Методика физического развития и оздоровления старших дошкольников (диплом)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7

1.1. Критерии здоровья. 7

1.2. Возрастные особенности физического и психического развития дошкольников  10

1.3. Система естественного оздоровления человека природными факторами. Развитие координационных способностей дошкольников – основа развития двигательных качеств  23

Глава П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 41

2.1. Задачи исследования. 41

2.2.  Организация и методы исследования. 41

Глава Ш. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ физического развития и оздоровления дошкольников И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.. 46

3.1. Внедрение программы развивающих и оздоровительных мероприятий. 46

3.2. Результаты педагогического эксперимента. 57

ВЫВОДЫ.. 75

Литература.. 76

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 85

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических и духовных качеств - одна из основных задач современного общества. Всемирная Организация Здра­воохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "К 2000 году - здоровье каждому человеку планеты!".

В любом обществе, построенном на гуманистических и демокра­тических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Рос­сийской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, на­блюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья де­тей, "во всех типах и видах учебных заведений реализуется такая дидак­тика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности".

Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффек­тивных средств их реализации.

По современным научным представлениям, основными фактора­ми, детерминирующими здоровье, являются: наследственность, среда обитания и образ жизни человека. Без обеспечения детей оптимальными для жизнедеятельности организма условиями развития, обучения и вос­питания не может быть речи о сохранении и, тем более, об укреплении здоровья.

Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, харак­теризующих морфо-функциональное развитие, физический статус ре­бенка, уровень адаптации к окружающей среде, дееспособность.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее формиру­ются жизненно необходимые умения и навыки, он лучше приспосабли­вается к разнообразным воздействиям внешней среды.

Физическое и психическое здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарова­ний и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что раз­витие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппа­рата, движение способствует развитию всех областей головного мозга, влияет на развитие умственных способностей ребенка [19, 28, 41, 91]. Поэтому необходимы пути оптимизации работы в дошкольных учреждениях.

Поиск эффективных путей укрепления здоровья убеждает в том, что мы еще не полностью реализуем оздоровительное влияние условий среды на детский организм. Практика также подсказывает, что педаго­гам часто не хватает знаний и умения по использованию условий окру­жающей среды при обучении детей движениям и двигательным действи­ям с целью формирования у них физических качеств, ознакомления с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к ним с помощью игровых ситуаций.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования организационно-методических аспектов физкуль­турно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного воз­раста на основе использования средств физической культуры и природ­ных факторов.

Цель исследования заключается в определении и реализации путей повышения эффективности процесса физического развития и оздоро­вления старших дошкольников.

Объект исследования. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования. Содержание и методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Гипотеза. Предполагается, что эффективность оздоровительной работы с детьми 5-7 лет повысится, если применить комплекс оздорови­тельных мероприятий, включающий:

- самомассаж биологически активных точек и развитие тонкой ко­ординации движений рук;

- систему комплексов вариативных упражнений, основанную на уровнях двигательной сенсорики;

- систему закаливания с использованием природных факторов.

Исходя из цели исследования, предстояло решить следующие зада­чи:

1. Выявить уровень здоровья, уровень физического развития детей 5-7 лет, посе­щающих дошкольные учреждения.

2.  Разработать комплекс физкультурно-оздоровительных меро­приятий для дошкольных учреждений.

3. Экспериментально обосновать эффективность использования разработанного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприя­тий в режиме дня дошкольных учреждений.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- анализ состояния проблемы по данным научно-методической ли­тературы;

- анализ и обобщение передового опыта воспитания детей до­школьного возраста;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (метод контрольных испытаний);

- методы математической статистики.

Методологической основой исследования являются:

1. Системный подход, представляющий общенаучный метод эмпи­рических исследований в различных теоретических и практических об­ластях.

