Организация социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства (диплом)

Содержание

Введение. 4
Глава 1. Основные этапы развитии системы социальной помощи лицам без определенного места жительства занятий.. 10
1.1. Понятие бездомности. История развития системы социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.. 10
1.2. Правовая база социальной поддержки лиц без определенного места жительства и занятий. 18
1.3. Правовое положение лиц без определенного места жительства и занятий. 21
Глава 2. Социально-психологическая характеристика лиц без определенного места жительства и занятий в России.. 32
2.1. Особенности положения лиц без определенного места жительства и занятий в России 32
2.2. Социальне положение лиц без определенного места жительства и занятий в Кирове и Кировской области. 70
2.2.1. Краткая характеристика социально-экономического положения Кировской области в настоящее время. 70
2.2.2. Общая характеристика правовой базы в работе с лицами без определенного места жительства в Кировской области. 72
2.2.3. Социальная характеристика лиц без определенного места жительства и занятий в Кировской области. 74
Глава 3. Организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.. 80
3.1. Организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в Роccийской Федерации. 80
3.2. Организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в г. Кирове. 86
3.2.1. Технология оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. 86
3.2.2 Анализ работы Центра социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий в г. Кирове. 92
3.3. Оптимизация системы организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. 99
3.3.1. Предложения по оптимизации организации социальной помощи лицам без определенного места жительства на федеральном уровне. 99
3.3.2. Оптимизация системы органиазции социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в г. Кирове и Кировской области. 103
Заключение. 109
Список литературы.. 115
Приложения.. 120

Введение

Актуальность исследования. Вопросы изучения уровня жизни социально незащищенных слоев стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого стали экономи­ческий кризис и падение реального производства.

В последние годы население России, переживая сложный период формирования ры­ночных отношений, столкнулось с проблемами, которые привели к па­дению уровня жизни и благосостояния значительной части наших со­граждан. Немало и тех, кто в силу различных обстоятельств, потеряв жилье и работу, оказался без средств к существованию.

Особенно четко тенденция роста количества таких людей — так называемых лиц без определенного места жительства и занятий («бом­жей») — проявилась в последнее десятилетие. К сожалению, достоверные данные о численности этого контингента отсутствуют. Например, по сведениям ГУВД г.Москвы, в 1993 году в Москве насчитывалось до 30 тыс. лиц без определенного места жительства и занятий, а к 1998 году их число возросло до 300 тыс. человек. В Санкт-Петербурге зарегистрировано около 50 тыс. «бомжей», а в Новосибирской области и Краснодарском крае, по оценочным данным, занимающихся бродяжничеством соответ­ственно 120 тыс. и 20-25 тыс. человек. В Самарской области только органами внутренних дел ежегодно регистрируется более 3,5 тыс. лиц без определенного места жительства и занятий. В ходе проведенной в республике Коми в конце 1999 года «зачистки» подвальных помещений было выявлено более 1,6 тыс. «бомжей», половина из которых обитала в подвальных помещениях г.Воркуты. Увеличилось число обращений та­ких лиц в Международную гуманитарную организацию «Врачи без границ» (MSF), которая, со ссылкой на Институт социально-экономичес­ких проблем народонаселения РАН, утверждает, что в целом по России бездомных около 4 млн. человек.[1]

Лица, по тем или иным причинам утратившие постоянное жилье, представляют собой специфический социальный слой населения, основ­ным признаком которого является отсутствие постоянного места житель­ства. Среди бездомных преобладают лица, характеризующиеся особым социально-психологическим статусом, асоциальным поведением, отсут­ствием или утратой профессиональных навыков, постоянных доходов, разрывом связей с членами общества.

Со стороны государства прилагаются значительные усилия по созданию условий обеспечения этих людей социальной защитой. Так, были приняты Указ Президента РФ от 02.11.1993 N 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества»,[2] постановление Правительства Российской Федерации от 5 но­ября 1995 года № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социаль­ной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без опре­деленного места жительства и занятий»[3], Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.01.2001) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,[4] Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,[5] Приказ ФСЗ РФ от 25.07.1994 N 106 «Об утверждении пособия «О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными»[6] и др.

В соответствии с постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года №455[7] была создана межведомственная комиссия по проблемам профилактики бро­дяжничества, призванная координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти по профилактике бродяжничества лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жи­тельства и занятий. Аналогичные комиссии имеются во многих регио­нах России.

