Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет, страдающих аллергическими заболеваниями (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет с аллергическими заболеваниями. 9

1.1. Эмоционально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста. 9

1.2. Особенности аллергических заболеваний в детском возрасте. 18

1.3. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с аллергическими заболеваниями. 23

Глава 2. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями. 31

2.1. Организация и методы исследования. 31

2.2. Результаты исследования эмоционально-личностных особенностей детей  37

2.3. Психокоррекция негативных эмоций детей 6-7 лет с аллергическими заболеваниями  50

2.4. Анализ эффективности коррекционной работы.. 61

Заключение. 66

Список использованных источников. 71

Приложения. 76

Введение

Актуальность исследования. К настоящему времени имеются многочисленные подтверждения того, что на воз­никновение психосоматических расстройств большое влияние оказывают личностные особенности и эмоции чело­века. Распространенность эмоционально-личностных нарушений - существенный фактор увели­чения психосоматических заболеваний (Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.).

В медицинской психоло­гии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы может служить кри­терием оценки общего состояния больного, а также критерием эффективности воздействия на больного тех или иных лечебных мероприятий. Именно поэтому эмоциональные нарушения стали объектом экспериментального изучения, а не только описания самых различных направлений внутри медицинской психологии. Эмоциональная патология изучается в настоящее время и в клинике психических заболеваний, и у больных с пограничными состояниями, и у соматических больных, и в русле психокоррекционного направления.

К психосоматическим заболеваниям относятся и аллергические заболевания.

Аллергия – «болезнь цивилизации", давно принятая формула чрезвычайно важной медицинской и социальной проблемы современности.

Аллергия поражает до 20 - 40% населения, при этом заболеваемость аллергией еще не достигла максимума: только за последние 3 десятилетия каждые десять лет заболеваемость аллергией удваивалась! Во многих странах на «борьбу» с аллергией выделяются колоссальные деньги. В Австралии болезнь объявлена национальным бедствием. [16]

Вне зависимости от конкретных причин, объясняющих такое катастрофическое положение, ясно, что распространение и рост аллергической заболеваемости зависят от изменения состояния окружающей среды, вызванного человеком.

Аллергические заболевания относятся к числу наиболее распространенных в детском возрасте. По данным последних эпидемиологических исследований, ими страдают до 15% детского населения, причем цифра эта растет с каждым годом. Наиболее высокая распространенность аллергических болезней отмечается среди детей, проживающих в крупных городах, особенно с высоким уровнем загрязнения воздушной среды химическими продуктами промышленного производства и автомобильного транспорта.

Аллергические заболевания, как правило, встречаются у людей с наследственной предрасположенностью, однако существует ряд факторов, которые увеличивают риск развития и усугубляют течение аллергии: экологические факторы, различные нарушения обмена веществ, неправильное питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства психоэмоциональной сферы.

В последнее время симптомы появления аллергических заболеваний все больше связывают с негативными психоэмоциональными состояниями.

В настоящее время увеличилось чис­ло детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью, которые провоцируют психосоматические заболевания.

Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (Анохин П.К., Бреслав Т.М., Запорожец А.В., Выготский Л.С.), о возрастных закономерностях развития эмоций (Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д., Божович Л.И. и др.), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С., Цыркун Н.А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Действительно, эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард, Г.М. Бреслав, П.К. Анохин,  Л.Я. Гозман, Вальдман А.В., Звартау Э.Э., В.К. Виллюнас и др. О влиянии эмоциональной сферы на психосоматические заболевания утверждали такие авторы, как Ю.Ф.Антропов, Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений не только в развитии личности, но и в поддержании здоровья подрастающего поколения.

Профилактика и лечение аллергических заболеваний у детей как в аспекте медицины, так и с точки зрения психологии, представляет собой сложную задачу, требующую индивидуального подхода, чтобы минимизировать возможные побочные эффекты, особенно нежелательные для растущего детского организма.

