Межличностные отношения в спортивном коллективе (диплом)

Содержание

Введение............................................................................................... 3

глава 1. ДИНАМИКА МежличностныХ отношениЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА спортивного КОЛЛЕКТИВА.......... 7

1.1. Анализ проблемы межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов................................................................................... 7

1.2. Виды и особенности межличностных отношений....................... 21

1.3. Психологические особенности спортивного коллектива............ 32

1.4. Влияние межличностных отношений  на социально-психологический климат коллектива спортсменов................................................................................. 46

Глава 2. Цель, Задачи, методы и организация исследований    57

2.1. Цель и задачи исследования......................................................... 57

2.2. Методы и организация исследований.......................................... 57

глава 3. Результаты Исследования межличностных отношений в коллективе спортсменов и мероприятия по их улучшению  69

3.1. Исследование  межличностных отношений в коллективе спортсменов-лыжников........................................................................................................ 69

3.2. Коррекция межличностных отношений и мероприятия по улучшению психологического климата коллектива спортивной команды....................... 81

3.3. Динамика межличностных отношений и СПК спортивного коллектива в ходе коррекционного воздействия......................................................................... 89

Рекомендации.................................................................................. 97

Заключение....................................................................................... 99

Список литературы..................................................................... 103

Приложения..................................................................................... 109

Введение

Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши кон­такты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в не­посредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существовать друг для друга. Время, требующееся для такого осознания очень сильно зависит от ситуа­ции и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некото­рым образом менять сове поведение, подтверждая тем самым сущес­твование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происхо­дит, случайное скопление людей становится группой.

Как порой непросто определить, почему с одними людьми отно­шения строятся легко, а с другими могут не сложиться вовсе. Что же такое межличностные отношения, какие правила или законы опре­деляют их возникновение, сохранение или распад?

Если бы отношения строились по схеме "я хочу и так - будет", все было бы просто. Между тем в межличностных отношениях задей­ствованы минимум два человека, а чаще всего, явно или скрыто, го­раздо больше. Осознается это, однако, слабо, по крайней мере до тех пор, пока не появятся затруднения. Вот тогда и начинается поиск причин неудач, допущенных ошибок. Но это в обыденной жизни. А что говорит по этому поводу психологическая наука? Оказывается, не так уж и много. Отчасти (крайне недостаточно) изучено соотно­шение психологических (в том числе межличностных) и общественных отношений. Лучше разработана проблема симпатий-антипатий, кото­рые, впрочем, также всего не объясняют. Для того же, чтобы двига­ться дальше, понять сам принцип возникновения симпатий-антипатий между людьми, надо, по-видимому, подойти к вопросу о взаимопони­мании и взаимовлиянии в отношениях, раскрыть особенности механиз­ма сопереживания. Кроме тоги, следует уяснить, что межличностные отношения, в том числе симпатии-антипатии, не берутся "из ниче­го", они связаны не только со сходством-различием людей и их мне­ний, но и с функциональным назначением тех групп, в которые вхо­дит каждый человек.

В обыденном языке одни отношения принято называть прияте­льскими, другие - дружескими, а третьи - просто отношениями зна­комства. Их сущностные черты во многом сходны. Тем не менее, нес­мотря на всю кажущуюся условность названных типов межличностных отношений, различия между ними становятся очевидными в том слу­чае, когда возникают затруднения - психологические, моральные, гражданские. Пожалуй, только родственные отношения (особенно бли­зкие) не вызывают вопросов. Хотя и здесь нюансов больше чем дос­таточно.

Констатация типов межличностных отношений фиксирует в основ­ном внешнюю сторону связей между людьми, тогда как одним из наиболее существенных внутренних механизмов, определяющих устано­вление, сохранение и распад отношений, является совместимость-не­совместимость, сработанность-несработанность индивидов в тех или иных обстоятельствах. К последним относится, например, совместная жизнедеятельность, вынуждающая "быть вместе и рядом" достаточно длительное время. Соответственно, тот факт, что одни экипажи и команды более слетанные и сыгранные, а в других "нет согласия", одни группы более эффективно решают совместные задачи, а другие значительно хуже, связан не только с уровнем профессионального мастерства, но и с уживчивостью (совместимостью, сработанностью) партнеров.