2. Совокупность теоретических положений о физическом воспита­нии дошкольников как о целостном многокомпонентном процессе управления физическим развитием ребенка (Гориневский В.В., Аршавский И.А., Аркин Е.А., Кенеман А.В., Осокина Т.И., Никитюк В.А. и другие).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В настоящей работе исследовано влияние комплексного воздей­ствия физкультурно-оздоровительных мероприятий на состояние здоро­вья дошкольников и Разработан комплекс физкультурно-оздоровительных меро­приятий для детей старшего дошкольного возраста, включающий: мето­дику самомассажа биологически активных точек; упражнений, направ­ленных на развитие мелкой моторики рук; систему комплексов упраж­нений с вариативным повторением, основанную на уровнях развития двигательной сенсорики.

Практическая значимость исследования заключается в возмож­ности использования разработанных и экспериментально обоснованных автором методик оздоровления в условиях дошкольных учреждений. Ре­зультаты исследования и разработанная программа могут быть исполь­зованными педагогами-практиками в процессе физического воспитания.

Результаты исследования и разработанная программа могут быть внедрены в практику дошкольных учреждений на примере  ДОУ №90 г.Йошкар-Ола.

 

2.2.  Организация и методы исследования

 

Указанными задачами обусловлен выбор методов исследования:

1. Анализ и обобщение литературных данных.

Анализ литературных данных проводился с целью изучения и ознакомления с современным состоянием вопроса о содержании, методах и формах проведения занятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, в частности обучению сложнокоординационным и мелкокоординационным движениям с помощью различных методик.

Анализу подвергались литературные источники отечественных и зарубежных авторов, учебно-методические пособия, авторефераты диссертаций и другие материалы по проблемам исследования. Анализ спо­собствовал обоснованию актуальности темы исследования, формирова­нию собственной гипотезы, постановке и конкретизации задач по выбо­ру адекватных методов исследования.

В процессе работы с литературными источниками изучались пути       совершенствования физкультурно-оздоровительного процесса детей дошкольного возраста.

Это позволило нам разработать экспериментальную программу по физической культуре для старших дошкольников. Материалы из ли­тературных источников непосредственно отражены в работе.

2. Методика исследования физического здоровья детей дошкольного возраста.

Для определения уровня соматического здоровья мы использовали тесты, разработанные Г.А. Апанасенко [9]. Они основаны на физиоло­гических закономерностях, которые позволяют оценить резервы энерге­тики у человека в состоянии покоя. Накопление энергии в клетке происходит за счет окислительных процессов с использованием кислорода. Высокий энергопотенциал системы находит отражение в высокой жиз­ненной емкости легких (ЖЕЛ), высоком тонусе мышечной системы.

Созданная Г.А. Апанасенко методика экспресс-оценки уровня фи­зического здоровья детей и подростков, формализованная на основе простейших клинико-физиологических показателей диагностическая шкала физического здоровья, позволяют на доврачебном этапе осмотра проводить первичный скрининг, выделяя группы здоровых, ослаблен­ных и больных.

В связи с тем, что экспресс-скрининг соматического здоровья по Г. А. Апанасенко разработан им для детей и подростков (7-16 лет), НИЛ "Здоровье" Самарского педуниверситета предварительно (1993г.), пу­тем массового тестирования, обработки и систематизирования был со­ставлен и апробирован экспресс-скрининг для детей 5-6-летнего воз­раста. Согласно этой диагностике выявляются три уровня физического здоровья, соответствующие определенной сумме баллов. Экспресс-скрининг включает семь тестов и проб, (жизненная емкость легких, ди­намометрия кисти, артериальное давление (систолическое), частота сер­дечных сокращений, рост, масса тела), а также состояние сердечно­сосудистой системы, которые входят в формулы для подсчета, дающие определенный показатель, измеряющийся в баллах.

1. Определение резерва функции внешнего дыхания: ЖЕЛ / масса тела, мл/кг.

2. Развитие мышечной системы: динамометрия более сильной кисти; масса / масса тела, %.

3. Соответствие массы длине тела.

4. Состояние сердечно сосудистой системы: (ЧСС * АД сист.) / 100,

где ЧСС- частота сердечных сокращений;

АД сист. - систолическое артериальное давление.

5. Критерий резерва функции сердечно-сосудистой системы

Индекс Руфье: (4х(Р1 +Р2+РЗ) - 200) /10.

