Межличностные отношения в трудовом коллективе (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА.......................................

1.1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ....................................

1.2. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ........

1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

1.4. ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА..........................................

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ...................................................................................................

2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ...................................................................................................

2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

2.3. ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ГРУППЕ..........................

2.4. ИЗУЧЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНА ГРУППЫ.................

2.5. КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА...........

2.6. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................

Введение

Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши кон­такты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в не­посредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существовать друг для друга. Время, требующееся для такого осознания очень сильно зависит от ситуа­ции и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некото­рым образом менять сове поведение, подтверждая тем самым сущес­твование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происхо­дит, случайное скопление людей становится группой.

Как порой непросто определить, почему с одними людьми отно­шения строятся легко, а с другими могут не сложиться вовсе. Что же такое межличностные отношения, какие правила или законы опре­деляют их возникновение, сохранение или распад?

Если бы отношения строились по схеме "я хочу и так - будет", все было бы просто. Между тем в межличностных отношениях задей­ствованы минимум два человека, а чаще всего, явно или скрыто, го­раздо больше. Осознается это, однако, слабо, по крайней мере до тех пор, пока не появятся затруднения. Вот тогда и начинается поиск причин неудач, допущенных ошибок. Но это в обыденной жизни. А что говорит по этому поводу психологическая наука? Оказывается, не так уж и много. Отчасти (крайне недостаточно) изучено соотно­шение психологических (в том числе межличностных) и общественных отношений. Лучше разработана проблема симпатий-антипатий, кото­рые, впрочем, также всего не объясняют. Для того же, чтобы двига­ться дальше, понять сам принцип возникновения симпатий-антипатий между людьми, надо, по-видимому, подойти к вопросу о взаимопони­мании и взаимовлиянии в отношениях, раскрыть особенности механиз­ма сопереживания. Кроме тоги, следует уяснить, что межличностные отношения, в том числе симпатии-антипатии, не берутся "из ниче­го", они связаны не только со сходством-различием людей и их мне­ний, но и с функциональным назначением тех групп, в которые вхо­дит каждый человек.

В обыденном языке одни отношения принято называть прияте­льскими, другие - дружескими, а третьи - просто отношениями зна­комства. Их сущностные черты во многом сходны. Тем не менее, нес­мотря на всю кажущуюся условность названных типов межличностных отношений, различия между ними становятся очевидными в том слу­чае, когда возникают затруднения - психологические, моральные, гражданские. Пожалуй, только родственные отношения (особенно бли­зкие) не вызывают вопросов. Хотя и здесь нюансов больше чем дос­таточно.

Констатация типов межличностных отношений фиксирует в основ­ном внешнюю сторону связей между людьми, тогда как одним из наиболее существенных внутренних механизмов, определяющих устано­вление, сохранение и распад отношений, является совместимость-не­совместимость, сработанность-несработанность индивидов в тех или иных обстоятельствах. К последним относится, например, совместная жизнедеятельность, вынуждающая "быть вместе и рядом" достаточно длительное время. Соответственно, тот факт, что одни экипажи и команды более слетанные и сыгранные, а в других "нет согласия", одни группы более эффективно решают совместные задачи, а другие значительно хуже, связан не только с уровнем профессионального мастерства, но и с уживчивостью (совместимостью, сработанностью) партнеров.

И, наконец, важно отметить, что межличностные отношения ред­ко бывают однозначно хорошими или плохими. Симпатии-антипатии всегда (более или менее выражение) колеблются. У более сдержан­ных, уравновешенных людей такие колебания менее "яркие", а отно­шения более устойчивые. У менее сдержанных амплитуда симпатий и антипатий достигает больших значений, и потому отношения чаще на грани распада. Собственно говоря, психологов в первую очередь и должны интересовать конфликты, которые не так уж редки в нашей жизни, особенно в экстремальных условиях. С другой стороны, и ко­нфликты, затруднения нельзя абсолютизировать, так как может воз­никнуть "порочный круг". Тем более, редко кто любит признавать свою вину в том или ином конфликте. Чаще всего виноваты другие, срабатывает психологическая защита личности, которая как замок закрывает запретные зоны, ограждая личность от перегрузок эмо­ционального "самокопания" и способствуя сохранению ее психологи­ческого здоровья.

