Методы обучения двигательным действиям в аспекте работы с подростками-баскетболистами (диплом)

Содержание

 

Введение.. 3

1. Теоретические аспекты изучения методов обучения двигательным действиям... 6

1.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.. 6

1.2. Методы обучения двигательным действиям.. 17

1.3. Особенности физического развития в подростковом возрасте. 53

2. Цель, задачи, организация исследования.. 70

2.1. Цель исследования. 70

2.2. Задачи исследования. 70

2.3. Организация и методы исследования. 70

2.2. Анализ физического развития подростков, занимающихся в школьной секции  71

3. Исследование влияния различных методов обучения двигательным действиям  на  физическое развитие подростков, занимающихся в секции баскетбола.. 73

3.1. Планирование работы в секции баскетбола. 73

3.1. Методические указания по совершенствованию двигательных действий  74

Заключение.. 83

Литература.. 86

Приложения.. 91

Введение

 

Челове­ку, появившемуся на свет, не даны никакие умения и навыки, которые так необходимы для того, чтобы участвовать в жизни общества и тво­рить. Первое, чему начинает учиться вступающий в жизнь человек—двигательные действия. Обучение им продолжается все то время, пока он прогрессирует в любой из сфер своего бытия.

Человек познает новое о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений, в движениях.

Актуальность исследования. Развитие двигательных действий занимает важное место в физическом воспитании школьников. Многие школьники не могут выполнить нормативы, требуемые в школах, не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, потому, что им мешает плохая техника движений,  недостаточное развития двигательных действий.

Обучение двигательным действиям необходимо в лю­бой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, по­скольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствова­ния. Суть специфики обучения в физическом воспитании в том, что основная масса нового позна­ется при освоении разнообразных двигательных дейст­вий, выступающих в форме физических упражнений.

Движение является одним из главных условий существо­вания животного мира и прогресса в его эволюции. От актив­ности скелетной мускулатуры зависит резервирование энер­гетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого — увеличение продолжитель­ности жизни. Наиболее целесообразны в этом плане мало­интенсивные (стайерные) формы деятельности скелетной мускулатуры, обеспечивающие достижение к зрелому возрасту максимально сниженных затрат энергии в состоянии покоя.

Практический опыт, экспериментальные исследования ученых дают надежные основания для заключения о том, что активная двигательная деятельность сдерживает возраст­ные инволюционные изменения, способствует удлинению периода активной творческой жизни.

От здоровья каждого человека зависит богатство и благо­состояние нашего общества, ускорение научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны. Иначе говоря, здоровье подрастающего поколения — важней­шая социальная категория.

Высокий уровень физической и умственной работоспособ­ности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у незанимающихся. Снижение активности двигательных действий пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых расстройств, приводит к нарушению обмена веществ. Физические упражне­ния предупреждают атеросклеротические изменения в сосу­дах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Способность противодействовать изменениям внутренней среды организма, которыми сопровождается выполнение физических упражнений, является специфическим свойством тренированного организма. Вместе с тем физические упраж­нения повышают и так называемую неспецифическую, т. е. естественную, защитную устойчивость организма: человек обретает надежную способность активно бороться с болезне­творными агентами внешней среды. Наблюдения за состоя­нием здоровья детей, систематически занимающихся в различных спортивных секциях, показывают, что у них снижается частота так назы­ваемых простудных заболеваний. В случае заболевания (например, при вспышке гриппа) такие дети переносят бо­лезнь значительно легче, чем не занимающиеся спортом.

Целью данной работы является изучение методов обучения двигательным действиям.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов в области  физического воспитания.

Практическая значимость: разработки по физическому развитию подростков-баскетболистов могут быть использованы в работе с подрастающими спортсменами.

Новизна исследования: в дипломной работе представлен комплекс физических упражнений игр, подобранных с определенном порядке для развития двигательных действий у подростков-баскетболистов.

2. Цель, задачи, организация исследования

2.1. Цель исследования

 

Целью данной работы является изучение методов обучения двигательным действиям в аспекте работы с подростками-баскетболистами.

2.2. Задачи исследования

 

Исходя из этого задачами изучения данной работы являются:

- провести теоретический анализ литературы в области педагогики, психологии и физического воспитания детей;

- рассмотреть различные методы обучения двигательным действиям;

- провести диагностические исследования физической подготовки подростков, занимающихся баскетболом.