Ребенок сидит в спокойном состоянии, подсчитать пульс за 15 сек. (Р1); ребенку предлагается выполнить 20 приседаний за 30 сек., выбрасывая руки вперед. После выполненной нагрузки в положении сидя подсчитать пульс в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек. (РЗ) первой минуты восстановитель­ного периода, рассчитать индекс Руфье.

6. Общая оценка соматического здоровья.

По сумме баллов уровни соматического здоровья распределились следующим образом: 5 и менее баллов - низкий уровень; 6-9 баллов средний уровень; 10 и более - высокий уровень. (Приложение 1). Диагно­стика проводится два раза в год (сентябрь и май) в старшей и подгото­вительной к школе группе.

3. Методы исследования физического развития детей дошкольного возраста.

Тесты для этого раздела разработаны, апробированы и внедрены в дошкольных учреждениях научно-исследовательскими лабораториями ведущих медицинских центров Санкт-Петербурга.

Комплекс физиологических тестов для экспресс-оценки уровня раз­вития физических качеств включает 4 показателя:

1. Задержка дыхания на вдохе. При выполнении пробы на задержку дыхания регистрируется время задержки вдоха в секундах. Ребенку предлагается сделать вдох-выдох два раза, максимальный вдох и за­крыть рукой нос и рот. Время в секундах замеряется с момента останов­ки дыхания до его возобновления.

2. Приседания "на время" являются одним из показателей качества силы. Выполняются приседания в течение 10 секунд максимально быстро. Подсчитывается количество глубоких приседаний и полных вы­прямлений ног и туловища.

3. Бег на месте с высоким подниманием бедра - показателей качества быстроты. Тест выполняется в течении 10 секунд. При беге ребенок должен коснуться бедром ладоней исследователя - высокий подъем бед­ра до уровня пояса. Подсчитывается количество подъемов одной ноги.

4. Статическое равновесие на одной ноге. Испытуемый принимает исходное положение "стойка на одной ноге" продольно на планке ши­риной 5 см. и высотой 10 см., руки на поясе. Если удается в первой по­пытке удержать равновесие 120 сек., то тест прекращается. Выполняется на правой и левой ноге. В протокол записывается лучшее время из двух попыток в сек.

Для подсчета результатов и выявления уровней здоровья применя­лась трехбалльная система оценки уровней: высокий уровень - 3 балла, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл (Приложение 2).

4. Методы математической статистики

Методы математической статистики применялись при анализе ре­зультатов педагогического эксперимента. Достоверность различий по­лученных результатов оценивалась на основе критериев Стъюдента (численность исследуемых групп не превышала 30 детей). Критерием достоверности различий в согласовании с общепринятыми положениями служила величина Р<0,05.

Педагогическое исследование проводилось в 2.... гг. В нем задачи решались поэтапно.

На первом этапе (сентябрь .... г.) был проведен анализ физиологи­ческой, психолого-педагогической научной и методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы на практике. Осуществлялся поиск и разработка эффективных форм, методов и методических прие­мов, обеспечивающих высокий интерес к занятиям по физической куль­туре, повышение моторной плотности, сочетанию умственной, двига­тельной и сенсорной информации. Вырабатывалась гипотеза, определя­лись цель, задачи и методы исследования. Одновременно выявлялся уровень заболеваемости детей, посещающих ДОУ №90 «Карапуз» г.Йошкар-Ола. На первом этапе обследовано 40 детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе (октябрь ...г.) отобраны и апроби­рованы методики исследования. Проведен констатирующий экспери­мент, основной задачей которого была разработка программы оздоро­вления детей старшего дошкольною возраста.

На третьем этапе (октябрь ... г. – апрель ... г.) на базе детского дошкольного уч­реждения № 90 был проведен формирующий педагогический экспери­мент, в котором приняли участие 10 детей шести лет и 10 детей пяти лет. В качестве контрольных групп обследовались еще 10 детей пяти и 10 де­тей шести лет, посещавших данный детский сад. Занятия в экспериментальных и контрольных группах проводились в одинаковых условиях. Их вели специалисты равной квалификации.

