Особенности экологического воспитания в детском саду (курсовая)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики   6

1.1. Научная  основа и концепция экологического воспитания дошкольников  6

1.2. Основные  методы  и  формы экологического воспитания дошкольников  13

1.3. Типы занятий и их роль в экологическом воспитании дошкольников. 26

Глава 2. методы и формы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.. 37

2.1. Диагностика экологической воспитанности старших дошкольников. 37

2.1.1. Организация и методы исследования. 37

2.1.2. Анализ результатов исследования экологической воспитанности старших дошкольников. 40

2.2. Мероприятия по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ   43

Заключение.. 59

Литература.. 62

Приложения.. 65

Введение

 

Психолого-педагогические исследования в области экологического обра­зования детей ведутся в нашей стране около 30 лет. Анализ исследований показывает, что в начале 70-х годов цель экологического образования пони­малась отечественными специалистами только как просвещение. Заметим, что в это время в ряде зарубежных стран уже была осознана необходимость действий по охране природы и ориентации экологического образования на решение экологических проблем. Во второй половине 80-х цель экологиче­ского образования стала пониматься как формирование экологической куль­туры и забота о защите природной среды.

Два последних де­сятилетия - это период становления экологического образователь­ного пространства. Это период выработки новых понятий: «эко­логическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологиче­ское образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников».

Актуальность исследования. Обострение экологической проблемы в стране диктует необ­ходимость интенсивной просвещенческой работы по формиро­ванию у населения экологического сознания, культуры приро­допользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования лич­ности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания являет­ся формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособи-тельных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных со­обществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведе­нии животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуа­цию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребно­сти живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Существующие программы по экологическому воспитанию для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явле­ний, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отно­шения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенден­ции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Объект исследования – экологическое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования – особенности уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Целью курсовой работы является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду.

Задачами данной курсовой работы стали:

  • Изучить основы и методику экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте в условиях дошкольных учреждений;
  • Провести диагностические исследования уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
  • Предложить мероприятия по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов по формированию представлений и экологического сознания детей. За последние десятилетия идеи гуманистической психологии (Л. С. Вы­готский, К. Роджерс, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), значительно повлияли на подходы к экологическому об­разованию. Гуманистическая модель экологического образования (ГМЭО) ориентирована на самореализацию и личностный рост учащихся как основ­ные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социаль­но-экологических проблем. Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте подробно рассматривается в трудах Саморуковой П.Г.[1], Виноградовой Н.Ф., Куликова Т.А.[2], Веретенниковой С.А.[3], Николаевой С.Н.[4] и др.

Теоретическую основу исследования составляет теория и методика экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой.

Методами исследования стали:

  • Анализ литературы по данной проблеме;
  • Наблюдение;
  • Психолого-педагогический эксперимент.

Методиками исследования уровня  экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста стали методики С.Н.Николаевой «Добровольные помощники», «Кончился корм» и методика Екжановой Е.А. «Рисунки о природе, растениях и животных».

Опытно-экспериментальная база исследования – 10 детей подготовительной группы ДОУ №38 «Светлячок» г.Санчурска.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте разработаны новые приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного  образования.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики

1.1. Научная основа и концепция экологического воспитания дошкольников

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы  обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое экология и что "экология" везде, знают даже дети.

Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на  каждом  этапе  складывалось  особое,  свойственное  именно этому этапу, экологическое сознание.

Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные  отношения личности с миром, они обусловливают характер ее  предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в  целом. Именно поэтому А.Н. Леонтьев считал, что " подлинно содержательная , а не формальная  характеристика  психического  развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к  миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе невозможно понять особенности его сознания".[5]

Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний  об окружающей действительности и,являясь составной  частью  мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к  природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать не только образовательную функцию  этой  работы, но и воспитательную, как не менее важную.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления по­родили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зави­сит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Современные проблемы взаимоотношений человека  с  окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей,  повышения  их  экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов  устойчивого развития.

