Метод творческих проектов в обучении технологии в школе 1 (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Использование метода проектов в образовательной области «технология»  в обучении и воспитании школьников. 7

1.1. Понятие «метод творческих проектов». 7

1.2. Образовательная область «Технология» и трудовое обучение и воспитание школьников в современных условиях. 18

1.3. Метод творческих проектов в  образовательной  области   «Технология»  31

Глава 2. Использование творческо-проектной деятельности учащихся на уроках «Технология». 39

2.1. Готовность учащихся  к разработке творческих проектов с использованием компьютерных технологий (экспериментальная часть) 39

2.3. Разработка компьютерной поддержки метода творческих проектов при изучении в образовательной области «Технология». 43

3.3. Анализ компьютерных проектов учащихся. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

Приложения.. 74

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2000г. №14/1 указано, что образовательная область "Технология" должна обеспечить овладение школьниками, как содержательным инвариантом, следующими умениями: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, создавать продукты труда, обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью, применять в практической деятельности научные знания, полученные при изучении смежных предметов. Важной целью при изучении "Технологии" в старших профильных классах средней школы, наряду с совершенствованием умений, заданных инвариантом содержания, является развитие конкретных технологических знаний, умений и навыков учащихся с учетом приоритетности развития сферы информационных технологий как технологий всех сфер образовательной деятельности.

В соответствии с этим предмет "Технология" на основе проектной познавательно-трудовой деятельности на качественно новом уровне должен реализовывать отечественный и зарубежный опыт технологической, информационной, эстетической, прикладной экономической подготовки учащихся, их профессиональную ориентацию.

Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах преобразовательной деятельности.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Историография метода проектов представлена в работах Д. Дьюи, УХ. Кил-патрика, Э. Коллингса, Л.Э. Левина, П.П. Блонского, В.П. Вахтерева, В.В. Игна­тьева, С.Т. Шацкого и др.

Содержание и методика выполнения творческих проектов раскрывается в работах Д. Питта, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и др.

Анализируя современные проблемы трудовой подготовки подрастающего поколения, В.Д. Симоненко отмечает необходимость поиска научно-обоснован­ных, соответствующих психофизическим возрастным особенностям школьни­ков, содержания, методов, форм и дидактических средств технологического обучения, усиления политехнической, практической, творческой, воспитательной направленности, формирующих технологическое мышление, способствующих  осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Все вышеизложенное определило выбор темы дипломного исследования – «Метод творческих проектов в обучении технологии».

Цель исследования – изучить особенности применения метода творческих проектов в обучении предмета «Технологии» в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  • Изучить особенности преподавания предмета «Технология» в школе;
  • Исследовать основы теоретико-проектной деятельности учащихся;
  • Предложить мероприятия для эффективной организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской с помощью метода проектов.

Объект исследования – метод творческих проектов.

Предмет исследования: организация творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской с помощью метода проектов.

Гипотеза исследования. Эффективными факторами развития творческо-конструкторской деятельности в образовательной области "Технология" являются организация учебно-воспитательного процесса посредством метода творческих проектов и использование компьютерной техники.

Новизна исследования. Анализ результатов исследований компьютеризации в области образования и профессиональной подготовки показывает, что при обучении учащихся образовательной области "Технология" различными авторами рассматривалось применение компьютерной техники при решении конкретных, в большей части, вычислительных задач; при обучении навыкам работы с пользовательскими программами; при организации обучения и контроля на основе работы с демонстрационными, обучающими, контролирующими программами. Некоторые исследования посвящены компьютерной поддержке отдельных разделов образовательной области "Технология" (А.В. Коптелов, В.К. Колесников, Н.П. Шипицын, А.Н. Богатырев и другие.).

В то же время вопросы, касающиеся организации процесса производства программных продуктов как продуктов общественного потребления, а также развитие в этом процессе творческих способностей при разработке проектов в образовательной области "Технология" практически не рассматривались. Поэтому данное исследование является одной из немногих разработок, характеризующих особенности развития творческих способностей в процессе организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской в условиях современной школы с использованием метода творческих проектов на основе использования компьютерной техники при выполнении творческих проектов школьниками.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ.

Структура работы. Дипломная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Использование метода проектов в образовательной области «технология»  в обучении и воспитании школьников

1.1. Понятие «метод творческих проектов»

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Экспериментальная школа Дьюи, действовавшая в Чикаго в 1896-1903гг., полностью отказалась от классно-урочных занятий. В качестве основы организации обучения принимались не строго спланированные по времени уроки и соответствующие им программы, а свободно организованное решение творческих задач, связанных с возделыванием земли, работой ремесленников, занятиями в домашнем хозяйстве. Изготовляя различные изделия, орудия ' труда, ученики вместе с тем получали значительный объем других сведений, хотя и мало систематизированных.

Метод проектов, разработанный американским педагогом Уильямом  Х.Килпатриком (1871-1965) и широко пропагандируемый в мире, заключается в применении идеи Дьюи о воспитании через действие. Вместо традиционных предметов обучения были введены проекты, т.е. своеобразный вид тематических центров, позволяющих детям соединять работу и учебу. По своему замыслу проекты должны были увязываться с интересами учеников и через практическую деятельность подводить их к познавательной деятельности.

Дальтоновский план, называемый также системой мастерских, получил свое название от названия американского города Дальтон, где его впервые применила Элен Пархерст (1887-1973). Здесь, как и в двух вышеназванных системах, с учениками проводились нормальные уроки, они работали самостоятельно длительное время, как правило, в течение месяца, получая при этом помощь от учителей и пользуясь материалами школьных мастерских. На это время они получали материал для индивидуальных занятий вместе с заданиями, упражнениями и различного рода работами. Затем после проведения нескольких совместных уроков они отчитывались перед учителями о полученных знаниях и умениях, а также представляли выполненные ими работы.

В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Представим для начала некоторые подходы к организации современных учебных проектов......

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в процессе проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы.

Метод проектов (от греческого "путь исследования") в современном понимании - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Разработка проблемы использования информационных сред в процессе обучения учащихся посредством метода творческих проектов в образовательной области "Технология", является перспективным направлением информатизации образования. Современная информационная среда, основываясь на использовании компьютерной техники, обладает большим набором инструментальных средств, являющихся реальными орудиями производства, доступными каждому, что при организации учебно-воспитательного процесса посредством метода творческих проектов позволяет наряду с эмоциональным, интеллектуальным и творческим развитием учащихся формировать общетехнологические и начальные профессиональные навыки в области информационных технологий, графики и дизайна.

В дипломной работе была доказана актуальность проблемы поиска и исследования путей повышения уровня знаний и развития творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в образовательной области «Технология».

Анализ деятельности учащихся в ходе выполнения ими проектов и полученные экспериментальные данные демонстрируют высокий уровень не только в самостоятельном овладении знаниями, но и в самостоятельном применении имеющихся и полученных знаний в учебно-практической деятельности, что в общей сложности способствует их подготовке к самостоятельной трудовой жизни.

Выполнение учащимися проектов способствует формированию разносторонних интересов и общей культуры личности, разбирающейся в вопросах технической эстетики, промышленной графики, организации процесса производства и рекламы продукции и обладающей достаточными знаниями, умениями и навыками для своего творческого самовыражения.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтвердили наши предположения, высказанные в гипотезе исследования.

Мы доказали, что эффективными факторами развития творческо-конструкторской деятельности в образовательной области "Технология" являются организация учебно-воспитательного процесса посредством метода творческих проектов и использование компьютерной техники.

Цели достигнуты, задачи решены.

Заказать диплом