Особенности эмоциональных состояний военнослужащих (курсовая)

Содержание

 

Введение...................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоциональных состояний военнослужащих............................................................... 8

1.1. Проблемы эмоций и эмоциональных состояний человека в современной психологической науке..................................................................................... 8

1.2. Психологическая характеристика лиц профессий риска - военнослужащих       17

глава 2. методы и результаты диагностики  эмоционального состояния военнослужащих............................................................. 34

2.1. Методы изучения психологических особенностей военнослужащих. 34

2.2. Результаты исследования эмоциональных состояний военнослужащих 39

2.3. Предложения по коррекции эмоциональных состояний военнослужащих         47

Заключение.............................................................................................. 54

Список использованных источников........................................ 57

Приложения.............................................................................................. 61

Введение

Актуальность исследования. Каждая личность характеризуется своеобразным отно­шением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, пове­дение людей сквозь систему сложившихся у него убежде­ний, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это спра­ведливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи от­четливо выраженные взгляды, установки в подходе к лю­дям и жизненным явлениям.

Значение эмоциональной сферы в структуре личности сказывается еще и в том, что разные эмоции занимают в ней неодинаковое место.

Есть чувства, особенно эпизодические переживания, ко­торые, выражаясь образно, находятся на периферии внут­реннего мира человека.

Эпизодические переживания мало затрагивают сущ­ность человека, не заставляют говорить его совесть, не вы­зывают кризиса, конфликтного состояния, напряженного самочувствия, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно, не меняя характера психической жизни: харак­тер устремлений и побуждений, жизненных целей, кото­рые перед собой ставит человек.

Но человек испытывает также и чувства глубокие, свя­занные с существенными устремлениями личности, ее убеждениями, с кругом идеалов, мечтами о будущем. Это могут быть также переживания, которые вступают в конф­ликт с основными устремлениями личности, вызывают ос­трые нравственные конфликты, укоры совести. Все они свя­заны с существом личности, представляют собой пережива­ния, которые не только оставляют серьезную память о себе, но и могут вести к изменению сложившегося эмоциональ­ного отношения к каким-то важным явлениям жизни, вести к изменению личностных установок.

Если испытываемые человеком чувства глубоко его за­тронули, то они влияют не только на его самочувствие, не только вызывают к жизни новые мысли и устремления, но и изменяют его поведение. Пережитый стыд по поводу про­явленной трусости заставляет человека в дальнейшем при подобных обстоятельствах вести себя иначе. Испытанная эстетическая радость от чтения значительного произведе­ния искусства меняет эмоциональное отношение человека к пошлым книгам, кинофильмам, которые раньше его очень привлекали. Теперь же он стремится вновь и вновь насладиться большими произведениями художников.

Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество — оно за­крепляется в поведении. Такое закрепление не только ста­новится основой образования нравственной привычки — всегда в определенной форме реагировать на достойный или мерзкий поступок, но и приводит к тому, что чувство начи­нает занимать иное место в самосознании человека: чело­век знает, какие чувства ему присущи.

Чувства играют большую роль и в самопознании чело­века. Самопознание как уяснение собственных качеств, как формирование представления о чертах своего характе­ра и свойствах натуры возникает не только на основе ос­мысления собственных действий и поступков, но и на осно­ве осмысления пережитых чувств. И процесс такого само­познания происходит тем интенсивнее, чем значительнее эмоциональная жизнь человека.

Для людей профессий риска, в том числе и военнослужащих равно непригодны как чрезмерно эмоционально возбудимые, так и эмоционально пассивные люди. Это было доказано уже давно. [24] Отсюда зако­номерен интерес к различным аспектам психоэмоциональной характеристики людей этой профессии, что и повышает актуальность исследования.

Изучение, анализ и оценка эмоционального состояния военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, поиск мер по формированию подлинной духовности и патриотизма защитников Отечества приобретают сегодня особую актуальность. Логика военного строительства и первые уроки проведения мероприятий военной реформы позволяют сделать вывод о том, что важнейшей проблемой жизнедеятельности войск является улучшение эмоционального самочувствия военнослужащих.

