Метод проектов и возможности его применения в преподавании технологии (курсовая работа)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. понятие и общая характеристика метода проектов  в обучении и воспитании школьников. 5

1.1. История возникновения метода проектов. 5

1.2. Понятие «метод творческих проектов». 7

1.3. Цели проектного обучения. 10

2. Образовательная область «Технология» и трудовое обучение и воспитание школьников в современных условиях.. 17

2.1. Особенности преподавания «Технологии». 17

2.2. Возможности использования метода творческих проектов в образовательной области «Технология». 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2000г. №14/1 указано, что образовательная область "Технология" должна обеспечить овладение школьниками, как содержательным инвариантом, следующими умениями: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, создавать продукты труда, обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью, применять в практической деятельности научные знания, полученные при изучении смежных предметов. Важной целью при изучении "Технологии" в старших профильных классах средней школы, наряду с совершенствованием умений, заданных инвариантом содержания, является развитие конкретных технологических знаний, умений и навыков учащихся с учетом приоритетности развития сферы информационных технологий как технологий всех сфер образовательной деятельности.

В соответствии с этим предмет "Технология" на основе проектной познавательно-трудовой деятельности на качественно новом уровне должен реализовывать отечественный и зарубежный опыт технологической, информационной, эстетической, прикладной экономической подготовки учащихся, их профессиональную ориентацию.

Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах преобразовательной деятельности.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Историография метода проектов представлена в работах Д. Дьюи, УХ. Кил-патрика, Э. Коллингса, Л.Э. Левина, П.П. Блонского, В.П. Вахтерева, В.В. Игна­тьева, С.Т. Шацкого и др.

Содержание и методика выполнения творческих проектов раскрывается в работах Д. Питта, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и др.

Анализируя современные проблемы трудовой подготовки подрастающего поколения, В.Д. Симоненко отмечает необходимость поиска научно-обоснован­ных, соответствующих психофизическим возрастным особенностям школьни­ков, содержания, методов, форм и дидактических средств технологического обучения, усиления политехнической, практической, творческой, воспитательной направленности, формирующих технологическое мышление, способствующих  осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования – «Метод проектов и возможности его применения в преподавании технологии».

Цель исследования – изучить особенности применения метода творческих проектов в обучении предмета «Технологии» в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  • Изучить особенности преподавания предмета «Технология» в школе;
  • Исследовать основы теоретико-проектной деятельности учащихся;
  • Изучить возможности применения метода проектов при преподавании технологии в школе.

 

Глава 1. Понятие и общая характеристика метода проектов  в обучении и воспитании школьников

1.1. История возникновения метода проектов

 

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Экспериментальная школа Дьюи, действовавшая в Чикаго в 1896-1903гг., полностью отказалась от классно-урочных занятий. В качестве основы организации обучения принимались не строго спланированные по времени уроки и соответствующие им программы, а свободно организованное решение творческих задач, связанных с возделыванием земли, работой ремесленников, занятиями в домашнем хозяйстве. Изготовляя различные изделия, орудия труда, ученики вместе с тем получали значительный объем других сведений, хотя и мало систематизированных.

Метод проектов, разработанный американским педагогом Уильямом  Х.Килпатриком (1871-1965) и широко пропагандируемый в мире, заключается в применении идеи Дьюи о воспитании через действие. Вместо традиционных предметов обучения были введены проекты, т.е. своеобразный вид тематических центров, позволяющих детям соединять работу и учебу. По своему замыслу проекты должны были увязываться с интересами учеников и через практическую деятельность подводить их к познавательной деятельности.

Дальтоновский план, называемый также системой мастерских, получил свое название от названия американского города Дальтон, где его впервые применила Элен Пархерст (1887-1973). Здесь, как и в двух вышеназванных системах, с учениками проводились нормальные уроки, они работали самостоятельно длительное время, как правило, в течение месяца, получая при этом помощь от учителей и пользуясь материалами школьных мастерских. На это время они получали материал для индивидуальных занятий вместе с заданиями, упражнениями и различного рода работами. Затем после проведения нескольких совместных уроков они отчитывались перед учителями о полученных знаниях и умениях, а также представляли выполненные ими работы.

В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный.......

Заказать курсовую