Параллельный эксперимент, организованный по схеме идентичных групп и длившийся на протяжении 6 месяцев, позволил обосновать ха­рактер влияния разработанного комплекса оздоровительных мероприя­тий на уровень здоровья, на ряд показателей физического развития и снижение уровня заболеваемости. Достоверность и обоснованность результатов исследования обес­печивалась соблюдением исходных методологических положений, при­менением методов исследования, адекватных цели и задачам работы, опытной проверкой гипотезы, достаточными длительностью экспери­мента и выборкой испытуемых, корректным применением методов ма­тематической статистики.

 

Литература

 

 

  1. Абросимова Л.И., Юрко Т.П. Роль физического воспитания в расширении функциональных возможностей развивающегося организма // Охрана здоровья детей. - М., 1997. - Вып. 7. - 187 с.
  2. Адашкявичене Э.Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников. (На примере обучения действиям с мячом): Ав-тореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 17 с.
  3. Алиев М.Н., Шахниязов A.M., Морозова В.И. Формирование и совершенствование функций равновесия у детей дошкольного возраста. -Ашхабад, 1994.
  4. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987. - 64 с.
  5. Амосов Н.М., Никитина Л .В., Воронова Д.Д. Страна детства. Сб. -М.: Знание, 1991.-288 с.
  6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной си­стемы. - М.: Наука, 1980. - 198 с.
  7. Антропова М.В., Дубовицкая Н.А., Вольцова М.М. Морфо-функциональные особенности детей дошкольного возраста // Морфофункциональное созревание основных физиологических систем орга­низма детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1993. - С. 6-27.
  8. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 2002.-335 с.
  9. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. -СПб., 2002.-123 с.

10.  Аркин Е.А. Физическое воспитание детей в детском саду. - М.-Л., 1946.-46 с.

11.  Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы // Под. ред. А.В. Запо­рожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968. - 445 с.

12.  Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть! - М.: Сов. спорт, 1990.-32 с.

13.  Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Ме­дицина, 1967. - 176 с.

14.  Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.:ФиС, 1988.-207 с.

15.  Бахтияров Ф.Г. Методика закаливания детей младшего школь­ного возраста в процессе физического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук.-М., 2005.-205 с.

16.  Безруких М.М., Ефимова С.П. Формирование графических на­выков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости // Новые ис­следования по возрастной физиологии. - М., 1998. - Вып. № 1(10). - С. 113-116.

17.  Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - С. 270-276.

18.  Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологи­ческой активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.

19.  Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физи­ческой подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 45 с.

20.  Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: ФиС, 1990. -208с.

21.  Вавилова Е.Н. Исследование средств и методов воспитания дви­гательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1971 - 15 с.

22.  Вильчковский Э.С. Развитие моторики у детей дошкольного и школьного возраста // Теория и практика физической культуры. - 1992 -№9.- С. 47-49.

23.  Вильчковский Э.С. Исследование формирования основных дви­гательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физическо­го воспитания: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Харьков, 1965. - 20 с.

24.  Вишневецкая Т.Ю. Изучение морфофункционального развития детей 6-7 летнего возраста и определение готовности организма к си­стематическому обучению: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 1999. -14с.

25.  Гайдашев Г.Е. Кровообращение у адаптированных и неадапти­рованных к холоду людей при некоторых вариантах общего охлажде­ния: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - Мн., 2000. - 18 с.

26. Грядкина Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей -го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, ме­тание, лазание): Автореф. дис.... канд. пед. наук. -Л., 2001. - 19 с.

27.  Ефимова С.П. Школьная зрелость и ее связь с состоянием здо­ровья детей // Физиологические и психические критерии готовности к обучению в школе: Сб. науч. трудов. - М., 1997. - С. 27-28.

28.  Железняк Ю.Д. В новых условиях - новая программа / Физиче­ская культура в школе. - М., 1997. - С. 29-33.

29.  Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. - М: Меди­цина, 1999.-128 с.

