Организация социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства (курсовая)

Содержание

введение. 3

1. Понятие бездомности. История развития системы социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию    6

2. Социально-психологическая и правовая характеристика лиц без определенного места жительства и занятий в России.. 10

2.1. Правовое положение лиц без определенного места жительства и занятий  10

2.2. Особенности положения лиц без определенного места жительства и занятий в России. 19

3. Организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.. 30

3.1.  Организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в Роccийской Федерации. 30

3.2. Правовая база социальной поддержки лиц без определенного места жительства и занятий. 36

3.3. Предложения по совершенствованию социальной работы с лицами без определенного места жительства и занятий. 38

Заключение. 41

Список литературы.. 47

Введение

Актуальность исследования. Вопросы изучения уровня жизни социально незащищенных слоев стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого стали экономи­ческий кризис и падение реального производства.

В последние годы население России, переживая сложный период формирования ры­ночных отношений, столкнулось с проблемами, которые привели к па­дению уровня жизни и благосостояния значительной части наших со­граждан. Немало и тех, кто в силу различных обстоятельств, потеряв жилье и работу, оказался без средств к существованию.

Особенно четко тенденция роста количества таких людей - так называемых лиц без определенного места жительства и занятий ("бом­жей") - проявилась в последнее десятилетие.

Лица, по тем или иным причинам утратившие постоянное жилье, представляют собой специфический социальный слой населения, основ­ным признаком которого является отсутствие постоянного места житель­ства. Среди бездомных преобладают лица, характеризующиеся особым социально-психологическим статусом, асоциальным поведением, отсут­ствием или утратой профессиональных навыков, постоянных доходов, разрывом связей с членами общества.

Со стороны государства прилагаются значительные усилия по созданию условий обеспечения этих людей социальной защитой. Так, были приняты Указ Президента РФ от 02.11.1993 N 1815 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" (ныне не действует), постановление Правительства Российской Федерации от 5 но­ября 1995 года № 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социаль­ной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без опре­деленного места жительства и занятий"[6], Постановление Правительства РФ от 08.06.1996 N 670 (ред. от 06.07.1999) «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи  для лиц без определенного места жительства и занятий» [7], Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ   (ред. от 5.01.2006) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[2] и др.

Однако ощутимых результатов пока нет, остается еще много не­разрешенных проблем. Большинство "бомжей" по-прежнему полагается лишь на помощь государства, надеется, что соответствующие органы исполнительной власти о них позаботятся: предоставят приют, оформят необходимые документы для получения различных социальных выплат, направят в больницу или дом-интернат. И они, как правило, сами не заинтересованы в смене своего образа жизни.

Беспокоит и дрyгое: именно, такие люди становятся виновниками распространения инфекционных заболеваний, обострения криминоген­ной обстановки, создания морального дискомфорта окружающему на­селению.

Следует отметить, что долгие годы у нас в стране проблема бро­дяжничества и попрошайничества замалчивалась, ее "стыдливо прикры­вали" Уголовным кодексом РСФСР, в соответствии с которым "бродяг" и "попрошаек" можно было лишать свободы на срок до двух лет, а в случае повторного "преступления" -до трех лет.

Исключение в 1991 году из законодательных актов уголовной ответственности за занятие бродяжничеством и попрошайничеством привело к резкому увеличению "бродяг" и "попрошаек". К тому же с начала 90-х годов развитию данного процесса способствовали активи­зация миграции населения н поспешное закрытие лечебно-трудовых профилакториев. Негативную роль сыграло действующее жилищное законодательство, позволяющее осуществлять многочисленные махинации с продажей и покупкой жилья (например, жилье может быть продано родственниками лиц, попавших в спецучреждения, места лишения свободы и т.д.). Отсутствие законодательной базы, неопределенность правовых норм затрудняют социальную помощь лицам без определенных занятий.

Следовательно, одной из актуальных проблем социаль­ной работы является организация социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

Все это и определило выбор темы исследования – «Организация и технология социальной работы с лицами без определенного места жительства».

Целью данной работы является изучение деятельности федеральных органов власти, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, по решению проблем, связанных с оказанием социаль­ной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть основные этапы развитии системы социальной помощи лицам без определен­ного места жительства занятий;

изучить социальную характеристику лиц без определенного места жительства и занятий в России;

исследовать технологию оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и ресурсное обеспечение учреждений социального обслуживания для лиц без определенного места жительства и занятий.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных авторов в области социологии, права, психологии, социальной работы, среди которых можно отметить Васильчикова В.М., Чикарина Л.Я., Горбунова А.В. Ноконорова Н., Завьялова Ф.Н.,  Спиридонову Е.М. и др.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы социальных работников, в области системы социальной защиты населения, а также работниками органов внутренних дел, службы занятости, мигра­ционной службы и системы здравоохранения.

