Методика технической подготовки юных лыжников-гонщиков 12-13 лет с использованием имитационных упражнений (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Общая характеристика методики применения имитационных упражнений юных лыжников-гонщиков 12-13 лет. 7

1.1. Теоретические основы обучения двигательным действиям и воспитания основных физических качеств школьников. 7

1.2. Особенности лыжной подготовки в общеобразовательной школе. 16

1.3. Особенности методики технической подготовки юных лыжников с использованием имитационных упражнений. 24

Выводы по главе 1. 29

ГЛАВА 2. Использование методики технической подготовки лыжников 12-13 лет с использованием имитАционных УПРАЖНЕНИЙ   31

2.1. Организация и методы исследований. 31

2.2. Анализ результатов исследования. 35

2.3. Методика технической подготовки юных лыжников с использованием имитационных упражнений лыжника. 39

2.4.  Эффективность использования методики технической подготовки лыжников с использованием имитационных упражнений. 43

Выводы по главе 2. 52

Заключение. 54

СПИСОК использованных источников. 58

Приложения.. 64

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из ведущих мест по значимости для физического развития учащихся. Большое оздоровительное влияние лыжной подготовки, ее прикладное значение делают такую подготовку важной и нужной.

Лыжные гонки, являясь одним из самых массовых видов спорта, представляют собой хорошее средство воспитания волевых качеств, так как с преодолением многочисленных внешних и внутренних препятствий различной степени трудности воля, настойчивость и целеустремленность (В.В. Ермаков [30], Боген М.М.[16], И.М. Бутин, В.А. Воробьев [18]).

Широкая популярность лыжного спорта, его доступность в условиях обучения в школе позволяют использовать лыжную подготовку как один из ведущих разделов физического воспитания школьников. Однако, лимит времени, отведенный учебной программой на прохождение данного раздела, часто меняющиеся погодные условия, короткие малоснежные зимы не позволяют достаточно полноценно осуществление обучению технике лыжных ходов, а тем более воспитывать необходимые физические качества.

В связи с этим, в настоящее время в ряде научно-методических публикаций предлагают непосредственно начинать готовиться к урокам лыжной подготовки в осенний период, в 1-й и 2-й четверти, применяя в основном имитационные упражнения лыжника (А.М. Антонов [6], В.Е. Капланский [33, 35, 37], В.Д. Бвстратова, Б.И.Сергеева [47], Л.Н. Николаева [51], И.Г. Огольцов [54], А.А. Тимофеев [60], Ю.Д. Шипановский [65]).

Анализ данных научно-методической литературы, опыт работы в школе позволили выявить, что, не смотря на то, что многие педагоги широко применяют имитационные упражнения при обучении технике лыжных ходов, влияние данных упражнений на техническую и физическую подготовленность учащихся изучено не достаточно глубоко, нет четких рекомендаций по методике применения имитационных упражнений лыжника и их соотношению с другими разделами учебной программы.

В этой связи особую актуальность приобретает поиск новых путей, направленных на развитие физических качеств лыжников 12-13 лет в процессе обучения технике лыжных ходов с применением имитационных упражнений в подготовительный и соревновательный период.

Объект исследования. Методика технической подготовки юных лыжников-гонщиков с использованием имитационных упражнений на уроках физической культуры в подготовительный и соревновательный период.

Предмет исследования. Процесс развития физических качеств лыжников - гонщиков 12-13 лет в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования: проанализировать влияние методики технической подготовки юных лыжников-гонщиков 12-13 лет с использованием имитационных упражнений на развитие их физических качеств в подготовительный и соревновательный период.

Задачи исследования:

1)  провести теоретические исследования по проблеме влияния применения методики технической подготовки лыжников с использованием имитационных упражнений на развитие физических качеств;

2)  провести экспериментальные исследования развития физических качеств школьников;

3) экспериментально  обосновать  методику технической подготовки юных лыжников с применением имитационных упражнений на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

2) педагогический эксперимент;

3) метод математической статистики.

Методики исследования (тесты): быстрота - бег 100 м (с низкого старта); сила - подтягивание на перекладине в висе (мальчики), в висе лёжа (девочки); выносливость - бег 3000 м (мальчики), 2000 м (девочки); координационные способности - челночный бег 4 х 9 м; гибкость - наклон вперед из положения сидя на полу ноги вместе; скоростно-силовые качества - сгибание-разгибание туловища в положении лёжа за одну минуту; гонки на лыжах 3 км (классическим стилем) и 5 км (свободным стилем); гонка на дистанции 50 м с максимальной скоростью попеременным двухшажным классическим ходом без палок и одновременным бесшажным ходом (по пятибальной системе); уровень статической координации (равновесия) - проба Ромберга.

Гипотеза исследования: применение методики технической подготовки юных лыжников-гонщиков с использованием имитационных упражнений в комплексе с другими средствами воспитания позволит повысить эффективность процесса воспитания основных физических качеств, физического развития лыжников-гонщиков 12-13 лет и обучения их технике передвижения на лыжах.

Экспериментальная база исследования: учащиеся Аринской средней школы, Моркинского района 12-13 лет, 16 мальчиков и 19 девочек.