Проблема эмоционального состояния ребенка, его роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях влияния психоэмоциональных состояний на психосоматические заболевания. Тем не менее в последнее время еще не достает практических разработок и коррекционных программ, направленных на снижение негативных эмоций детей дошкольного возраста, страдающих аллергическими заболеваниями в условиях ДОУ.

Особая актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы дипломной работы: «Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет, страдающих аллергическими заболеваниями».

Объект исследования: дошкольники с аллергическими заболеваниями.

Предмет исследования: эмоционально-личностная сфера дошкольников с  аллергическими заболеваниями.

Цель исследования: выявить особенности эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями.

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • изучить психосоматические особенности человека  с аллергическими заболеваниями;
  • провести диагностические исследования психосоматических особенностей детей с аллергическими заболеваниями;
  • разработать и апробировать комплекс коррекционных лечебно-восстановительных мероприятий для улучшения эмоционально-психологического состояния больного ребенка с аллергическими заболеваниями.

Гипотеза исследования: психокоррекция оказывает положительное воздействие на развитие эмоционально-личностной сферы данной категории детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по медицине, клинической психологии, общей психологии.

В зарубежных странах положение о ведущей роли нервно-психических факторов в генезе аллергических заболеваний нашло теоретическое обоснование в учении Г.Селье об общем адаптационном синдроме и влиянии «стресса» на организм человека.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Проблемой аллергических заболеваний занимались такие авторы, как Адо А.Д., Менджерицкий И.М., Сафронова Т.В., Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В., Новиков Д.К., М.Я. Студеникин, И.И. Балаболкин, Л.Ф. Казначеева, Бабаянц Р.С., Усов И.Н., Елиневская Г.Ф. и др.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме исследования;

n   наблюдение за детьми в ходе обследования;

n   психолого-педагогический эксперимент;

n   математические и статистические методы обработки результатов.

Диагностирующий этап включал в себя ряд методик, направленный на выявление особенностей проявления эмоций детей дошкольного возраста:

n   цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний дошкольников (по А.О.Прохорову и Г.Н.Геннинг);

n   методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, Амэн);

n   рисунок «Несуществующее животное».

Экспериментальная база: исследования проводились в  Сернурском детском саду №2, участие принимали - 10 детей дошкольного возраста  с аллергическими заболеваниями и 10 детей без заболеваний.

Новизна исследования: В исследовании представлена новая психокоррекционная программа работы с детьми дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с детьми дошкольного возраста.

Список использованных источников

 

  1. Адо В.А. Осторожно аллергия! - М.: Знание, 1980. - 128 с.
  2. Аллергические болезни у детей/Под. ред. М.Я. Студеникина, И.И. Балаболкина. - М.: "Медицина", 1998. - 352 с.
  3. Аллергические заболевания у детей: современные проблемы диагностики, терапии и реабилитации/Под. ред. проф. Л.Ф. Казначеевой. - Новосибирск, 1998. - 222 с.
  4. Аллергические и аутоаллергические заболевания в клинике и эксперименте: Сб. науч. тр. / Таш. гос. мед. ин-т. - Ташкент, 1984.-202 с.
  5. Астма и аллергия: Справочник / В сотр. с Н.Х. Эдельман; Сост. У. Басс и др. - М.: Мир, 2000. - 240 с.
  6. Бабаянц Р.С. и др. Заболевания кожи аллергической природы у детей: Науч. обзор / Р.С. Бабаянц, А.В. Константинов, И.Г. Лаврецкий; Под ред. А.В. Константинова. - М., 1979.- ВНИИМИ. Обзорная информация. Медицина и здравоохранение. Серия: Педиатрия, вып. 2.-69 с.
  7. Бережная Н.М., Бобкова Л.П., Петровская И.А., Ялкут С.И. Аллергология. Словарь-справочник. - К.: "Наукова думка", 1986. - 447 с.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Знание, 1968.-314 ч.
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Наука, 1990.-190 с.

10. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.-220 ч.

11. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376с.

12. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика//Русский медицинский журнал.-2001.-№4.-С.23-25

13. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежный. - М.:Педагогика, 1961.-200 с.

