Методика проведения занятий по лыжной подготовке в секции для развития физических качеств школьников 12-13 лет (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Развитие физических качеств школьников 12-13 лет в процессе обучения передвижения на лыжах.. 7

1.11. Особенности воспитания физических качеств у школьников и юных спортсменов  7

1.2. Особенности обучения двигательным действиям и воспитания основных физических качеств школьников. 14

1.3. Особенности преподавания лыжной подготовки школьников. 24

2. методика развития физических качеств школьников  12-13 лет посредством специальных УПРАЖНЕНИЙ  в лыжной секции.. 36

2.1. Организация и методы исследований. 36

2.2. Анализ результатов исследования. 37

2.3. Методика развития физических качеств юных лыжников. 41

Заключение. 57

СПИСОК испоьзованных источников. 60

Приложения.. 65

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Увеличивающаяся с каждым годом учебная нагрузка школьника предъявляет повышенные требования к физическим возможностям организма ребенка. Поддержание высокой работоспособности, развитие и активное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем организма возможна только при систематических занятиях школьников, реализуемых в тех или иных организационных формах.

Физическое воспитание учащихся в общеобразовательных школах осуществляется как на уроках физической культуры, так и в процессе внеклассной работы по физическому воспитанию. Решение задач воспитания физических качеств школьников попадает под воздействие всех форм организации физического воспитания, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогический эффект.

Программы по физическому воспитанию в последние годы претерпели большие изменения. Учителю предоставлена возможность выбирать программы, адаптировать их к имеющимся условиям. Но состояние здоровья и уровень физической подготовленности школьников, и, в частности, школьников Республики Марий Эл, не улучшается. По медицинской статистике Министерства здравоохранения республики на каждую тысячу детского населения заболеваемость составляла в 2008 году в среднем по Республике - 1565.8 случая, по городу Йошкар-Ола - 2312.5 случая. Из них болезни нервной системы и органов чувств — 290.5 случая, болезни органов дыхания-1090.3 случая.

Интенсифицированный процесс обучения, снижение двигательной активности и ухудшающаяся экология среды обитания не могут положительно сказываться на состоянии здоровья и физической подготовленности школьников, что негативным образом отражается на их умственной работоспособности.

Острота возникших перед школьными педагогами проблем требует принятия определенных мер в области физического воспитания, отвечающих изменяющимся условиям школьного образования.

Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из ведущих мест по значимости для физического развития учащихся. Большое оздоровительное влияние лыжной подготовки, ее прикладное значение делают такую подготовку важной и нужной.

Лыжные гонки, являясь одним из самых массовых видов спорта, представляют собой хорошее средство воспитания волевых качеств, так как с преодолением многочисленных внешних и внутренних препятствий различной степени трудности воля, настойчивость и целеустремленность [22].

Широкая популярность лыжного спорта, его доступность в условиях обучения в школе позволяют использовать лыжную подготовку как один из ведущих разделов физического воспитания школьников. Однако, лимит времени, отведенный учебной программой на прохождение данного раздела, часто меняющиеся погодные условия, короткие малоснежные зимы не позволяют достаточно полноценно осуществление обучению технике лыжных ходов, а тем более воспитывать необходимые физические качества.

Анализ данных научно-методической литературы позволили выявить, что, не смотря на то, что многие педагоги широко применяют различные упражнения при обучении технике лыжных ходов и развития физических качеств, еще не достаточно четких рекомендаций по методике их применения.

В этой связи особую актуальность приобретает поиск новых путей, направленных на развитие физических качеств лыжников 12-13 лет в процессе обучения технике лыжных ходов.

Объект исследования. Процесс развития физических качеств  учащихся 12-13 лет в условиях лыжной секции.

Предмет исследования. Содержание и организация, методика проведения занятий по лыжной подготовке в секции для развития физических качеств школьников 12-13 лет.

Цель исследования: повышение эффективности процесса развития физических качеств школьников 12-13 лет и обучения их технике передвижения на лыжах с помощью специальных упражнений.

Задачи исследования:

1)  анализ литературы по проблеме исследования;

2)  изучить влияние применения специальных упражнений лыжника на показатели физического развития и уровень технической подготовленности;

3)   экспериментально  обосновать  методику  применения специальных упражнений лыжников 12-13 лет в условиях лыжной секции.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

2) метод педагогических контрольных упражнений, включающий себя оценку уровня воспитания основных физических качеств и уровень освоения техники передвижения на лыжах;

3) метод математической статистики.

