Личностные особенности  подростков и их поведение в конфликтных ситуациях (курсовая, теория)

Содержание

Введение. 3

1.  общая характеристика подростковогог возраста.. 7

2. Формирование и развитие личности в подростковом возрасте  12

3. Межличностные отношения подростков. 33

заключение. 41

Литература.. 44

Введение

Актуальность исследования. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Большую роль среди причин, обуславливающих развитие подростка, играет социальная среда: социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.

Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.

Семейное неблагополучие и его негатив­ное воздействие на ребенка могут возник­нуть и по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Учитывая теснейшее переплетение симптомов психического дизонтогенеза, общность био­логических и социальных детерминант, лежащих в основе развития подростка, пси­холого-педагогическая коррекция должна включать коррекцию интеллектуальных, эмоциональных и личностных нарушений у детей, лечение и профилак­тику соматических расстройств, целенаправленное воздействие на семью, психологическое консультирование учителей по проблемам обучения и воспитания подростков, нормализацию межличностных отношений учащихся. Комплексная природа фак­торов риска обусловливает необходимость системного психологического воздействия на все составляющие и связи между ними.

Сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте в зависимости от влияния социальной среды, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования: "Личностные особенности  подростков и их поведение в конфликтных ситуациях".

Объектом исследования является личность подростков.

Предмет исследования:  психологические особенности поведения подростков.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы личностных особенностей  подростков и их поведения в конфликтных ситуациях.

Исходя из этого задачами данной работы является:

1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить  общу4ю характеристику подросткового возраста;

2) изучить особенности формирования и развития личности подростков;

3) изучить межличностные отношения подростков.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, среди которых можно назвать следующих авторов: А.Т. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Э. Иллеш, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.А. Осодрина, В.А. Петровского, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, А.У. Хараш и  др.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и разви­тия личности, в которой центральное место отведено понятию дея­тельности. Его теорию можно оценить как психодинамическую, неэк­спериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека, описывающую личность в психологических (мотивы) и пове­денческих (деятельность) терминах. Как и у Божович Л.И. основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит "личностный смысл".

Вопросами подростковой среды, обучения и воспитания за­нимались Хекхаузен Хайнтц, Эрик Бернс ( объяснил свой взгляд на становление человеческой судьбы и влияние трансакций на я-концепцию ), Леви К.

Проблема поведения в подростковом возрасте и сейчас привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.).

Заказать курсовую