Особенности эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями (курсовая)

содержание

 

введение........................................................................................................... 3

1. Теоретические основы особенностей эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями......................................................................... 7

1.1. Понятие эмоциональной сферы личности в современной психологической науке........................................................................................................................... 7

1.2. Особенности эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.......................................................................................................... 16

2. Эмпирическое исследование эмоциональных  состояний людей с ограниченными возможностями.................................................................................................. 26

2.1. Организация и методы исследования.................................................. 26

2.2. Результаты исследования эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями............................................................................................... 27

2.3. Предложения по коррекции эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями............................................................................................... 33

заключение..................................................................................................... 36

Список использованных источников............................................................ 38

Приложения................................................................................................... 39

введение

Актуальность исследования. Важным показателем психической деятельности человека являются эмоциональные состояния - настроения, фрустрации, стрессы (дистрессы) и аффективные состояния. Они отражают как характерные, так и случайные для человека особенности поведения. Соотношение типичного и случайного образует сложный эмоциональный фон, оказывающий огромное влияние на психическую жизнь человека.

Эмоциональные состояния имеют субъективный характер. Однако они всегда детерминируются внешними воздействиями, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (К.А.Абульханова, Ю.И.Александров, А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности.

Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».

Актуальность изучения специфики эмоциональных состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья обозначил ещё в 1964 г. основатель психологии состояний Н. Д. Левитов, выделив в качестве отдельной задачи данной отрасли психологии изучение психических состоянии при грубых нарушениях психической деятельности. Общая цель этих исследований, очевидно, сводится к тому, чтобы разработать надёжную практическую систему управления психическим состоянием человека.

Вопрос изучения эмоциональных состояний частично рассмотрен также в области специальной психологии и педагогики. Имеется ряд научных работ, посвящённых изучению понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью: О. К. Агавелян, Н. И. Кинстлер, Е. П. Кистенева, Н. В. Скоробогатова, Е. В. Хлыстова, Н. Б. Шевченко и др. Т.3. Стернина рассматривала проблему понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития. Г. Г. Буторин изучал психические состояния депривационного генеза у школьников. Е. В. Щетинина описывает специфику эмоциональной сферы детей с проблемами психического развития, О. JI. Якоцуц изучала особенности эмоциональных состояний детей с различным уровнем двигательных возможностей.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард, Г.М. Бреслав, П.К. Анохин, К.К. Платонов, Г. Армстронг, Б.С. Алякринский, А.В. Вальдман, Э.Э. Звартау, В.К. Виллюнас   и другие.

Однако эмоциональные состояния как класс психических состояний являются не достаточно изученным психологическим феноменом у людей с ограниченными возможностями. Данный факт обосновывает актуальность исследования – «Особенности эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями».

Объект исследования: эмоциональные сфера личности.

Предмет исследования: эмоциональные состояния людей с ограниченными возможностями – слепых и слабовидящих.

Целью данной работы является изучение особенностей эмоциональных состояний людей с ограниченными возможностями.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

- провести теоретический анализ проблемы эмоций и эмоциональных состояний лиц с ограниченными возможностями – людей с нарушением зрения;

- провести диагностику эмоциональных состояний людей с нарушением зрения;

- предложить программу психологического сопровождения людей с нарушением зрения по устранению и снижению негативных эмоциональных состояний.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что нарушения зрения затрудняют или делают невозможным удовлетворение ряда насущных потребностей, в результате возникает эмоциональное напряжение, выраженное в повышенной тревожности, депрессивности и фрустрации.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме.

Изучению особенностей психического развития лиц с нарушением зрения посвящено большое количество исследований (Белецкая В.И, Григорьева Л.Н., Муорлех И., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Солнцева Л.И., Земцова М.И., Зотов А.И. и др.). Однако результаты этих исследований разноречивы. Одни авторы (В.Ч. Жохов, А.Г. Литвак, И.Л. Первова) считают, что утрата зрения наносит невозместимый ущерб развитию личности и отрицательно сказывается на деятельности всех органов чувств, а также на формировании психиче­ских процессов и личности в целом. Другие же (Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова, Е.Г. Соколова) считают, что утра­та зрения сопровождается качественным своеобразием психического развития, возникновением особых функ­ций, не свойственных зрячему человека, например так на­зываемого шестого чувства.

Методологической базой исследования является теория стресса Г.Селье, а также системно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования приемы психодиагностики, математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование тревожности по методике Тейлора (адаптированный вариант Т.А.Немчинова – В.Г. Норакидзе), методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптированный вариант Т. Балашовой), методика диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко).

Опытно-экспериментальной базой являются лица с нарушением зрения в количестве 20 человек, находящиеся в центре ВОС, г. Йошкар-Ола.

Практическая значимость исследования состоит в том, что используемые методики оценки эмоциональных состояний могут быть использованы в практике работы не только специальных психологов для отслеживания эмоциональных состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья различного возраста, но и педагогов-психологов образовательных учреждений, специалистов социальных, психолого-медико-педагогических центров и др.

Новизна исследования. Исследование эмоциональных состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет целенаправленно организовывать коррекционную работу по устранению негативных эмоций.

Структура работы. В настоящем варианте курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Заказать курсовую