Обучение учащихся навыкам выживания в экстремальных условиях природной среды (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования ПРОБЛЕМы обучения навыкам ВЫЖИВАНИЯ В экстремальных условиях природной среды   8

1.1. Понятие и особенности экстремальной ситуации. 8

1.2. Факторы выживания в природной среде. 12

1.3. Основные ступени  обучения  школьников выживанию  в экстремальных ситуациях природного характера. 19

2.  Практическое исследование ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВЫЖИВАНИЮ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ  условиях  природной среды.. 33

2.1. Организация и методы исследования. 33

2.2. Анализ результатов исследования. 39

2.3. Внедрение методики внеучебной деятельности школьников по обучению навыков выживания в экстремальных условиях  природной следы.. 48

2.4. Анализ эффективности внедрения программы туристического кружка «Наедине с природой». 55

Заключение. 62

Список использованных источников. 65

Приложения.. 68

Введение

 

Актуальность исследования. Способность человека успешно выживать в суровых (экстремальных) условиях природной среды – одно из древнейших его качеств. Он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные предками за многие столетия. Являясь членом общества, он привык мыслить, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью – то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову как укрыться от жары или от холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит необходимую информацию, заболев, обратится к врачу.
Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств, попадает в экстремальные природные условия: в пустыню, тайгу, джунгли, на крайний север.

Как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам. И все это нужно знать и уметь с детства. Благоприятный исход во многом зависит от психофизиологических качеств человека, прочных знаний основ выживания и других факторов.

Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе неуклонной урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает.

Осваивая в школьном курсе основы наук, ребенок не в силах самостоятельно приобрести и развить в себе навыки правильного, безопасного поведения в техногенной, криминогенной и природной средах.

Нельзя сказать, что вопросы обучения детей безопасному поведению не интересовали педагогов ранее. Содержание обучения детей в системе туристско-краеведческой деятельности предусматривает изучение вопросов обеспечения безопасности, охраны природы, подготовки к действиям в экстремальных условиях природного характера. Однако это происходило только в системе дополнительного образования детей. Только в 1991 г. с введением в программу общеобразовательных учреждений курса «Основы безопасности жизнедеятельности» появилась возможность массового обучения детей безопасному поведению дома, на улице, на природе, грамотным действиям при возникновении экстремальных ситуаций техногенного, криминогенного или природного характера.

В настоящее время школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

В создании комплекса программно-методического обеспечения и мероприятий процесса эффективного обучения детей безопасному поведению в природной среде в условиях учебной и внеучебной деятельности важное теоретическое и практическое значение имели труды Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта. Они утвердили в педагогике принципы природосообразности, включили в неё термины «родиноведение» и «отчизноведение» и естественное стремление человека к движению. Следует отметить труды, посвященные социально-педагогическим основам воспитательно-образовательного процесса (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, и др.); концепции сотрудничества педагогов и учащихся (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, Н.И. Родионова и др.).

Важное значение при разработке материалов сыграли принципы личностно-деятельностного подхода в процессе обучения (М.Я. Виленский, В.А. Кальней, С.Д. Неверкович, A.M.  Новиков, С.Е. Шишов и др.), а также учёт жизненно важных интересов в развитии  потенциальных возможностей личности и оздоровления человека (В.Г. Волович, В.И. Жолдак, В.А. Кабачков, В.Д. Чепик и др.).

Несмотря на большое количество методической литературы, проблема не теряет своей актуальности, представляется необходимым и далее совершенствовать методики обучения учащихся навыкам выживания в экстремальных условиях природной среды, чем и обусловлен выбор темы дипломного исследования.

Объект исследования - процесс формирования у школьников навыков выживания  в экстремальных условиях природной среды.

Предмет исследования —  учебно-внеучебная деятельность, как средство обучения школьников выживанию в экстремальных условиях природной среды.

Цель исследования – поиск путей совершенствования методики обучения школьников выживанию в природной среде.

Гипотеза: мы предполагаем, что готовность школьников к выживанию в экстремальных условиях природной среды зависит от уровня социализации и ценностных ориентаций.  Эффективное усвоение материала, приобретение умений и навыков выживания в экстремальных условиях природной среды в рамках курса «ОБЖ» можно сделать более эффективным при организации тесной взаимосвязи учебной и внеучебной  деятельности. При этом учебная и внеучебная деятельность выступают, как средства обучения, взаимно дополняющие друг друга и качественно повышающие возможности обучения школьников навыкам выживания в экстремальных условиях природной среды, положительно влияют на личностные качества подростков.

Цель, объект и предмет исследования определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме выживания в природной среде.

2. Провести практическое исследование уровня готовности учащихся к выживанию в экстремальных условиях природной среды.

3. Апробировать образовательную программу туристического кружка «Наедине с природой» (Школа выживания) для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы как внеучебной деятельности.

4. Проанализировать результаты формирования у учащихся теоретических знаний и практических умений по выживанию в экстремальных условиях  природной среды.

Методологической основой исследования являются положения о взаимодействии человека с окружающей природной средой; влиянии природной и социальной среды на развивающуюся личность; принцип единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); принцип системно-структурного и комплексного подхода к изучению личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.); принцип возрастной периодизации (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.)