Выход из создавшегося положения психология видит прежде все­го в обучении конструктивному спору, правилам поведения в конфли­кте. Получается, что в межличностных отношениях есть своя "табли­ца умножения", знание которой помогает облегчить различные слож­ности, возникающие время от времени в семье, в быту, на транспор­те и на работе. В связи с этим в данной работе предпри­нята попытка раскрыть некоторый круг вопросов межличностных отно­шений с точки зрения современных представлений психологической науки.

Особенно актуальным является изучение вопроса межличностных отношений в коллективе и их влияния на психологический климат. Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности. А так как большую часть времени взрослых человек проводит в трудовом коллективе, от их комфортности зависит и эмоциональное состояние, и поведение, и даже порой здоровье человека. Вышеперечисленное является основанием для выбора темы курсовой работы.

Многие свои исследования в области психологического микроклимата посвятили известные отечественные психологи  А.Г. Ковалев[1], М.В.Дубровина,[2] А.А.Бодалев[3],  А.В.Мудрик[4], Ломов Б.Ф.[5], Б.Д. Парыгин[6], А.Б.Добрович, Я.Л. Коломинский[7] и другие.

Объект исследования: межличностные отношения в трудовом коллективе.

Предмет исследования: особенности изучения межличностных отношений в конкретном трудовом коллективе.

Цель исследования состоит в выявлении отношений, сложившихся между членами трудового коллектива.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

- теоретически обосновать необходимость исследования межличностных отношений в коллективах и группах;

- выявить и проанализировать межличностные отношения в определенном трудовом коллективе;

- определить влияние межличностных отношений на социально-психологический климат коллектива;

- разработать мероприятия для корректировки негативных отношений в коллективе.

Гипотеза: Социально-психологический климат коллектива можно улучшить, если исследовать межличностные отношения членов коллектива.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по социальной психологии, педагогике; наблюдения; опытно-экспериментальная работа; приемы психодиагностики, математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база: - трудовой коллектив операционного отделения Республиканской больницы РМЭ, в количестве  17 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты в данной организации. Исследование индивидуального статуса работ­ников в группе, выявление потенциальных лидеров позволяет целенаправленно организовывать работу по повышению квалификации и оптимизации служебной деятельности.

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

На третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, оформление дипломной работы.

 


[1] Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. - М.:Попитиздат,1978.-279 с.

[2] Кричевский Р.Л., Дубровская  Е.М.  Психология  малой  группы. М.: Наука.- 1991.- 248 с.

[3] Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М. Международ. пед. академия, 1995.- 347 с.

[4] Мудрик А.В. К изучению устойчивости выбора друзей. Л.:  ЛГУ.- 1973.- 210 с.

[5] Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как мето­дологическая проблема психологии // Вопр.философии, 1976, №4, С. 93; Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.;Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. М.:Наука.-1984; Ломов Б.Ф. Категория деятельности и общения в психоло­гии//Вопросы психологии. 1979,№8

[6] Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.

[7] Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 235 с.; Коломинский Я.Л. Психология общения.-М, Знание, 1989.; Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 240 с.

Список литературы

1.  Андреева  Г.М.  Социальная  психология,     М.:    Аспект-Пресс.-1998.- 376 с.

2.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ.-1968.- 246 с.

3. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и ее применение к пробле­мам понимания человека человеком. Краснодар.-1975.- 160 с.

4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:Просве­щение.-1989.-224 ч.

5.  Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.:ИНФРА.- 1998.- 224 с.

6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М. Международ. пед. академия, 1995.- 347 с.

7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов в.Н. Социально-психологи­ческий климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.-207 с.

8. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л., 1980.

9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1983. - 139 с.

10.Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М. Воронеж, 1997.

11.Брудный В.И., Семов В.А. Психолого-педагогические основы управления производством. Одесса: Маяк, 1972.

12. Венгеров Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1970.

13. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии. Т.1. - М. - Л., 1922; т.2. М.-Л., 1925.

14. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологичес­ком исследовании. Л.: ЛГУ.-1970.- 196 с.

15. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М: Знание, 1969. - 197 с.

16. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. К проверке гипотезы относи­тельно механизма идентификации.Краснодар, 1979

17. Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ.- 1984.- 208 с.

18.  Дранков  В.Л.  искусство  быть  человеком.  М.:Просвещение.- 1984.- 176 с.