Список литературы

  1. Конституция РФ. 12.12.1993// РГ.-1993.-№237
  2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ   (ред. от 5.01.2006) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177
  3. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях" от 11 августа 1995 года (ред. от 22.08.2004)  N 135-ФЗ. // СЗ РФ.- 1995.- N 33.- Ст. 3340
  4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" oт 10 декабря 1995 года (ред. от 22.08.2004)  N 195-ФЗ. // СЗ РФ.- 1995.- N 50.- Ст. 4872
  5. Постановление Совета Министров - Правительства Россий­ской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1003 "О домах ночного пребывания".// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 11.10.1993, N 41, ст. 3925
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социаль­ной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без опре­деленного места жительства и занятии".// СЗ РФ, 13.11.1995, N 46, ст. 4454
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. (ред. от 06.07.1999)  № 670 "Об утверждении Примерного положения об учреж­дении социальной помощи для лиц без определенного места жительства".// СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 3025
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 455 "О межведомственной комиссии по проблемам про­филактики бродяжничества".// Опубликован не был
  9. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних в социальной реабилитации"(вместе с  "Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних", "Примерным положением о социальном приюте для детей", "Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей").// СЗ РФ, 04.12.2000, N 49, ст. 4822

10. Приказ Минсоцзащиты России от 25 января 1994г. N 10 "О домах ночного пребывания".// Опубликован не был

11. Приказ Минсоцзащиты Poccии от 6 мая 1994г. N 66 "О мерах по совершенствованию организации социальной помощи лицам без оп­ределенного места жительства и занятий".

12. Приказ Минсоцзащиты России от 11 мая 1995 г. N 96 "О раз­витии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвали­дов".

13. Информационное письмо "Порядок взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учрежде­ний социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных услови­ях без определенного места жительства и занятий" от 9 толя 1996 г. № Х-2-24-1758 ФСЗ России и от 11 июля 1996 г. N 3099/1 -34 Минсоцзащи­ты России.

14. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи России.- Москва ,Сварогь- НВФ СП Т, 1994.

15. Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социаль­ной патологии.-Москва, Сварогъ- НВФ СПТ, 1995.

16. Барышева Н. Социальная помощь бездомным// Российский журнал социальной работы.- 1998.-№2.- С. 104-106

17. Бомжи и социальная политика // Социальное обеспечение. - 2001.  -№2.-  С. 17-20.

18. Васильчиков В. М., Зябрева Л. М., Чикарина Л. Я. Бродяжничество, бездомность и организация социально-медицинского обслу­живания лиц без определенного места жительства и занятий: проблемы, опыт// Российский журнал социальной работы. - Москва, 1998. - N 2/8.

19. Васильчиков В.М.,  Зябрева Л.М.,  Чикарина Л.Я. Методика и практика социальной работы. Бродяжничество, бездомность и организация социально-медицинского обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий// Российский журнал социальной работы.- 1998.- № 2.- С.99-103

20. Васильчиков В.М., Чикарина Л.Я. Лица без определенного места жительства и занятий. Правовой статус; социологический портрет; со­циальная помощь.- Краснодар; Краснодарская Ассоциация работников социальных служб, 2001

21. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей// Социологические исследования.- 2004. - № 2.- С. 63-69

22. Зарипова А. Бомжи: помогать, а не изгонять// Российская юстиция.-1995.-№8.-С.49

23. Никоноров Н. Широка страна бомжатия// Российская газета.-2002.- 26 июня

24. О некоторых проблемах лиц без определенного места жительства и занятий в Российской Федерации (социальные аспекты, опыт работы, пути смягчения ситуации, законодательная и нормативная база, развитие инфраструктуры социальных учреждений, социологические исследования)/Сост. Юликова Е. П., Петрухин В. В., Чнчев В. Г. и др. -Москва, 1995.

25. Основы социальной работы/ Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:ИНФРА-М-НОРМА.-1998.

26. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и соци­альная работа. Учебно-методическое пособие. - Москва, ИСР, 1998.

27. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социол. исслед. -2005. -№ 7.

28. Порядок работы с гражданами, ранее занимавшимися бродяжничеством и попрошайничеством// Соц. Защита.-1995.-№3.-С.26-27

29. Рыбак К., Шишов В. Беспокойное хозяйство: бомжи// Столица.-2005.-№9.-С.31-35

30. Сидоренко-Стивенсон С.А. Московские бездомные// Человек.- 2006.- № 3.- С.116-125

31. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных// ЭКО.— 2002. - N 6.

32. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // Социол. исслед.- 1996.- № 8.- С. 27.

33. Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства// Социс.- 2001.- № 2.- С. 127-129

34. Хлобустов О. Права человека в России в 90-е годы XX века// Обозреватель.- 1998- №12.- С.24-27

35. Юликова Е.П., Скляров В.Ф. Социальная защита бомжей// Социс.- 1994.- № 10.- С. 137-139

Заказать курсовую