Методика организации занятий по физкультуре в ДОУ (курсовая)

Содержание

 

Введение....................................................................................................... 3

глава 1. теоретические аспекты  исследования специфики методики организации занятий по физкультуре в детском саду........ 6

1.1. Особенности физического развития старших дошкольников............... 6

1.2. Характеристика основных форм по физическому воспитанию в детском саду      13

1.3. Специфика развития физических качеств старших дошкольников с помощью игровых методов........................................................................................................ 23

Глава 2. Влияние физкультурно-оздоровительных форм работы на развитие физических качеств старших дошкольников.... 39

2.1. Общая характеристика обследуемых детей старшего дошкольного возраста         39

2.2. Методика определения уровня физических качеств у старших дошкольников       40

2.3. Методика организации процесса физического воспитания в детском саду   43

2.4. Результаты работы................................................................................ 58

Заключение.............................................................................................. 62

Литература................................................................................................ 64

Приложения.............................................................................................. 67

Введение

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено  на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и  психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Гигиенисты и врачи утверждают, без развитых физических качеств ребенок не может вырасти здоровым. Развитие физических качеств — это предупреждение раз­ного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-­сосудистой, дыхательной, нервной системами.

Физические качества являются важнейшим условием нормаль­ного развития ребенка, а также важнейшей формой жизнедеятель­ности растущего организма. Потребность в развитии физических качеств нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Они весьма сильно варьируют в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовлен­ности, от условий их жизни. От развития физических качеств зависит развитие моторики, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. При развитии физических качеств у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функцио­нальные возможности организма.

Методика организации занятий по физкультуре в ДОУ включает в себя развличные направления. Проводимые в детских садах утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, закаливающие процедуры и т. д. окажут положительное воздействие лишь в том случае, если будет удовлетворяться потребность ре­бенка в движении.

В системе воспитания детей дошкольного возраста  большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Если в дошкольный период родители не уделяют достаточного внимания развитию физических качеств, то у детей не развивается элементарная культура движений: походка у них в развалку, часто сутулятся, шаркают ногами, слишком широко размахивают руками. Поэтому в работе с дошкольниками  необходимо использовать различные методики организации занятий, развивающие их физические качества.

Цель работы – показать влияние организованной системы работы по физическому воспитанию на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Исходя из этого задачами исследования проблемы являются:

n    изучить литературу по данной проблеме;

n   выявление особенностей физических качеств и их влияние на  общее развитие детей дошкольного возраста;

n    разработка методики физкультурных занятий для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются физические качества детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс развития физических качеств в разных формах организации по физическому воспитанию дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что правильно организованная форма работы по физическому воспитанию способствует развитию  физических качеств  детей  старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение за дошкольниками в процессе физического воспитания;

n   обследование физических качеств старших дошкольников;

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области педагогики, психологии и физического воспитания, среди которых необходимо отметить Вавилову Е.Н. [2], Волкову В.А. [4], Караманову [10] Л.В., Кудрявцева В. [15;16], Рунову М. [26;27;28], Шебеко В.Н. [37] и др.

Методики по исследованию двигательной активности разработаны Вавиловой Е.Н.

Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе ДОУ № 6 Советского района, РМЭ с воспитанниками старшей группы в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования: предложенные физкультурные занятия могут быть использованы в любом детском учреждении.

Новизна исследования: Предложенная методика организации занятий по физкультуре представляется новым и эффективным элементом в теории и методике физического воспитания дошкольников.

Заключение

Таким образом, важнейшей задачей, определяющий особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующего в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

В последнее время больных и ослабленных детей в России достаточно много, по статистике, каждый 4-й больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Исследования свидетельствуют, что современные дети в большинстве  своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет искривление позвоночника, нарушение осанки, задержку развития быстроты, ловкости, гибкости, силы, что влияет на возникновение гипокинезии и усугубляет ее. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей.

Психологи утверждают, что игра — одно из самых важных средств и воспитания, и оздоровления. Игры дают детям огром­ный заряд бодрости.

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости и выносливости, именно поэтому необходимо уделять значительное внимание развитию этих качеств.

Физкультурные занятия способствуют развитию физических качеств,  сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий должно происходить постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные должны чередоваться с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия.

Очень важно использовать на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста специальные методики, построенные на различных играх и учитывающие физическое развитие дошкольников, это положительно влияет на развитие их физических качеств.

В нашем обследовании дети, с которыми проводилась специальная работа на физкультурных занятиях показали значительно лучшие результаты, чем дети той группы, с которыми  занятия по физической культуре проводи лись в обычном режиме.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в данной работе о том, что правильная организация занятий по физкультуре способствует развитию двигательной активности и  физических качеств  детей  старшего дошкольного возраста, достигнута.

Заказать курсовую