Целью экологического образования населения является создание условий, способствующих самореа­лизации и личностному росту учащихся, становлению экологического соз­нания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах гуманистической этики); становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходи­мыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом, повышение качества жизни.[6]

На уровне принятия законодательных и управленческих решений воз­никло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологиче­ской безопасности с повышением уровня экологического сознания. Эта по­зиция закреплена Конституцией РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Указом президента РФ «Об охране окружающей природ­ной среды» (1994 г.). Были созданы предпосылки правовой базы для форми­рования системы непрерывного экологического образования населения, из­ложенной в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологиче­ского воспитания и образования в России» (1998 г.).

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет отмечено экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли,  образовавшиеся интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публикации высветили другую сторону проблемы - невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания. Это является следствием недостаточной недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей.[7]

Идея приобщения человека, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума и воли.

Широко известно, что К.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.[8]

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в на­стоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознаком­ление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориен­тировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить разли­чать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В по­следнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

 


[1] Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1992; Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1983

[2] Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993

[3] Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:Просвещение.-1980

[4] Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992

[5] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972, с.517

 

[6] Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 1987.

[7] Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992.-С.3

[8] Ушинский К.Д. Избр. Пед. Произведения. М.-1968.-С.389

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев особенности, формы и методы экологического воспитания с детьми старшего дошкольного возарста, можно сделать следующие выводы.

Эколого-педагогические идеи приобрели особую актуальность на рубеже тысячелетий в связи с экологическими проблемами, которые угрожают основам существования человечества и являются отражением уровня духовности общества Экологический фактор как центральный фактор развития цивилизации требовал пересмотра всего мировоззренческого аппарата с идеологии покорения природы к идеалам ее охраны, гармонии человека и природы.

Этот процесс стал этапным и многофакторным. На первом этапе с середины 60-х годов XX века особое внимание уделялось природоохранному просвещению. Это направление образования можно характеризовать как информационно-просветительское. Особое внимание уделялось раскрытию междисциплинарных понятий «охрана природы» и «антропологический фактор». На втором этапе экологическое образование связывается с образовательной областью «Экология» и преимущественно развивается в русле научно-теоретического направления. Разрабатываются стандарты, отражающие структуру современного научного экологического знания.

С середины 90-х годов XX века ученые и учительство отмечают торможение «диффузии» эколого-педагогических идей в образовательные системы. Это во многом объясняется накоплением критической массы разнонаправленных усилий, которые реализуются в экологическом образовании. Рубежность развития экологического образования определялась так же широким дискуссионным полем, которое включало все компоненты методической системы экологического образования.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологиче­ское воспитание всего населения, а особенно молодого, подрастающего по­коления - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Первым звеном системы образования является дошкольное образова­тельное учреждение. А это значит, что 1 этапом экологического образования должно стать решение задач данного направления деятельности уже в усло­виях детского сада. Дошкольный возраст - это начальный этап формирова­ния личности человек, его ценностных ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе, к окружающим людям и, конечно же, к природе. Поэтому столь важно уже в этом возрасте заложить не только интерес к познанию природного окруже­ния, системе знаний о её объектах и предметах, связях и зависимостях, су­ществующих в природе. Огромное значение имеет формирование у детей правильного понимания природы, воспитание у них потребности бережного отношения и любви ко всему живому.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях сущест­вующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчи­вость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой дос­тупен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и разви­тия живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое вос­питание в дошкольном учреждении возможно при условии:

наличия базы, создании обстановки, условий для работы по экологиче­скому воспитанию;

использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;

работы с родителями, так как без участия родителей невозможно зало­жить фундамент экологической культуры у детей.

В подтвреждении вышеизложенного в данной работе были проведены исследования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

По результатам исследования выявлено, что в целом у детей исследуемой группы сформирована экологическая воспитанность, немного отстают в уровне экологического развития двое детей. Остальные дети активны, проявляют интерес и любознательность к при родынм явлениями и животному миру.

В курсовой работе проанализирована методика экологического воспитания в ДОУ, основанная на программе «Юный эколог», описаны основные мероприятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем ДОУ является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих воспитательно-образователь­ной работы.

Показателем эффективности работы в ДОУ считается накопление большого методического материала, который по­могает в работе воспитателям не только нашего детского сада, но и всем ин­тересующимся данной проблемой.

Задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Заказать курсовую