Научная новизна: разработана и внедрена методика обучения технике лыжных ходов на уроках физической культуры с применением имитационных упражнений лыжника 12-13 лет в комплексе с другими средствами физического воспитания; выявлены  оптимальные  формы  сочетания  основных  групп имитационных упражнений между собой и с другими средствами физического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика обучения школьников 12-13 лет технике лыжных ходов с применением имитационных упражнений в комплексе с другими средствами физического воспитания по лыжной подготовке в подготовительный и соревновательный период может быть использована в общеобразовательных школ.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абзалов, Р.А. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6 - 11-х классов / Р.А. Абзалов, О.И. Павлова, О.В. Сальникова. // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2009.- №3-4.- С.24.
  2. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры (курс лекции). / Р.А. Абзало. – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002. – 206 с.

3.Аграновский, М.А. Лыжный спорт / М.А. Аграновский. – М. : ФИС,  2008. – 368 с.

  1. Алексеев, А.М. Для развития физических качеств / А.М. Алексеев, Н.И. Ферунев // Физическая культура в школе. – 2009. - №3. - С.48-50.
  2. Амелин, В.Н. Возрастные особенности развития выносливости у школьников 7-17 лет // Научно-методические аспекты урока физической культуры и тренировки юных спортсменов: Межвузовский сборник научных трудов / В.Н. Амелин. - Томск, 2008. - С.3-9.
  3. Антонов, А.М. Дополнительный урок лыжной подготовки / А.М. Антонов // Физическая культура в школе. - 2006. - №5. - С. 14-17.
  4. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. –  М. : Академия, 2009. – 208 с.
  5. Афанасьев, Ю.В. Развивая двигательные качества / Ю.В. Афанасьев // Физическая культура в школе. - 2009. - №2. - С. 14-16.
  6. Ашмарин, Б.А. Особенности обучения в физическом воспитании. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Б.А.Ашмарина / Б.А. Ашмарин. -М.: ФиС, 2007.- С.126-130.
  7. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич //Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №1.- С.23-25.
  8. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каж­дого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 2008. – 208 с.
  9. Белякова, Р.Н. Воспитание общей выносливости у детей 6-7 лет на уроках физической культуры: автореф. дисс канд.пед.наук / Р.Н. Белякова. - Минск, 2009. - 22 с.
  10. Березин, Г.В. Лыжный спорт / Г.В. Березин,  И.М. Бутин. – М. : Просвещение, 2007. – 198 с.
  11. Богданов, Г.П. Дифференцированные нагрузки на уроках лыжной подготовки / Г.П. Богданов // Физическая культура в школе. - 2008. - №11. -С.32.
  12. Богданов, Г.П. Лыжный спорт в школе: пособие для учителей / Г.П. Богданов. - М.: «Просвящение», 2005. - 192 с.
  13. Боген, М.И. Обучение двигательным действиям / М.И. Боген. - М.: ФиС, 2005. -  167 с.
  14. Бурханов, А.И. Влияние спорта на организм школьников /А.И. Бурханов //Теория и практика физической культуры. - 2005. - №4. - С.12-14.
  15. Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М. Бутин, В.А. Воробьев. – М. : Просвещение, 2007.- 168 с.
  16. Бутин, И.М. Дифференцированное обучение на уроках лыжной подготовки / И.М. Бутин // Физическая культура в школе. - 2009. -№11. - С.26-29.
  17. Бутин, И.М. Лыжная подготовка в 10-11 классах / И.М. Бутин, А.М. Антонов // Физическая культура в школе. - 2009. - №5. -С.26-29.
  18. Веденин, В.П. С чего начинается лыжня / В.П. Веденин. – М. : ФИС, 2008. – 56 с.
  19. Верхошанский,   Ю.В.   Основа   специальной   физической подготовленности спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 2008. - C.33-55.
  20. Власов, В.Н. Исследование методики воспитания быстроты у школьников / В.Н. Власов, В.П. Филин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №10. -С.48-51.
  21. Виленский, М.Л. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. / М.Л. Виленский, Б.М. Литвинов //Физическая культура в школе. -2009.-. №12.-С 2-7.
  22. Волков, Л.B. Физическое воспитание учащихся: Пособие учителя / Л.В. Волков. -Киев: Радянска школа, 2008.- 184 с.
  23. Волков, Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников / Л.В. Волков. - Киев: Рад школа, 2008.-103 с.
  24. Воронцов, К.А. Материалы по планированию, организации и методам проведения занятий по лыжному спорту в условиях вуза // Вопросы физического воспитания студентов / К.А. Воронцов. - Л.: ЛГУ, 2006. - Вып. 10. - С.59-76.
  25. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьников / А.А. Гужаловский. - Челябинск, 2001. - 152 с.
  26. Донской, Д.Д. Техника лыжника – гонщика / Д.Д. Донской. – М. : ФИС, 2007. – 136 с.