14. Воспаление, иммунитет и гиперчувствительность / Под ред. Г.З. Мовэта / Пер. с англ. Л.А. Бураковской, Е.А. Яновской / Под ред. Я.Л. Рапопорта. - М.: Медицина, 1975. - 560 с.

15. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

16. Гавалов С.М. Часто и длительно болеющие дети. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993.- 283 с.

17. Гарбузов В.И., Захаров А.Н., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.:Медицина.-1977.-198 с.

18. Дарвин Ч. Наблюдения за жизнью ребенка. – СПб., 1881.

19. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978.-109 с.

20. Дети улиц//Информационно-консультативный вестник. Выпуск 5. М.: ИКАР, 1998.-56 с.

  1. 21. Ермолаева-Томина Л.Б., Витт Н.В. Проявление эмоциональных особенностей личности в речевой деятельности. - М.:Педагогика, 1980.-312 с.
  2. 22. Жерносек В.Ф.,  Дюбкова Т.П. Аллергические заболевания у детей. М.:Практическая медицина, 2003.-336 с.

23. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М.:Наука, 1986.-187 с.

24. Запорожец А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971.-С.45

25. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций//Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.

26. Запорожец А.В. Современная наука о детях.//Тезисы конференции. - М.:Знание, 1995.-230 с.

27. Зверькова Ф.А. Болезни кожи детей раннего возраста. - СПб.: "Сотис". - 1994. - 232 с.

28. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта//Психологический журнал.- 1982.- Т. 3. - №2.

29. Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-340 с.

30. Ласица О.И., Сидельников В.М. Диатезы у детей. - Киев: Здоровья, 1991. - 112 с.

31. Леонтович Т.А. К проблеме эмоций. - Усп. соврем. биологии, 1968, Т. 65., вып. 1.

32. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М.:Просвещение, 1984.-189 с.

33. Менджерицкий И.М., Сафронова Т.В. Аллергия у детей. - Ростов-на-Дону: издательство "Феникс", 1996. - 416с.

34. Медико-психологическая оценка детей дошкольного возраста при диспансеризации: Метод. рекомендации / Ленингр. н.-и. дет. ортопед. ин-т им. Г.И. Турнера: Разраб. И.И. Мамайчук и др. - Л.: Б.и., 1988. - 32 с.

35. Неверович Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей. - М.:Просвещение, 1976.-169 с.

36. Немов Р.С. Психология. В  3-х кн. - М., 1995.

37. Новиков Д.К. Справочник по клинической иммунологии и аллергологии. - Минск: "Беларусь", 1987. - 223 с.

38. Потемкина А.М. Диагностика и лечение аллергических заболеваний у детей. - Казань, 1990. - 320 с.

39. Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. - М.: "Медицина", 1991. - 367 с.

40. Развитие личности ребенка. Пер. с анг. - М., 1987.-89 с.

41. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.:Педагогика, 1986.-190 с.

42. Селли Д., Очерки по психологии детства, М., 1909.

43. Синявская О.А. и др. Аллергические заболевания у детей / О.А. Синявская, Н.П. Торопова, А.М. Градинаров. - Мурманск: Кн. изд-во, 1989. - 54 с.

44. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5. – С. 44.

45. Торопова Н.П., Синявская О.А. Экзема и нейродермит у детей. - Сведловск, 1993. - 447 с.

46. Уотсон Л., Психологический уход за ребенком. М.:Учпедгиз, 1930.

47. Усов И.Н., Елиневская Г.Ф. Аллергия у детей. - Минск: Беларусь, 1993. - 32 с.

48. Фигурин Н. Л., Денисова М. П., Этапы развития поведения ребенка от рождения до года// Вопросы генетической рефлексологии, 1999.-100 с.

49. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.:Просвещение, 1991.- 229 с.

50. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.:Знание, 1995.-78 с.

51. Штерн В., Психология раннего детства до шестилетнего возра­ста. П., 1995.-109 с.

52. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.:Знание, 1985.-167 с.

53. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоции. - М.:Просвещение, 1960.-250 с.

54. Якобсон П.М. Психология чувств. - М.:Наука, 1958.-329 с.

Заказать диплом