.-109 с.
  49. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос.-1997.- 384 с.
  50. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. // Психологический журнал.- 2007.- № 4.-С.4-9
  51. Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 2008. -№2. -  С.39.
  52. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса, М: Изд. центр «Академия», 1996. - 178 с.
  53. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики// Психологическая диагностика.-М, 1981
  54. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991. — 181 с.
  55. Ремизова Г.И. Тревожные дети. М.:Владос.- 2008.-202 с.
  56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.ВЛАДОС, 1999. — 704 с.
  57. Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - с. 11.
  58. Столяр З. Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 2000.-60 с.
  59. Способности и склонности /Под ред. Э.А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989.-198 с.
  60. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы пси­хологии.- 1986.- №1
  61. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 253 с.
  62. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. - 2004.- № 2.- С. 120-127.
  63. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.:Педагогика, 1986. — 207 с.
  64. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М.:Знание.-1990.-80 с.
  65. Шумакова Н.Б. Междисицплинарный подход к обучению одаренных детей//Практическая психология. - 2007. - №2. - С.56-58
  66. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии.- 2007.- № 3.- С.34—43.
  67. Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Школа здоровья. - 2006.- Т. 6.- № 1.- С. 26-37.
  68. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. - 2008.- № 4.- С. 111—122.
  69. Щебланова Е.И. Динамика показателей когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. -2006.- № 6. (в печати).
  70. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования одаренности // Вопросы психологии.- 2006.- № 1.-С. 97-107.
  71. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.:Педагогика, 1980. — 408 с.
  72. Энциклопедия для юных музыкантов / Авторы – составители Куберский И.Ю., Минина Е.В. – СПб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1997. – 576 с.
  73. Юркевич   В.С. Личность и проблемы одаренного ребенка // Обруч.-2008.-№4.-С.18-21
  74. Ярошевский М.Г., Умрихин В.В. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива// Вопросы психологии.- 2003. - №1

Заказать диплом