30.  Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание - ве­дущие факторы укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. -2001.-№8.-С. 45-51.

31.  Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в детском учреждении // Дошкольное воспитание.- 2003. - № 9. - С. 23-25.

32.  Золотарев Ю.Г. Новое - небывалое. Опыт Дела Учителя Ивано­ва. - М.: КСП. - СЙб.: Марина, 2005. - 320 с.

33.  Иванов П.К. Как избавиться от заболеваний и стать здоровым // Жизнь в единстве с природой. - Липецк, 2002. - 26 с.

34. Иванов П.К. Моя закалка // Надо жить научиться. - М., 2002. -С.86-90.

35.  Иванов Г.И. Изменение координационных двигательных спо­собностей в связи со спортивной подготовленностью, возрастом и осо­бенностями тренировки в условиях различной внешней среды: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1999.

36.  Иванов-Смолевский А.Г. Очерки экспериментальных исследо­ваний высшей нервной деятельности человека: (В возрастном аспекте) М.: Медицина, 1991. - 389 с.

37.  Кайзер Ю., Шарман А., Беата Пойк-Шарман. Руки: рефлектор­ные зоны - массаж. - М.: АО "Интерэксперт", 1998.

38.  Козлов А.И. Возрастные особенности развития координацион­ных действий у детей школьного возраста и пути их совершенствования в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук -М., 1964.-24 с.

39.  Козлов А.И. О координационных движениях рук у детей до­школьного возраста: Материалы IV научной конференции по физи­ческому воспитанию детей и подростков. - М., 1968. - С. 112-114.

40.  Колгушкин А.Н., Кротова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1999.

41.  Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании выс­шей нервной деятельности). - М.: Педагогика, 1993. - 79 с.

42.  Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л.: Наука, 1980. - 125 с.

43.  Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Дис.... д-ра мед. наук. - Л., 1958. - 350 с.

44.  Косилов С.А. Возрастные особенности развития точности дви­жений у школьников // Физиологические и психические критерии готов­ности к обучению в школе: Материалы симпозиума. - М., 1997. - 157 с.

45.  Кудрявцев В. Инновационное дошкольное воспитание. Форми­рование двигательного воображения и осмысленной моторики // До­школьное воспитание. - 1999. - № 3.- С. 31-32.

46.  Куинджи Н.Н., Сорокина Т.Н. Диагностика функциональной готовности детей к обучению к школе // Психофизиологические иссле­дования в гигиене детей и подростков : Сб. статей. - М., 1968. - С. 131-136.

47.  Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001. -159с.

48.  Лисицкая Т. Ритм. Пластика. - М.: ФиС, 1987.

49.  Листенева А.В. Активизация процесса обучения сложным фи­зическим упражнениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1999. - 25 с.

50.  Лованский Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья. - М.: Про-физдат, 1990.-172с.

51.  Лях В.И. Исследование ловкости детей и подростков в подвиж­ных играх: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1976. - 24 с.

52.  Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность координа­ционных способностей // Теория и практика физической культуры. -2004.-№1.-С.48-50.

53.  Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 513 с.

54.  Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных спо­собностей у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.-158 с.

55.  Мамчилова А. Психологические предпосылки развития коор­динационных возможностей у детей 5-6 лет //Вопроси на физическато култура- 1984-№б-С. 385-391.

56.  Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Про­свещение, 1991.-222 с.

57.  Мартынюк Н.С. Оздоровительное воздействие закаливающих процедур на регуляцию некоторых показателей гемодинамики у лиц разного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 21 с.

58.  Массаж для красоты и здоровья. - Пер. с японск. - М.: Триада-Литера, 2004.-175 с.

59.  Матов В.В. Ритмическая гимнастика. - М.: Знание, 1985. - 62 с.

60.  Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому из­учению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой., В.И. Козлова. -М., 1983.-67с.

61.  Михайлова С.Н. Развитие координации движений у детей 6-7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1990. - 21 с.

62.  Назаров В.П. Координация движений рук и ее совершенство­вание у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2004. - 20 с.

63.  Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1992. - 383 с.

64.  Никитин Б.М., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. -М.:ФиС, 1990.