19. Давыдов В.М., Ладанов Д.И. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985.

20.Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л., 1973.

21. Иванов В.Г. Коллектив и личность. - Л.: Наука. 1971. - 132 с.

22. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. - М.:Попитиздат,1978.-279 с.

23. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Методические рекомендации. Л-д., 1991- 28 с.

24. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов. М., 1968.

25.  Кричевский Р.Л., Дубровская  Е.М.  Психология  малой  группы. М.: Наука.- 1991.- 248 с.

26.  Коллектив и личность./ Ред. Е.В.Шорохова, К.К. Платонов и др. М.:Наука.- 1975.- 261 с.

27. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 235 с.

28. Коломинский Я.Л. Психология общения.-М, Знание, 1989.

29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.- 240 с.

30. Кайдапов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива.- М.:Мысль,1979. - 254 с.

31. Лобанова Т.Н., Михайлова Я.В. Психология менеджмента. М., 1995.

32. Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как мето­дологическая проблема психологии // Вопр.философии, 1976, №4, С. 93

33. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.

34. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. М.:Наука.-1984

35. Ломов Б.Ф. Категория деятельности и общения в психоло­гии//Вопросы психологии. 1979,№8

36. Лупьян  Я.А."Барьеры  общения,Конфликты, стресс...".Минск, Высш.шк.,1988, -223 с.

37. Леонтьев А.Л. Педагогическое общение М., 1979.- 118 с.

38. Ляхов Н.И. Числовые квоты неформальных групп. Тбилиси.-1970.- 251 с.

39. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Просве­щение.- 1988.- 247 с.

40.Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М., 1998.

41.Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. М., 1960.

42.Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М., 1972.

43. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение.-1981.- 320 с.

45. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ.-1960.- 96 с.

46. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе.// Уч.зап.  ЛГУ.n 244, вып.11. Л., 1957

47.  Мудрик А.В. К изучению устойчивости выбора друзей. Л.:  ЛГУ.- 1973.- 210 с.

48. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об об­ществе. М., 1958

49. Немов Р.С. Психология. М.:Владос.-1998.Т.1.- 688 с.

50. Немов Р.С. Психология.М.:Владос,1998. Т.3.- 632 с.

51. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. - М.: Наука, 1984. - 276 с.

52. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 1990.- 192 с.

53. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения./Отв.ред.Е.В.Шорохова и др.- М.:Наука,1976.

54. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 1977.

56. Прикладная социальная психология. /Под ред. Сухова А.И. и Деркача А.А.

57. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 1997.

58. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.

59. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дисс.доктора психологических наук.Л.-1983.- 300 с.

60.  Психологическая теория коллектива/ Под ред. А.В.  Петровско­го,М.: Наука.- 1979.- 289 с.

61. Петровский А.В. Стратометрическая концепция интрагрупповой ак­тивности в коллективах. Ярославль. 1975

62. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

63. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

64. Петрушин В.И. Психология менеджмента. М.: Инст-т практической психологии.- 1996.- 235 с.

65.  Психологические тесты/ Ахмеджанов Э.Р. М.: Светотон.- 1995.- 320 с.

66. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М.:Просвещение.- 1991.- 128 с.

67. Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.

68. Рубахин В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления. / Вопросы психологии. 1973. №4.

69. Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.

70. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления: Учеб. по­собие. /Под ред.Е.С.Кузьмина. -Л.:Изд-во ЛГУ,1986.- 176 с.

71. Дж.Г.Скотт Способы разрешения конфликтов. Киев.: "Верзилин и К,ЛТД".,1991,-208 с.

72. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск, Полымя, 1990.

73. Труд руководителя: Учеб.пособие для руководящих и управлен­ческих кадров. /А.Г.Аганбегян ,В.Г.Афанасьев,Р.А.Белоусов и др.; Сост.Г.Х.Попов;Ред. коллегия: В.Г.Афанасьев и др. - З-е изд.,доп.-М.:Экономика,1977.-358 с.

74. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980.

75. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. М.,1977.

76. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявле­ния личности. М.:Наука.-1976.- С. 309

77. Шибутани Т.С. Социальная психология. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

78.  Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С., Зотова О.И., Семенов Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.

79.       Юсупов     И.М. Психология         взаимопонимания. Казань, Тат. кн. изд-во, 1991. - 178 с.

Заказать диплом