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдения в процессе эксперимента по апробации программы внеучебной деятельности, тестирование; математические и статистические методы обработки результатов (сравнительный анализ с помощью t–критерия Стьюдента).

Методики исследования:

диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина)[30, С.426];

методика С.С. Бубнова «Реальная структура ценностных ориентаций личности» (адаптированный вариант методики Рокича) [33].

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в….. с учащимися 7-8 классов в возрасте 14-15 лет, в количестве 20 человек – 10 мальчиков и 10 девочек.

Новизна исследования заключается в том, что предложенная программа туристического кружка «Наедине с природой» выступает как средство обучения, дополняет учебную деятельность по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и качественно повышает возможности обучения школьников навыкам выживания в экстремальных условиях природной среды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования удалось дополнить учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» внеучебной деятельностью - программой туристического кружка «Наедине с природой», который можно применять как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей для обучения их безопасному поведению в природной среде, выработки у них умений и навыков правильных действий в экстремальных ситуациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложении.

Список использованных источников

 

  1. Анюгин, И. Образовательные технологии в области защиты от ЧС //ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности / И. Аногин. - 2002.- № 1.- С. 54-57.
  2. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2004. – 271 с.
  3. Балемко, С. Выживание в условиях автономного существования / С. Балемко // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12. – С. 48-53.
  4. Бондырева, С.К. Выживание (факторы и механизмы): Учебное пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
  5. Бочаров, Е.А. Орлятам – пять лет / Е.А. Бочалов, Н.И. Бочарова // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2004. - № 10. – С. 47-51.
  6. Бочаров, Е.А. Ступени обучения выживанию: программ. метод. пособие для педагогов / Е.А. Бочалов, Н.И. Бочарова. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  7. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова.- М.: Российское педагогическое агентство, 2001.- 263 с.
  8. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович.- М.: Владос, 2003.- 223 с.
  9. Евлахов, В. Человек в природных условиях / В. Евлахов // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2004. - № 2-3. – С. 52-54.
  10. Заплаткин, А. Психологическая подготовка на уроках ОБЖ / А. Заплаткин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2001. - № 10. – С. 52-54.
  11. Казаков, В. Игры, похожие на жизнь (формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ) / В. Казаков // ОБЖ: Основы безопасности жизни.- 2000.- № 6.- С. 17-19.
  12. Казимиров, Ю.Б. Концептуальные основы формирования «личности безопасного типа» в непрерывном образовании / Ю.Б. Казимиров, А.Д. Шипачева, В.Ф. Лутаенко // Успехи современного естествознания. – 2005. - № 2. – С. 9-12.
  13. Коменский, Я. А. Великая дидактика: Избр. пед. соч. / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955.
  14. Кузнецов, В. Организм человека в экстремальных ситуациях / В. Кузнецов // ОБЖ: Основы безопасности жизни.- 2000.- № 9.- С. 57-59.
  15. Кузнецов, В.Н. Культура безопасности современного российского общества / В.Н. Кузнецов.- М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.- 68 с.
  16. Лызь, Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход / Н.А. Лызь // Педагогика. – 2006. - №4. – С.68-75.
  17. Михайлов, Л. А. Способы автономного выживания человека в природе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер, 2008.
  18. Михайлов, Л.А. В дикой природе: от выживания к гармонии / Л.А. Михайлов  // ОБЖ: Основы безопасности жизни.- 2008.- № 2.- С. 53-56.
  19. Михайлов, Л.А. В дикой природе: от выживания к гармонии / Л.А. Михайлов  // ОБЖ: Основы безопасности жизни.- 2007.- № 12.- С. 43-48.
  20. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизне-деятельности / Б.И. Мишин.- М.: Астрель, АСТ, 2002.- 285 с.
  21. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка: методические рекомендации / В.Н. Мошкин. -  Барнаул: АГИК, 2002.
  22. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности и социализация личности / В.Н. Мошкин // ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности.- 2010.- № 8.- С. 26-28.
  23. Мошкин, В.Н. Ситуации реального риска / В.Н. Мошкин //ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 3.- С. 21-23.
  24. Мошкин, В.Н.  Преодоление страхов / В.Н. Мошкин //ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 2.- С. 9-13.
  25. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С.Э. Некляев. – М.: Владос, 2003. – 238 с.
  26. Омелянчук, Б. Автономная кругосветка / Б. Омелянчук // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2001. - № 11. – С. 61-62.
  27. Поляков, В.В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях: Методическое пособие / В.В. Поляков. – М.: Владос, 2002. – 95 с.
  28. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл, 2007. – 319 с.
  29. Смирнов, В. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях / В. Смирнов // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2001. - № 4. – С. 23-25.
  30. Фетискин Н.П. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп./ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.  – М., 2002. C.426-433.
  31. Хромов, Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2008. – 282 с.
  32. Чепурин, Г. Выживание под открытым небом / Г. Чепурин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2000. - № 2. – С. 52-56.
  33. Ядов В.А. Соотношение ценностных ориентаций и результатов явного поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии / В.А. Ядов. - М., 2005.-С.89-105

Заказать диплом