В настоящее время практически во всех современных армиях призна­ется особая роль высокой морально-психологической готовности и спо­собности личного состава войск к защите национальных интересов и бе­зопасности государства. Без соответствующего эмоционального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросо­вестно исполнять свои служебные обязанности вряд ли можно ожидать ве­сомых результатов в реформировании современной Российской армии. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и бо­евой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценно­стей, личностной позиции, социально-эмоционального самочувствия — решающее усло­вие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард, [23] Г.М. Бреслав, [8] П.К. Анохин, [4] К.К. Платонов,[38] Армстронг Г.,[6] Б.С.Алякринский, [5] Вальдман А.В., Звартау Э.Э.,[9] В.К. Виллюнас [10]  и другие. К сожалению, в последнее время исследований по данной проблеме немного, поэтому данное исследование может внести определенный вклад в современные разработки эмоциональных состояний людей профессий риска - военнослужащих.

Целью данной работы является изучение особенностей эмоциональных состояний военнослужащих.

Объект исследования: социальные эмоции у военнослужащих: солдат, служащих по контракту и офицеров.

Предмет исследования: эмоциональные характеристики военнослужащих.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современной армии в связи с нестабильностью и реформой при сравнении офицеров, солдат-контрактников и солдат срочной службы, наиболее негативные эмоциональные состояния, выражающиеся в повышенной агрессивности, тревожности, сниженном настроении, активности, наблюдаются  у солдат срочной службы

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

- провести теоретический анализ проблемы эмоций и эмоциональных состояний лиц профессий риска - военнослужащих;

- провести диагностику эмоциональных состояний военнослужащих различного служебного статуса;

- предложить программу психического сопровождения военнослужащих по устранению и снижению негативных эмоциональных состояний военнослужащих.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме.

Методологической базой исследования является теория стресса Г.Селье, а также системно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования приемы психодиагностики, математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: исследование тревожности (методика Ч.Спилбергера), исследование самочувствия, настроения, активности (методика САН), исследование агрессивности (методика Басса-Дарки)

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный, связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение литературы по теме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу.

На третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, оформление работы.

Опытно-экспериментальной базой являются военнослужащие в количестве  57 человек: офицеры - 17 чел.; служащие по контракту - 19 чел.; солдаты срочной службы - 21 чел.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты с военнослужащими.

Новизна исследования. Исследование эмоциональных состояний лиц профессий риска  позволяет целенаправленно организовывать коррекционную работу по устранению негативных эмоций и оптимизации служебной деятельности.

Список использованных источников

1.Ананьев, Б.Г. Пространство чувственного познания / Б.Г. Анаьев. - М., 1960.- 234 с.

2. Азаров, В.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих / В.М. Азаров, С.М. Бурда // Военная мысль. - 2008. - №3. - С.34-48.

3. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М., 1979.- 190 с.

4.  Анохин, П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35 / П.К. Анохин. - М., 1982.- 356 с.

5. Алякринский, Б.С. Некоторые вопросы психологии летной деятельности. Авиац. и космич. медицина / Б.С. Алякринский. - М. 2007. - 189 с.

6. Армстронг, Г. Авиационная медицина / Г. Армстронг. -  М., 1954.- 145 с.

7. Алифанов, В.Н. Введение в специальную функциональную диагностику. Изд. ЦИУ врачей / В.Н. Алифанов. — М., 2003.- 102 с.

8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 1984.- 324 с.

9.  Вальдман, А.В. Эмоции и поведение / А.В. Вальдман, Э.Э. Звартау. - Л., 2004.- 190 с.

10. Виллюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Виллюнас. - М., 2006.- 230 с.

11.  Выгодский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выгодский. - М., 1984.

12. Военная психология и педагогика/ Под ред. В.Ф.Кулакова.-М: Совершенство, 2008.- 384 с.

13. Вундт, В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Текс­ты / В.Вундт. - М., 1984. - С. 49-50.

14. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу. - М., 1966.- 230 с.

15. Геллерштейн, С.Г. Проблемы психологии в применении к авиации. Авиационная медицина в Великую Отечественную войну. Вып. 1. / С.Г. Геллерштейн. – М.: Медгиз, 1947.

16. Гератеволь, 3. Психология человека в самолете. Изд. ИЛ.  / З. Гератеволь. – М., 1956.- 102 с.

17. Голубев, Г.Г. Смелость летчика / Г.Г. Голубев. – Н. Новгород, 2006.- 178 с.