65.  Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений разной на­правленности на формирование двигательных способностей детей стар­шего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1990. -17с.

66.  Оздоровительный комплекс для детей и методы оценки его эф­фективности: Метод, рекомендации для врачей-педиатров, реабилито-логов и валеологов / Сост. B.C. Сергеева, Т.Л. Попова и др. - СПб., 1994.

67.  Основы гигиены и физиологии организма детей и подростков / Под ред. А.А. Маркосяна. - М.: Медицина, 1969. - 476 с.

68. Осокина Г.И., Тимофеева Б.А. Гимнастика в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. - 110 с.

69.  Осокина Т.И. Развитие функции равновесия // Физическое вос­питание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / Под ред. М.Ю. Кистяковской. - М.: Педагогика, 1978. - С. 66-92.

70.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. -М.: Просвещение, 1998. - 140 с.

71.  Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.-20 с.

72.  Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье - любовь - кра­сота. В 5-ти т. - Т.1. Валеология и мудрость здоровья. - СПб.: Изд-во "Петровский и К"", 1996. - 304 с.

73.  Подшибякин А. К. Некоторые данные к экспериментальному выяснению механизмов рефлексотерапии. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1994.

74.  Портнов Ю.М. Исследование ловкости в спортивных играх (на примере гандбола): Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1968. - 24 с.

75.  Потехина Н.В. Обучение основным движениям на этапе их со­вершенствования // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под. ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной. -М.: Просвещение, 1980. - С. 32-48.

76.  Психология развивающейся личности // Под ред. А.В. Петров­ского. - М.: Педагогика, 1979.

77.  Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспи­тания и обучения в детском саду: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ дошк. воспитания / Отв. ред. Н.Н. Поддъяков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1984. -95с.

78.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 174 с.

79.  Развитие личности ребенка / Под общ. ред. A.M. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987.

80.  Рауцкис Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основным движениям детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 23 с.

81.  Резуненко З.Л. Исследование средств и методов эстетического воспитания на занятиях физической культурой с дошкольниками: Авто­реф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 2001.

82.  Решетченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей. -М.:ФиС, 1996.-80 с.

83.  Сергеевня И.И. Физическая подготовленность детей дошколь­ного возраста // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республ. межвед. сб. - Минск, 1995. - Вып.15. - С. 14-17.

84.  Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.

85.  Сорокина Т.Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 1975. - 15 с.

86.  Страшимирова Ц.Н. Трудности приспособления первокласс­ников к школе / Тр. XI Междунар. симпозиума школьной и универсальной гигиены и медицины / Под ред. Г.Н. Сердюковой, С.М. Громбаха, В.С.Залевского. - М., 1978. - С. 88-90.

87.  Сунгуялова Л.А. Совершенствование координационных спо­собностей у детей младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук.-Омск, 1996.

88.  Тимофеева Б.А. Развитие основных движений детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 2001.-24 с.

89.  Туревский И.М. Ловкость как комплекс психологических и мо­торных способностей (структура, онтогенез, тренировка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.

90.  Удалая А.Д. Формирование перекрестной координации в цик­лических локомоторных актах у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1997. - 21 с.

91.  Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975.-208 с.

92.  Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной актив­ности.-М.: ФиС, 1991.-223 с.

93.  Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для студ. муз.-педагог. фак. пед. ин-тов. - М.: Сов. ком­позитор, 1989.

94. Хухлаева Т.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 1992. - 190 с.

95.  Чусов Ю.Н. Содержание процесса закаливания // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 20-23.

96.  Шаблонова Т.А. Система П.К. Иванова - путь природного оздоровления человека // Материалы конференции мед. работников 2 янв. и 8 июня 1991 г. - М., 2002 - 96 с.

97.  Шалыгина В.Г. Исследование двигательной подготовки детей дошкольного возраста города и села: Автореф. дис.... канд. пед. наук. -М., 2004.-20 с.

98.  Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - 272 с.

99.  Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошколь­ного возраста. - М.: Медицина, 1978. - 198 с.

Заказать диплом