И, наконец, важно отметить, что межличностные отношения ред­ко бывают однозначно хорошими или плохими. Симпатии-антипатии всегда (более или менее выражение) колеблются. У более сдержан­ных, уравновешенных людей такие колебания менее "яркие", а отно­шения более устойчивые. У менее сдержанных амплитуда симпатий и антипатий достигает больших значений, и потому отношения чаще на грани распада. Собственно говоря, психологов в первую очередь и должны интересовать конфликты, которые не так уж редки в нашей жизни, особенно в экстремальных условиях. С другой стороны, и ко­нфликты, затруднения нельзя абсолютизировать, так как может воз­никнуть "порочный круг". Тем более, редко кто любит признавать свою вину в том или ином конфликте. Чаще всего виноваты другие, срабатывает психологическая защита личности, которая как замок закрывает запретные зоны, ограждая личность от перегрузок эмо­ционального "самокопания" и способствуя сохранению ее психологи­ческого здоровья.

Выход из создавшегося положения психология видит прежде все­го в обучении конструктивному спору, правилам поведения в конфли­кте. Получается, что в межличностных отношениях есть своя "табли­ца умножения", знание которой помогает облегчить различные слож­ности, возникающие время от времени в семье, в быту, на транспор­те и на работе. В связи с этим в данной работе предпри­нята попытка раскрыть некоторый круг вопросов межличностных отно­шений с точки зрения современных представлений психологической науки.

Особенно актуальным является изучение вопроса межличностных отношений в спортивном коллективе и их влияния на психологический климат. Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности. А так как большую часть времени спортсмен проводит в спортивном коллективе, от их комфортности зависит и эмоциональное состояние, и поведение, и спортивные результаты, и даже порой здоровье человека. Вышеперечисленное является основанием для выбора темы дипломной работы.

Многие свои исследования в области психологического микроклимата посвятили известные отечественные психологи  А.Г. Ковалев[30], М.В.Дубровина[37],  А.А.Бодалев [8],  А.В.Мудрик[53], Ломов Б.Ф.[41; 42; 43; 44], Б.Д. Парыгин[64], А.Б.Добрович, Я.Л. Коломинский[33; 34; 35] и другие.

Объект исследования: межличностные отношения в спортивном коллективе.

