Организация творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ.. 9

1.1. История развития преподавания и содержания  трудового обучения в школе и межпредметные связи. 9

1.2. Особенности трудового обучения в современной школе. 14

1.3. Понятие и особенности творческо-конструкторской деятельности. 31

1.4. Формирование технических способностей у. 39

школьников в учебной мастерской. 39

2. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 50

2.1 Структура технического мышления. 50

2.2. Концепция развивающего обучения  и пути развития конструкторских способностей у учащихся школ………………………………………………..............69

2.3 Разработка системы познавательных заданий, 77

ориентированных на структуру технического мышления. 77

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ.. 88

3.1. Организация и методы исследования технических способностей и способностей школьников к творческо-конструкторской деятельности. 88

2.2. Результаты исследования. 93

2.3. Методика организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской. 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 103

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 106

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 113

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 115

Введение

 

Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда и значительного повышения эффективности производства. А это, безусловно, требует от работников готовности к преобразовательной деятельности, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет.

Проблема формирования и развития трудолюбия, усиления мотивации трудовой деятельности злободневна в силу ряда причин:

  • трудовая деятельность необходима для полноценного физического и
    психического развития личности человека;
  • лишенный трудолюбия ребенок оказывается неадаптированным к миру
    взрослых, к самостоятельной жизни;
  • отсутствие у школьника потребности в посильном систематическом
    труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Мы полагаем, что решить эту проблему невозможно вне системы технологического образования.

Начало XXI века характеризуется новым этапом развития человеческого общества, когда на смену индустриальному типу производства с его технократической экстенсивной идеологией приходит технологический, устанавливающий приоритет способов деятельности над результатами и технологией, обеспечивающих освоение и преобразование окружающего мира без ущерба для качества жизни человека и природной среды.

Бурное развитие техники в последующие десятилетия привело к величайшим техническим открытиям и соответственно поставило новые проблемы. Появилась наука «Философия техники», предметом изучения которой стали проблемы взаимодействия техники с обществом и природой (Х. Ленк, К. Митчем, Х. Ортега и Гассет, М.Хайдеггер и др.). Развитие «Философии техники» привело к осмыслению методологии технического знания (В.Г. Горохов, В.Д. Комаров, Г.И. Маринко, В.Т. Мещеряков, В.В. Чешев и др.).

Эти исследования, а также концепция развивающего обучения, явились теоретической основой для развития творческо-конструкторских способностей учащихся школ и вузов.

В учебный план современной общеобразовательной средней школы включена образовательная область «Технология». В пояснительной записке к программе ставятся задачи: развитие у учащихся технического мышления, конструирования, технологической культуры и др. Успешность решения этих задач требует дополнительных методов и приёмов преподавания технологии.

В последнее десятилетие появился ряд исследований, посвященных развитию творческо-конструкторских способностей учащихся школ и вузов (О.А. Булавенко, А.И. Влагнева, М.Г. Давлетшина, М.М. Зиновкиной, Б.А. Соколова и др.). Их авторы исследуют процесс формирования творческо-конструкторских способностей студентов (М.М. Зиновкина), разработка учебно-методического комплекса для развития технического мышления у будущего учителя (О.А. Булавенко), развитие технического мышления учащегося как одного из компонентов технических способностей (М.Г. Давлетшин) и т.п. Эти работы рассматривают самые разные аспекты обсуждаемой проблемы, но в них не ставится задача разработки дидактического подхода к развитию технического мышления учащихся на основе теоретико-методологического исследования его структуры с учетом современного уровня развития технического знания.

Необходимо отметить, что  формирование технологического мышления и технологической культуры школьников начиная с 1-го класса имеет принципиальное значение в общей системе образования, воспитания и развития подрастающих поколений.

В отличие от традиционного трудового обучения, в ходе которого происходит овладение трудовыми умениями и навыками исполнительской, функциональной деятельности и формирование соответствующих качеств работника, технологическое обучение во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом творческо-конструкторской деятельности.

Введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволяет не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.

Обучение технологии содействует активному всестороннему освоению предметного мира и, самое главное, развивает преобразовательную, творческую деятельность, умение видеть и успешно решать учебные, трудовые и жизненные проблемы.

Технология как образовательная область имеет громадный потенциал для развития личности школьников посредством доступной им производительной деятельности. При этом формируются представления о всеобщности технологий, их роли в жизни общества и современного человека; воспитываются лучшие гражданские качества — самостоятельность, бережное отношения к природе, трудолюбие.

Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от своего труда. Последнее, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд школьника способны своими результатами удовлетворять потребности, характерные для детей конкретного возраста, и вызывать у них положительные эмоции.

Образовательная область «Технология» воплощает в себе идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я. А. Коменским, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует в себе развиваемые ранее направления трудового обучения в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

С учетом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий и услуг и особенно творческое конструирование и проектирование.

Целью работы является изучение возможности организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской.

Объект исследования: организация творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской

Предмет исследования: учащиеся 5 класса, школы №17, г. Йошкар-Ола в количестве 20 чел.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной проблеме;

Провести исследования организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской в конкретной школе;

Предложить мероприятия для эффективной организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что с помощью специальной организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской в конкретной школе можно развить творческие способности школьников и способности к конструированию.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды известных психологов, подчеркнувших ведущую роль воспитания, обучения в развитии творчества детей, а также работы педагогов, которые непосредственно занимались решением проблемы трудового обучения в школе.

Методами исследования стали: наблюдение, беседы; экспериментальная работа, статистический анализ результатов по методу Стьюдента.

Исследования проводились по следующим методикам: Опросник креативности Джонсона, Упрощенная модификация тестов Торренса и авторские задания.

Новизна исследования: в последние годы в связи с реформированием отечественной школы проблема развития творческо-конструкторской деятельности разрабатывается недостаточно, кроме того, существует мало разработок, посвященных развитию творческого мышления в школе в процессе трудового обучения. Поэтому данное исследование является одной из немногих разработок, характеризующих особенности развития творческих способностей в процессе организации творческо-конструкторской деятельности школьников в учебной мастерской в условиях современной школы.

Практическая значимость работы: результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы учителями технологии.

Заказать диплом