Гипотеза. Предполагается, что обоснование и применение методики обучения технике лыжных ходов с использованием специальных упражнений в комплексе с другими средствами воспитания позволит повысить эффективность процесса воспитания основных физических качеств, физического развития школьников 12-13 лет и обучения их технике передвижения на лыжах.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных авторов по проблемам развития физкультуры и спорта, среди которых можно назвать Ликучева Д.И., Козловского В.И., Калашникова М.Г., Лаптева А.П., Староверова В.В., Гриндлера  К., Хеммо Х., Сушкова М., Гуревич И.А., Вихрова В.Л. и др.

Опытно-экспериментальная база исследования: группа детей подросткового возраста, занимающиеся в лыжной спортивной секции средней школы  №19 г. Йошкар-Ола, в количестве 40 человек (по 20 человек 12 и 13 лет). А также обследовались школьники, не занимающиеся лыжным спортом, также в возрасте 12 (20 чел) и 13 (20 чел) лет.

Научная новизна: получены новые данные по воздействию специальных упражнений лыжника на физическое развитие и техническую подготовленность учащихся 12-13 лет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана новая методика обучения школьников 12-13 лет технике лыжных ходов с применением специальных упражнений.

Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абдуллаев, Ж.А. Совершенствование методов развития скоростных способностей у школьников в процессе урока и внеурочной формы занятий / Ж.А. Абдулаев, И.Ю. Юсупов. // Теория и практика физической культуры. - 2008.-№ 3-4.- С. 32.
  2. Абзалов, Р.А. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6 - 11-х классов / Р.А. Абзалов, О.И. Павлова, О.В. Сальникова. // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2009.- №3-4.- С.24.
  3. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры (курс лекции). / Р.А. Абзало. – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002. – 206 с.
  4. Аграновский, М.А. Лыжный спорт / М.А. Аграновский. – М. : ФИС,  2008. – 368 с.
  5. Аникина, А. Не хромайте лыжники! / А. Аникина // Лыжный спорт. – 2001. №19. – С. 120-122.
  6. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. –  М. : Академия, 2009. – 208 с.
  7. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич //Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №1.- С.23-25.
  8. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1987. – 223 с.
  9. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каж­дого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 2008. – 208 с.
  10. Березин, Г.В. Лыжный спорт / Г.В. Березин,  И.М. Бутин. – М. : Просвещение, 2007. – 198 с.
  11. Бурханов, А.И. Влияние спорта на организм школьников /А.И. Бурханов //Теория и практика физической культуры. 2005. - №4. - С.12-14.
  12. Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М. Бутин, В.А. Воробьев. – М. : Просвещение, 2007.- 168 с.
  13. Вавилов, Ю.Н.  Спортивно-оздоровительная программа / Ю.Н. Вавилов, К.Ю. Вавилов// Теория и практика физической культуры. -  2007. - № 6.- С. 10-11.
  14. Веденин, В.П. С чего начинается лыжня / В.П. Веденин. – М. : ФИС, 2008. – 56 с.
  15. Величенко, В.К. Проблемы физического воспитания подрастающего поколения / В.К. Величенко //Теория и практика физической культуры. 2004. - С. 30-31.
  16. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт. –2008. – 331с.
  17. Виленский, М.Л. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. / М.Л. Виленский, Б.М. Литвинов //Физическая культура в школе. -2009.-. №12.-С 2-7.
  18. Волков, Л.B. Физическое воспитание учащихся: Пособие учителя / Л.В. Волков. -Киев: Радянска школа, 2008.- 184 с.
  19. Волков, Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников / Л.В. Волков. - Киев: Рад школа, 2008.-103 с.
  20. Грозин, ЕЛ. Роль индивидуальных факторов, определяющих рост спортивных результатов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Проблемы теории спорта. /ЕЛ. Грозин, В.А. Каргаполов. – Хабаровск. – 2008. – С. 47.
  21. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьников / А.А. Гужаловский. Челябинск, 2001. - 152 с.
  22. Гурова, Н.И. Изменение опорно-двигательного аппарата и состава массы тела у юношей, занимающихся усиленной физической подготовкой. Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам / Н.И. Гурова, О.Б. Красиков. - М., 2007. - С. 70-71.