2.3. Организация и методы исследования

Объектом исследования являются методы обучения двигательным действиям.

Предметом исследования - особенности методов обучения двигательным действия подростков на занятиях баскетболом.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- изучение литературы в области физиологии, педагогики и психологии;

- наблюдения за подростками;

- опытно-экспериментальная работа.

Как известно, в баскетболе требуется мгновенная оценка меняющихся  ситуаций, а также своевременность, быстрота и точность приемов, эффективность которых тесно связана со способностью дифференцировать временные, пространственные и силовые параметры движений.

В связи с этим в процессе изучения различных методов обучения двигательным действиям подростков, занимающихся баскетболом, были проведены  исследования, определяющие динамику их физического развития.

В исследовании принимали участие группа подростков, занимающихся баскетболом в количестве 25 человек, учащиеся школы №27, г. Йошкар-Ола.

Было проведено исследование основных двигательных действий: бег, метание, прыжки в длину и в высоту, отжимание.

Заключение

В процессе проведения теоретических и практических исследований по использованию различных методов в обучении  двигательным действиям в баскетболе в спортивной секции при школе № 17 г. Йошкар-Олы, в соответствии с задачами, поставленными в данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

Совершенствование двигательных действий необходимое условие для общего физического развития подростков.

В подростковом возрасте происходят бурный рост и развитие всех органов и систем организма подростка. При этом рост и развитие органов и систем подростков происходят с переменной интен­сивностью, волнообразно.

Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы в подростковом возрасте часто способствуют лучшему и более быстрому ус­воению двигательных действий. Значительное нарастание объема мышц, мы­шечной силы, координации движений также происходит в период полового созревания.

Многие исследователи отмечают тесную связь нарастания двигательных возможностей детей и подростков с темпами полового созревания. Указывается, что подростки, опережа­ющие своих сверстников в темпах полового созревания, пока­зывали более высокие достижения при испытании возмож­ностей.

Тем не менее, анaтoмo-физиoлогичeские особенности организма детей и подростков чаще всего и определяют повышенную реактивность, утомляемость, мень­шую приспособляемость к условиям внешней среды, трудовой и спортивной деятельности, нарушениям режима, труда и отдыха, физическим и психологическим перегрузкам по сравнению со взрослыми. Поэтому, наряду со знанием воз­растных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, следует хорошо знать и данные их физического раз­вития. Анализируя эти данные: рост, вес и т.д. любого подростка тренер может выяснить, какое физическое развитие он имеет, чтобы правильно планировать занятия по баскетболу.

Как и любому спортсмену, подростку, занимающемуся баскетболом, необходим це­лый комплекс знаний, навыков и умений, которые приоб­ретаются в процессе упорного и постоянного обучения и тренировки. Только путем многократного повторения изучен­ных приемов достигается совершенство их выполнения и навыки превращаются в умения.

Упраж­нения или технические приемы должны быть доступны занимающимся по степени трудности их выполнения. Не­обходимо знать, что слишком легко выполняемые упраж­нения, так же как слишком трудные, снижают интерес и активность у занимающихся.

Средствами обучения и тренировки в начальный период подготовки являются упражнения и игры в ов­ладении техническими навыками, упражнения и игры в беге, прыжках, а также общеразвивающие гимнастические упражнения и проведение двусторонних игр.

Основным документом, определяющим все направле­ние работы секции баскетбола на год, является общий план работы секции. Поэтому в курсовой работе разработан примерный учебный план для спортивной секции баскетбола при обучении подростков 11-13 лет.

В процессе наблюдений за физическим развитием подростков, занимающихся в спортивной секции баскетбола была отмечена положительная динамика в развитии двигательных действий. Подростки в конце учебного года стали быстрее бегать, прыгать, метать, улучшились силовые качества.

При наблюдении за поведением подростков в баскетболе было отмечено положительное изменение ловкости, координации движений, выносливости, следовательно, подростки, занимающиеся баскетболом, развиваются достаточно динамично в физическом плане.

Различные методы обучения двигательным действиям положительно влияют на общее физическое развитие подростков, занимающихся баскетболом. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

Заказать диплом