Федеральной целевой программой по усилению борьбы с пре­ступностью на 1999-2000 годы[8] была предусмотрена разработка законодатель­ной базы по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Рос­сийской Федерации, а также оказанию социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание. Этим же документом определены задачи по созданию сети центров социальной реабилитации лиц, занимающих­ся бродяжничеством и попрошайничеством (в системе МВД России) и учреждений социальной помощи для лиц старше 18 лет, оказавшихся без определенного места жительства и занятий (в системе Минтруда России) за счет средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако ощутимых результатов пока нет, остается еще много не­разрешенных проблем. Большинство «бомжей» по-прежнему полагается лишь на помощь государства, надеется, что соответствующие органы исполнительной власти о них позаботятся: предоставят приют, оформят необходимые документы для получения различных социальных выплат, направят в больницу или дом-интернат. И они, как правило, сами не заинтересованы в смене своего образа жизни.

Беспокоит и дрyгое: именно, такие люди становятся виновниками распространения инфекционных заболеваний, обострения криминоген­ной обстановки, создания морального дискомфорта окружающему на­селению.

Следует отметить, что долгие годы у нас в стране проблема бро­дяжничества и попрошайничества замалчивалась, ее «стыдливо прикры­вали» Уголовным кодексом РСФСР, в соответствии с которым «бродяг» и «попрошаек» можно было лишать свободы на срок до двух лет, а в случае повторного «преступления» -до трех лет.

Исключение в 1991 году из законодательных актов уголовной ответственности за занятие бродяжничеством и попрошайничеством привело к резкому увеличению «бродяг» и «попрошаек». К тому же с начала 90-х годов развитию данного процесса способствовали активи­зация миграции населения и поспешное закрытие лечебно-трудовых профилакториев. Негативную роль сыграло действующее жилищное законодательство, позволяющее осуществлять многочисленные махинации с продажей и покупкой жилья (например, жилье может быть продано родственниками лиц, попавших в спецучреждения, места лишения свободы и т.д.). Отсутствие законодательной базы, неопределенность правовых норм затрудняют социальную помощь лицам без определенных занятий.

Следовательно, одной из актуальных проблем социаль­ной работы является организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

Все это и определило выбор темы исследования – «Организация социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства».

Объектом исследования являются лица без определенного места жительства и занятий.

Предмет исследования: особенности системы организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий

Целью данной дипломной работы является изучение деятельности федеральных органов власти, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, по решению проблем, связанных с оказанием социаль­ной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

В связи с этим в дипломной работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть основные этапы развитии системы социальной помощи лицам без определен­ного места жительства занятий;
  • изучить социальную характеристику лиц без определенного места жительства и занятий в России и Кировской области;
  • исследовать технологию оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и ресурсное обеспечение учреждений социального обслуживания для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • предложить мероприятия по оптимизации системы организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучив социальные и психологические особенности лиц без определенного места жительства и занятий, можно разработать мероприятия по оптимизации системы организации социальной помощи данной категории социально незащищенных граждан.

Методами исследования стали: изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме; наблюдения; статистические и математические методы обработки социологических иследований.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных авторов в области социологии, права, психологии, социальной работы, среди которых можно отметить Васильчикова В.М., Чикарина Л.Я., Горбунова А.В. Ноконорова Н., Завьялова Ф.Н., Спиридонову Е.М. и др.

Новизна исследования. В последние годы государство уделяет внимание различным группам социально-незащищенных граждан, разработывая правовую базу и социальную политику, однако недостает практических разработок в области системы организации социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. Мероприятия по социальной защите данной категории лиц предусматриваются только в различных подзаконных актах. Поэтому новизна нашего исследования заключается в том, что на материалах исследования разработаны определенные мероприятия социальной работы с лицами без определенного места жительства и занятий.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы социальных работников, в области системы социальной защиты населения, а также работниками органов внутренних дел, службы занятости, мигра­ционной службы и системы здравоохранения.

Структура работы. Исследование построено на материалах деятельности учреждений социаль­ного обслуживания для лиц без определенного места жительства и заня­тий г.Кирова и Кировской области, а также других регионов Российской Федерации.

В первой главе отражены проблемы бродяжничества и бездомности, основные исторические этапы развития системы социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, дана социальная характеристика этих людей, представлены правовая база технологии социальной работы с указанной категорией граждан.

Во второй главе представлено исследование социальной и психологической характеристики лиц без определенного места жительства и занятий.