  23. Донской, Д.Д. Техника лыжника – гонщика / Д.Д. Донской. – М. : ФИС, 2007. – 136 с.
  24. Ермаков, В.В. Техника лыжных ходов / В.В. Ермаков. – Смоленск. : СГФИК, 2009. – 83 с.
  25. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 2005.- 206 с.
  26. Кадетова, А.В. Оценка показателей физической подготовленности московских школьников 7-17 лет: Научные   труды ВНИИФК. Под. ред. С.Д. Неверковича / А.В. Кадетова, В.А. Кабачков, В.Г. Панаев.- М., 2006.- С.142-145.
  27. Каледин, С Д. и др. Рациональное чередование упражнений при развитии быстроты, силы и выносливости в занятиях с подростками // Проблемы юношеского спорта / С.Д. Каледин.- М.: Физическая культура и спорт, 2006.-С.134-141,
  28. Капланский, В.Е. Из опыта подготовки юных лыжников / В.Е. Капланский // Лыжный спорт. 2007. № 2. с. 17-19.
  29. Кондрашов, А.В. Методика совершенствования техники лыжника – гонщика / А.В. Кондрашов, В.Н. Манжосов. – М. : РИО, ГЦОЛИФК, 2004. – 135 с.
  30. Копс, К.К. Упражнение и игры лыжника / К.К. Копс. – М. : ФИС, 2006. – 99 с.
  31. Кравец, А.Г. Возрастные изменения факторной структуры физических способностей у юных спортсменов / А.Г. Кравец, Н.А. Фомин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №7. - С.26-29.
  32. Кузнецова, З.И. Для развития выносливости -продолжительный бег / З.И. Кузнецова, В.А. Мякишев// Физическая культура в школе. - 2007. - №4. - С. 25-26.
  33. Локтев, С.А. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков / С.А. Локтев // Теория и практика физической культуры. - 2009. № 10.- С.54.
  34. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф. Ломейко.- Минск: Народна асвета, 2008.-128 с.
  35. Людской, П.Н. Лыжные гонки / П.Н. Людской, К.Н. Спиридонов. – М. : ФИС, 2008. – 138 с.
  36. Лях, В.И. Базовый компонент необходим. / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон// Физическая культура в школе. - 2001.-№1-С.10.
  37. Манжосов, В.Н. Принципы подготовки лыжника – гонщика / В.Н. Манжосов  // Теория и практика физической культуры. 2009. № 1. С. 2-3.
  38. Найданов, Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной  школы.  / Б.Н. Найданов // Физическая  культура:  воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №1. - С.53-58.
  39. Настольная книга учителя физической культуры /Состав.: Г.И. Погадаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -С. 143-154.
  40. Научно-методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе, СПТУ. /Сост.: В.С.Кузнецов, Ж.К.Холодов, Г.А.Колодшщкий.- М., 2009.-102 с.
  41. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника – гонщика / И.Г. Огольцов. – М. : ФИС, 2007. – 105 с.
  42. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.  Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 476 с.
  43. Радзивилов, В.В. Для развития выносливости. / В.В. Радзивилов // Физическая культура в школе.- 2008. - № 7. - С. 15-16.
  44. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.П. Раменская. – М. : СпортАкадемПресс. 2000. – 228 с.
  45. Раменская, Т.И. Техническая подготовка лыжника / Т.П. Раменская. – М. : ФИС, 1999. – 264 с.
  46. Современные проблемы техники в лыжных гонках / под редакцией Вайцеховского С.М. – М.: ЦООНТИ – ФИС, 2006. – 197 с.
  47. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для институтов физической культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д.Новикова. 2-е изд., иправл. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - С.2-71.
  48. Техническое мастерство лыжника-гонщика. / под редакцией Ермакова В.В. – Смоленск, СГИФК, 2008. – 91 с.
  49. Травин, Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Ю.Г. Травин // Физическая культура в школе. - 2008. - №4.- С.9-15.
  50. Травин, Ю.Г. Развитие общей выносливости / Ю.Г. Травин, Б.Р. Голощапов // Физическая культура в школе. - 2007. - №7.—С. 14-16.
  51. Фарфель, B.C. Двигательные способности у детей: Тех. Симпозиума / В.С. Фарфель.- М.: Физкультура и спорт, 2007.- 479 с.
  52. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11е классы) /Под ред. А.П.Матвеева. - М.: Радио и связь, 2005. - 216 С.
  53. Филин, В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2007.- 231 с.
  54. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колосов.- М.: Просвещение, 2008.-120 с.
  55. Чернов, К.Л. Подготовка юных лыжников / К.Л. Чернов. – М. : ФИС, 2008 – 215 с.

Заказать курсовую