Предмет исследования: особенности изучения межличностных отношений в спортивном коллективе лыжников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике ра­боты со спортсменами. Исследование индивидуального статуса спортсменов в группе, выявление потенциальных лидеров позволяет целенаправленно организовывать работу по оптимизации спортивной деятельности, повышению уровня спортивных результатов.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
  2. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и ее применение к пробле­мам понимания человека человеком. Краснодар.-1975.- 160 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ.-1968.- 246 с.
  4. Андреева  Г.М.  Социальная  психология,       М.:    Аспект-Пресс.-1998.- 376 с.
  5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:Просве­щение.-1989.-224 с.
  6. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации// Мир психологии.-2002.-№2.-С.117
  7. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М. Воронеж, 1997.-340 с.
  8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М. Международ. пед. академия, 1995.- 347 с.
  9. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л., 1980.-190 с.
  10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов в.Н. Социально-психологи­ческий климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.-207 с.
  11. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1983. - 139 с.
  12. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.:ИНФРА.- 1998.- 224 с.
  13. Брудный В.И., Семов В.А. Психолого-педагогические основы управления производством. Одесса: Маяк, 1972.-202 с.
  14. Венгеров Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1970.-190 с.
  15. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии. Т.1. - М. - Л., 1922; т.2. М.-Л., 1925.
  16. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте.- 1994.- № 1.- С. 5 – 10.
  17. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологичес­ком исследовании. Л.: ЛГУ.-1970.- 196 с.
  18. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 182 с.
  19. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М: Знание, 1969. - 197 с.
  20. Давыдов В.М., Ладанов Д.И. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985.-220 с.
  21. Дж.Г.Скотт Способы разрешения конфликтов. Киев.: "Верзилин и К,ЛТД".,1991,-208 с.
  22. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1. М., 1993.-290 с.
  23. Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ.- 1984.- 208 с.
  24. Дранков  В.Л.  искусство  быть  человеком.  М.:Просвещение.- 1984.- 176 с.
  25. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. К проверке гипотезы относи­тельно механизма идентификации.Краснодар, 1979.-320 с.
  26. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л., 1973.-190 с.
  27. Иванов В.Г. Коллектив и личность. - Л.: Наука. 1971. - 132 с.
  28. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. СПб, Питер, 2001.-370 с.
  29. Кайдапов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива.- М.:Мысль,1979. - 254 с.
  30. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. - М.:Попитиздат,1978.-279 с.
  31. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998. – 144с.
  32. Коллектив и личность./ Ред. Е.В.Шорохова, К.К. Платонов и др. М.:Наука.- 1975.- 261 с.
  33. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 235 с.
  34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 240 с.
  35. Коломинский Я.Л. Психология общения.-М, Знание, 1989.-290 с.
  36. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Методические рекомендации. Л-д., 1991- 28 с.
  37. Кричевский Р.Л., Дубровская  Е.М.  Психология  малой  группы. М.: Наука.- 1991.- 248 с.
  38. Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. - Л.:ЛГУ, 1967.-348 с.
  39. Леонтьев А.Л. Педагогическое общение М., 1979.- 118 с.
  40. Лобанова Т.Н., Михайлова Я.В. Психология менеджмента. М., 1995.-430 с.
  41. Ломов Б.Ф. Категория деятельности и общения в психоло­гии//Вопросы психологии.- 1979.- №8
  42. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. М.:Наука.-1984.-218 с.
  43. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.
  44. Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как мето­дологическая проблема психологии // Вопр.философии, 1976, №4, С. 93
  45. Лупьян  Я.А."Барьеры  общения,Конфликты, стресс...".Минск, Высш.шк.,1988, -223 с.
  46. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение.- 1988.- 247 с.
  47. Ляхов Н.И. Числовые квоты неформальных групп. Тбилиси.-1970.- 251 с.
  48. Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. М., 1960.
  49. Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М., 1972.-109 с.
  50. Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М., 1998.-245 с.
  51. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение.-1981.- 320 с.
  52. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об об­ществе. М., 1958.-198 с.
  53. Мудрик А.В. К изучению устойчивости выбора друзей. Л.:  ЛГУ.- 1973.- 210 с.
  54. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ.-1960.- 96 с.
  55. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе.// Уч.зап.  ЛГУ.n 244, вып.11. Л., 1997
  56. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.-210 с.
  57. Немов Р.С. Психология. М.:Владос.-1998.Т.1.- 688 с.
  58. Немов Р.С. Психология.М.:Владос,1998. Т.3.- 632 с.
  59. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. - М.: Наука, 1984. - 276 с.
  60. Никольская Н. Анализ психологического климата//Практическая психология.-2001.-№3.-С.12-17
  61. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 1990.- 192 с.
  62. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука, 1976.
  63. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дисс.доктора психологических наук.Л.-1983.- 300 с.
  64. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.
  65. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.-230 с.
  66. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.- 430 с.
  67. Петровский А.В. Стратометрическая концепция интрагрупповой ак­тивности в коллективах. Ярославль. 1975.-108 с.
  68. Петровский В.А. и Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М.: просвещение, 1978. – 176 с.
  69. Петрушин В.И. Психология менеджмента. М.: Инст-т практической психологии.- 1996.- 235 с.
  70. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 1977.- 189 с.
  71. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
  72. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: Знание, 1991. – 48с.
  73. Психологическая теория коллектива/ Под ред. А.В.  Петровско­го,М.: Наука.- 1979.- 289 с.
  74. Психологические тесты/ Ахмеджанов Э.Р. М.: Светотон.- 1995.- 320 с.
  75. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 1997.-109 с.
  76. Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.- 234 с.
  77. Рубахин В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления. / Вопросы психологии.- 1973.- №4.
  78. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.- 119 с.
  79. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.:Просвещение.- 1991.- 128 с.
  80. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления: Учеб. по­собие. /Под ред.Е.С.Кузьмина. -Л.:Изд-во ЛГУ,1986.- 176 с.
  81. Социальная психология в трудах отечественных психологов – СПб: Изд-во “Питер”, 2000.-467 с.
  82. Социальная психология. Учебник для высших уч. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999.-450 с.
  83. Социальная психология: Хрестоматия\ Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000.-367 с.
  84. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск, Полымя, 1990.-187 с.
  85. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. М.,1977.-98 с.
  86. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявле­ния личности. М.:Наука.-1976.- С. 309
  87. Шакуров Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М.:Зерцало, 1992.-290 с.
  88. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1994.-187 с.
  89. Шибутани Т.С. Социальная психология. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-430 с.
  90. Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С., Зотова О.И., Семенов Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.-250 с.
  91. Юсупов     И.М. Психология         взаимопонимания. Казань, Тат. кн. изд-во, 1991. - 178 с.

Заказать диплом