В третьей главе рассматривается технология социальной работы с данной группой населения и представлены предложения по ее оптимизации.

[1] Васильчиков В.М., Зябрева Л.М., Чикарина Л.Я. Методика и практика социальной работы. Бродяжничество, бездомность и организация социально-медицинского обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий// Российский журнал социальной работы.- 1998.- № 2.- С.99-103

[2] Собрание актов Президента и Правительства РФ, 08.11.1993, N 45, ст. 4327

[3] Собрание законодательства РФ, 13.11.1995, N 46, ст. 4454

[4] Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177

[5] Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3198

[6] Документ опубликован не был

[7] Собрание законодательства РФ, 24.04.1996, N 17, ст. 1544

[8] Собрание законодательства РФ, 22.03.1999, N 12, ст. 1484.

Список литературы

  1. Конституция РФ. 12.12.1993// РГ.-1993.-№237
  2. ЖК РФ (в ред. 25.07.2002) // Ведомости ВС РСФСР, 1983, N 26, ст. 883.
  3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.01.2001) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177
  4. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3198
  5. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях» от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» oт 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ.
  7. Указ Президента РФ от 02.11.1993 N 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества»// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 08.11.1993, N 45, ст. 4327
  8. Указ Пре­зидента Российской Федерации «О про­филактике безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних, защите их прав». // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177
  9. Постановление Совета Министров — Правительства Россий­ской Федерации от 22 сентября 1993 г. (ред. от 06.07.1999) № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населен­ных пунктов Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, N 39, ст. 3631.
  10. Постановление Совета Министров — Правительства Россий­ской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания».// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 11.10.1993, N 41, ст. 3925
  11. Постановление Совета Министров — Правительства Российс­кой Федерации от 7 октября 1993г. N 1003 «О домах ночного пребыва­ния».
  12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социаль­ной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без опре­деленного места жительства и занятии».// СЗ РФ, 13.11.1995, N 46, ст. 4454
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреж­дении социальной помощи для лиц без определенного места жительства».// СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 3025
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 455 «О межведомственной комиссии по проблемам про­филактики бродяжничества».// Опубликован не был
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. (ред. от 30.12.2000) № 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борь­бы с преступностью на 1999-2000годы» // СЗ РФ, 22.03.1999, N 12, ст. 1484.
  17. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несолвершеннолетних в социальной реабилитации»(вместе с «Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерным положением о социальном приюте для детей», «Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей»).// СЗ РФ, 04.12.2000, N 49, ст. 4822
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 но­ября 1995 года № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социаль­ной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без опре­деленного места жительства и занятий»// СЗ РФ, 13.11.1995, N 46, ст. 4454
  19. Приказ ФСЗ РФ от 25.07.1994 N 106 «Об утверждении пособия «О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными»// Документ опубликован не был
  20. Приказ Минсоцзащиты России от 25 января 1994г. N 10 «О домах ночного пребывания».
  21. Приказ Минсоцзащиты Poccии от 6 мая 1994г. N 66 «О мерах по совершенств ованию организации социальной помощи лицам без оп­ределенного места жительства и занятий».
  22. Приказ Минсоцзащиты России от 11 мая 1995 г. N 96 «О раз­витии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвали­дов».
  23. Приказ Минсоцзащнты России от 28 мая 1996 г. N 157 «О Межведомственной комиссии по проблемам профилактики бродяжни­чества».
  24. Приказ Минсоцзащиты России от 4 июля 1996 г. N 190 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помо­щи для лиц без определенного места жительства и занятий».
  25. Информационное письмо «Порядок взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учрежде­ний социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных услови­ях без определенного места жительства и занятий» от 9 толя 1996 г. № Х-2-24-1758 ФСЗ России и от 11 июля 1996 г. N 3099/1 -34 Минсоцзащи­ты России.