18. Горовой-Шалтан, В.А. Об эмоциях в связи с парашютными прыжками / В.А. Горовой-Шалтан // Военно-санитарное дело. – 2001. - № 12.

19. Граифер, Г.Р. О применении индивидуальной оценки в практике врачебно-летной экспертизы / Г.Р. Граифер // Военно-медицинский журнал. – 2005.- № 12.

20.Драгомиров, М.И. Разбор войны и мира / М.И. Драгомиров. - СПб., 1989.-73 с.

21. Дукамгаров, Г.Т. Воспитание волевых качеств (решитель­ности, смелости) у воинов средствами физической подготовки. Кандидатская диссертация / Г.Т. Дукамгаров. - Л., 2004.- 352 с.

22.Дерябин, В.С. Чувства, влечение, эмоции / В.С. Дерябин. - Л., 2007.- 178 с.

23.Запорожец, А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций / Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология / А.В. Запорожец. - М., 2001.- 78 с.

24. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард.  - М., 1999.- 456 с.

25. Кома, М. Психофизиология летчика / М. Кома. - М., 2005.- 65 с.

26.Крюгер, Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты / Ф. Крюгер. – М., 2004. - 128 с.

27.Костандов, Э.А. Восприятие и эмоции / Э.А. Костандов. - М., 2007.- 290 с.

28.Лаптев, Л.Г. Воинский труд: наука, искусство, призвание / Л.Г. Лаптев,  Р.В. Маркитан, А.Е.Саркисян. - М.:ИТАР-ТАСС, 2008. - 397 с.

29.Леонтович, Т.А. К проблеме эмоций. - Усп. соврем. биологии,  Т. 65., вып. 1./ Т.А. Леонтович. – М., 2006

30. Леонтьев, Н.Н. Проблемы развития психики / Н.Н. Леонтьев. - М., 1984.- 230 с.

31.Лозинский, В.С. Использование аутогенной тренировки в психофизиологиче­ской подготовке курсантов-летчиков к полетам / В.С. Лозинский // ВМЖ. – 2007. - № 6. - С. 48—49.

32.Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты / А.Н. Леонтьев. — М., 1984.- 220 с.

33. Мишурин, В.М. Изучение индивидуальных психологических особенностей летчиков и врачебно-летная экспертиза / В.М. Мишурин // Военно-меди­цинский журнал. – 2009. - № 10.

34. Неверович, Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей / Я.З. Неверович. - М., 2006. - 163 с.

35.Немов, Р.С. Психология. В  3-х кн. / Р.С. Немов - М., 1995.- 420 с.

36.Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Ольшанникова // Новое в жизни науки и техники. -  2003. - №10.

37. Онишенко, Г.И. К проблеме регулятивной функции эмоции в психологии / Г.И. Онишенко. - Одесса, 2008.- 340 с.

38. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - М., 1951—1952.

39. Платонов, К.К. Психология летного труда. Тезисы докла­дов на съезде общества психологов / К.К. Платонов. - М., 2005.- 178 с.

40. Рейковская, Я. Экспериментальная психология эмоции / Я. Рейковская. - М., 2007.- 202 с.

41.  Рабочая книга войскового психолога. М.:МО РФ. - 2005.- 332 с.

42. Русалова, М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека / М.Н. Русалова. - М., 2007.- 118 с.

43.Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. - М.:ИНФРА-Норма, 1999.- 643 с.

44.Санникова, О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения / О.П. Санникова // Вопросы психологии. - 2004. - №3.

45. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Психология эмоций / П.В. Симонов. - М., 1981.- 190 с.

46. Собенников, И.К. Значение нервно-психических рас­стройств в происхождении летных происшествий. Труды ИАМ, т. 2. / И.К. Собенников. – М., 2009.

47. Теплов, Б.М. Опыт психологического исследования мышле­ния полководца по военно-историческим материалам. Ученые записки МГУ, вып. 90. / Б.М. Теплов. - М., 1945.

48.Теплов, Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1990. - 97 с.

49.Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990. —  267 с.

50. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М., 1995.- 65 с.

51. Якобсон, П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. - М., 2005.- 240 с.

Якобсон, П.М. Проблема психологии эмоции / П.М. Якобсон. - М., 2008.- 279 с.

Заказать курсовую