  27. Ермаков, В.В. Техника лыжных ходов / В.В. Ермаков. – Смоленск. : СГФИК, 2009. – 83 с.
  28. Ермилов, В.Н. Способы повышения эффективности обучения лыжным ходам / В.Н. Ермилов // Физическая культура в школе. - 2008. - №11. - С.24-26.
  29. 3ациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 2008. – 250 с.
  30. Капланский, В.Е. Подбор упражнений по лыжной подготовке в 7-9 классах / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 2005. - №11. -С.22-26.
  31. Капланский, В.Е. Развитие координационных способностей при освоении программы по лыжной подготовке. Последовательность постановки задач по развитию координационных способностей школьников / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 2009. - №10. -С.13-19.
  32. Капланский, В.Е. Уроки лыжной подготовки. Связь обучения лыжной технике с развитием физических качеств / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 2009. -№11. -С.15-18.
  33. Капланский, В.Е. Формирование интереса школьников к уроку лыжной подготовки / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. -2009. - №10. -С.10-15.
  34. Капланский, В.Б. Имитационные упражнения лыжника на уроках / В.Е. Капланский // Физическая культура в школе. - 2008. - №9. -С.25-27.
  35. Капланский, В.Е. Из опыта подготовки юных лыжников / В.Е. Капланский // Лыжный спорт. - 2007. - № 2. - С. 17-19.
  36. Кузнецова, З.И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С.7.
  37. Кондрашов, А.В. Методика совершенствования техники лыжника – гонщика / А.В. Кондрашов, В.Н. Манжосов. – М. : РИО, ГЦОЛИФК, 2004. – 135 с.
  38. Копс, К.К. Упражнение и игры лыжника / К.К. Копс. – М. : ФИС, 2006. – 99 с.
  39. Леонтьева, Т.Н. Лыжная подготовка в сельской школе / Т.Н. Леонтьева // Физическая культура в школе. - 2008. - №1. -С. 15-18.
  40. Литвинов, Б.Н. Вариант обучающей программы по технике попеременного двухшажного хода / Б.Н. Литвинов // Физическая культура в школе. - 2008. - №1. - С.27-29.
  41. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф. Ломейко.- Минск: Народна асвета, 2008.-128 с.
  42. Людской, П.Н. Лыжные гонки / П.Н. Людской, К.Н. Спиридонов. – М. : ФИС, 2008. – 138 с.
  43. Лях, В.И. Базовый компонент необходим. / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон// Физическая культура в школе. - 2001.-№1-С.10.
  44. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Под ред. В.Д. Бвстратова, Б.И.Сергеева и др. - М.: ФиС, 2008. -319 с.
  45. Манжосов, В.Н. Принципы подготовки лыжника – гонщика / В.Н. Манжосов  // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 1. С. 2-3.
  46. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 2009. - 541 с.
  47. Настольная книга учителя физической культуры /Состав.: Г.И. Погадаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -С. 143-154.
  48. Николаева, Л.Н. Готовясь к урокам на лыжне / Л.Н. Николаева // Физическая культура в школе. - 2008. - №11. - С.22.
  49. Новиков, А.Л. На лыжах летом / А.Л. Новиков // Физическая культура в школе. - 2008. - №3. - С.53.
  50. Основы математической статистики: Учебное пособие. / Под общ.ред. B.C. Иванова. - М.: ФиС, 1990. - 174 с.
  51. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника – гонщика / И.Г. Огольцов. – М. : ФИС, 2007. – 105 с.
  52. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.  Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 476 с.
  53. Прокопенко, А.Г. Лыжный спорт в школе: пособие для учителей / А.Г. Прокопенко. - Минск: «Полымя», 2009. - 79 с.
  54. Радионов, Б.Б. Не только на учебной лыжне / Б.Б. Радионов // Физическая культура в школе. - 2009. - №10. - С.15-18.
  55. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.П. Раменская. – М. : СпортАкадемПресс. 2000. – 228 с.
  56. Семенов, Г.П. Особенности обучения передвижению коньковым и классическим ходами с учетом координационных способностей юных лыжников: атореф. дисс… канд. пед.наук / Г.П. Семенов.- СПб., 2009. - 19 с.
  57. Тимофеев, А.А. Курс специализации «Лыжные гонки» на 4 года обучения: Методическое пособие / А.А. Тимофеев. - Минск, 2009. - 25 с.
  58. Техническое мастерство лыжника-гонщика. / под редакцией Ермакова В.В. – Смоленск, СГИФК, 2008. – 91 с.
  59. Фарфель, B.C. Двигательные способности у детей: Тех. Симпозиума / В.С. Фарфель.- М.: Физкультура и спорт, 2007.- 479 с.
  60. Фомин, С.Н. Специальные упражнения лыжника / С.Н. Фомин. - Киев: Здоровье, 2007.- С.101-105
  61. Чернов, К.Л. Подготовка юных лыжников / К.Л. Чернов. – М. : ФИС, 2008 – 215 с.
  62. Шипановский, Ю.Д. Применение имитационных упражнений в занятиях по лыжной подготовке в школе при изучении и совершенствовании попеременных лыжных ходов / Ю.Д. Шипановский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №4. - С.60-62.

Заказать диплом