  26. Закон Кировской области «О социальной помощи населению Кировской области» от 12.03.1997 г. №39-30 (в ред. 4.07.2002 №79)
  27. Постановление администрации Кировской области ль 21.06.1999 г. №219 «Об утверждении комплексной программы мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Кировской области на 1999-2000 гг.»
  28. Распоряжение администрации г. Кирова от 23.02.1998 г. №454 «О создании городской межведомственной комисии по проблемам профилактики бродяжничества»
    Абрамкин В., Чеснокова В. Тюремный закон // Уголовная Россия. Тюрьмы и лагеря. Серия сборников документов и материалов с социологическим комментарием. Вып. I. M., 1993.
  29. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощии России.- Москва ,Сварогь- НВФ СП Т, 1994.
  30. Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социаль­ной патологии.-Москва, Сварогъ- НВФ СПТ, 1995.
  31. Барышева Н. Социальная помощь бездомным// Российский журнал социальной работы.- 1998.-№2.- С. 104-106
  32. Бомжи и социальная политика // Социальное обеспечение. — 2001. -№2.- С. 17-20.
  33. Бомжи и социальная политика// Соц. Обеспечение.-1994.-№2.-С.16-20
  34. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями.- Москва, 1994.
  35. Вакс А.Б., Васильев В.П. Хозяйственный механизм региона в условиях перехода к рынку/В кн.: Экономический механизм хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям. — Йошкар-Ола, 1993. С.14-15.
  36. Васильчиков В. М. О некоторых вопросах медико-социаль­ной реабилитации дезадаптированных групп населения // Медико-социальная адаптация и реабилитация. — Москва, 1999. — N 1.
  37. Васильчиков В. М., Зябрева Л. М., Чикарина Л. Я. Бродяжничество, бездомность и организация социально-медицинского обслу­живания лиц без определенного места жительства и занятий: проблемы, опыт// Российский журнал социалыюй работы. — Москва, 1998. — N 2/8.
  38. Васильчиков В.М., Зябрева Л.М., Чикарина Л.Я. Методика и практика социальной работы. Бродяжничество, бездомность и организация социально-медицинского обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий// Российский журнал социальной работы.- 1998.- № 2.- С.99-103
  39. Васильчиков В.М., Чикарина Л.Я. Лица без определенного места жительства и занятий. Правовой статус; социологический портрет; со­циальная помощь.- Краснодар;Краснодарская Ассоциация работников социальных служб, 2001
  40. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — Моск­ва, АО Аспект- Пресс, 1995.
  41. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей// Социологические исследования.- 2000. — № 2.- С. 63-69
  42. Зарипова А. Бомжи: помогать, а не изгонять// Российская юстиция.-1995.-№8.-С.49
  43. Илатовская Э. Прикосновение к жизни// Соц. Обеспечение.- 2001.- № 1.-С.31-34
  44. Кочубей Л.Г. Методологические основы социального анали­за. — Москва, СТИ, 1998.
  45. Лебедев А. Придонный слой // Огонек. 1987. №8.
  46. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х т. — Москва, ИСР, 1998.
  47. Никоноров Н. Широка страна бомжатия// Российская газета, 1999, 26 июня
    О некоторых проблемах лиц без определенного места жительства и занятий в Российской Федерации (социальные аспекты, опыт работы, пути смягчения ситуации, законодательная и нормативная база, развитие инфраструктуры социальных учреждений, социологические ис-следовання)/Сост. Юликова Е. П., Петрухин В. В., Чнчев В. Г. и др. -Москва, 1995.
  48. Основы социальной работы/ Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:ИНФРА-М-НОРМА.-1998.-С.223
  49. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и соци­альная работа. Учебно-методическое пособие. — Москва, ИСР, 1998.
  50. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1998.
  51. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социол. исслед. 1999. № 7.
  52. Порядок работы с гражданами, ранее занимавшимися бродяжничеством и попрошайничеством// Соц. Защита.-1995.-№3.-С.26-27
  53. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. — Мос­ква, ИСР, 1997.
  54. Рыбак К., Шишов В. Беспокойное хозяйство: бомжи// Столица.-1994.-№9.-С.31-35
  55. Сидоренко-Стивенсон С.А. Московские бездомные// Человек.- 1996.- № 3.- С.116-125
  56. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ и прогнозы. — Москва, 1995.
  57. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных// ЭКО.— 1992. — N 6.
  58. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // Социол. исслед. 1996. № 8. С. 27.
  59. Теория и практика социальной работы: методические матери­алы — Москва, ИСР, 1998.
  60. Территориальные социальные службы: теория и практика функ­ционирования,— М.,1995.
  61. Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства// Социс.- 2001.- № 2.- С. 127-129
  62. Хлобустов О. Права человека в России в 90-е годы XX века// Обозреватель.- 1998- №12.- С.24-27
  63. Юликова Е.П., Скляров В.Ф. Социальная защита бомжей// Социс, 1994. № 10, с. 137-139
  64. Энциклопедия социальной работы. В 3-хт. — Москва, 1993