Особенности эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних преступников (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования эмоционально-личностных особенностей подростков, находящихся в местах лишения свободы.. 8

1.1. Проблема формирования личности в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте. 17

1.3. Психологические особенности подростков, совершивших преступления. 25

1.4. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, совершивших преступления и их влияние на процесс адаптации в местах лишения свободы.. 34

Глава 2. диагностические исследования особенностей адаптации несовершеннолетних в местах лишения свободы.. 54

2.1. Организация исследования. 54

2.2. Диагностика эмоционально-личностных особенностей подростков, совершивших преступления  55

2.3. Анализ социометрического положения подростка  в группе. 73

2.4. Изучение влияния личностных особенностей на адаптацию подростка к условиям заключения  78

Заключение. 83

Литература.. 86

Приложения.. 90

Введение

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизне­деятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику лично­сти осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психоло­гические особенности личности воспитателя и коллектива ИТУ.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитен­циарная психология призвана разрабатывать практические реко­мендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы пси­хологической коррекции личности преступников. Особенно актуальными являются психологические методы работы с несовершеннолетними осужденными в период адаптации в местах лишения свободы.

Анализ динамики и структуры преступности показывает, что процесс криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного устройства, прогрессирует, вселяя тревогу в созна­ние граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хо­зяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкого­лизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Наиболее тревожной представляется проблема преступности не­совершеннолетних. Специалисты утверждают: последние десять лет в России преступность несовершеннолетних росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. А потому на сегодняшний день у нас в стране несовершеннолетние — наиболее криминально пораженная категория населения.

В 1999 г. 208,1 тысячи подростков (или каждый 7-й из чис­ла выявленных преступников в истекшем году начали свою биографию с преступления. Повышается криминальная активность несовершенно­летних младших возрастов. На учете в органах внутренних дел сос­тоят 100,5 тысячи детей, которые совершили преступления до дости­жения возраста уголовной ответственности. Для работы с ними хро­нически не хватает специальных учебно-воспитательных учреждений (сегодня по всей стране их насчитывается только 45).[1]

1-3 февраля 1999 г. состоялась научная конференция, проведе­нная Российской криминологической ассоциацией в Москве. Проблема­тика конференции задана самой жизнью, причем в двух аспектах: де­ти как жертвы преступных посягательств и сами правонарушители.[2]

С одной стороны, несовершеннолетний, "ввиду его фи­зической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе", и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позво­ляют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер наказания.[3]

Тем не менее в последнее время в местах лишения свободы находятся достаточно большое количество несовершеннолетних осужденных. Например, по материалам УИН РМЭ, в Республике Марий Эл к лишению свободы было осуждено в 1998 г.- 389 чел., в 1999 г.- 348 чел., в 2000 г.- 412 чел., в 2001 г.-359, в 2002 г.-487 человек.

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни путем социальной изоляции порождает у человека комплекс спе­цифических проявлений, называемых "синдромом лишенного сво­боды" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состоя­ния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятель­ности. Поскольку несовершеннолетние имеют определенные психологические особенности в силу возрастных характеристик, их адаптация в местах заключения отличается от адаптации взрослого преступника, чем актуализирован выбор темы дипломной работы «Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, находящихся в местах лишения свободы».

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные и школьные учреждения), атмосфера лишения свободы, изоляции, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции подростка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Различные аспек­ты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям в последнее время все больше привлекает внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.

Однако данная проблема является малоразработанной. Свои труды посвящали психологическим особенностям несовершеннолетних преступников и правонарушителей такие авторы как Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.) Накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ девиантного поведения у подростков ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Вопросами психологических особенностей осужденных занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Объект исследования – эмоционально-личностная сфера несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы.

Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних преступников.

Целью работы является изучение эмоционально-личностных особенностей подростков, находящихся в местах лишения свободы и их влияние на адаптацию к местам лишения свободы.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

  • Изучить литературу по данной проблеме;
  • Изучить психологические особенности подросткового возраста и психологические особенности подростков, совершивших преступления;
  • Провести диагностические исследования особенностей эмоционально-личностной сферы подростков, находящихся в местах лишения свободы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация несовершеннолетних в местах лишения свободы зависит от их эмоционально-личностных особенностей.

Методами исследования в данной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы математической обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика СМОЛ по исследованию  личности; методика «Несуществующие животные» по исследованию эмоциональных состояний; методика Морено (социометрия) по исследованию взаимоотношений в группе и ролевого статуса подростка.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, соципологии.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Т.Г. Дичевым и К.Е. Тарасовым теория адаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соот­ветственно, привыканием к другим, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Опытно-экспериментальая база исследования: подростки, находящиеся в изоляторе временного содержания в г.Йошкар-Ола, в возрасте 14-15 лет, в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Новизна исследования. По проблеме нарушений в эмоционально-личностной сфере и их влияния на адаптацию к местам заключения недостаточно разработок и публикаций. Не существует в пенитенциарной психологии и теоретических и практических исследований по адаптации к отбыванию наказания в изоляции несовершеннолетних преступников. Поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для работы с данным контингентом.

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

 


[1] Меркушов А.Е. Дать подростку шанс// Человек и закон.-2000.-№6.- С.33-35

[2] Хлобустов О. Преступность и дети//Деловой мир.- 1999.- №23.- С.11

[3] Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 XIVI Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

Литература

  1. Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 XIVI Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.
  2. Антонян Ю. М. Жесткость в нашей жизни. — М., 1996.
  3. Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. — Томск, 1989.
  4. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996.
  5. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей.М.,1993
  6. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982.- 67с.
  7. Белоусов А. С. Дисциплинарная практика и ее влияние на укрепление дисциплины.—В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного, процесса в ИТУ. М.: Политотдел МТУ. 1980.- 120 с.
  8. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.
  10. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонару­шителей от их податливости групповому влиянию. «Вопросы судебной психологии». М.,1971.
  11. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М.: Юрист.- 1991.- 340 с.
  12. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших         подростков/Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,1967.
  13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
  14. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1985.
  15. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства чело­века, лишенного свободы. — М., 1970.
  16. Говоров И. В. Учеба и труд.— В кн.: Совершенствовать организацию воспитательного процесса в ИТУ. М.: Политотдел ИТУ.- 1980.- 177 с.
  17. Гуськов Н.М., Ермаков В.Д., Савинкова Е.Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1986
  18. Деeв В. Г. Психолого-педагогическая характеристика процесса исправ­ления и перевоспитания осужденных.—В кн.: Система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Рязань: РВШ МВД СССР, 1982
  19. Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллек­тива несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВТК. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979.- 15 с.
  20. Диагностика школьной дезадаптации.  М.: Социальное здоровье России.-1993.-119 с.
  21. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несо­вершеннолетних. М., 1981. – 127 с.
  22. Дьяченко С., Колпаков В. и др. О многомерном психодиагностическом обследовании осужденных.—В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60, с. 101—110.
  23. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М., 1997.-240 с.
  24. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных ано­малий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М.,1992.-117 с.
  25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.-314 с.
  26. Зорин Г. А., Танкевич О. В. Криминалистическая характе­ристика транснациональных преступных групп. — Гродно, 1997.-109 с.
  27. Исправительно-трудовая педагогика. -М,: Академия МВД СССР, 1978. –102 с.
  28. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы де­виантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.-78 с.
  29. Козлов Ю. Г., Слинько М. И. Организованная преступность: структура и функции //Изучение организованной преступности: российско-американский опыт. — М., 1997.
  30. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:Просвещение, 1986.- 217 с.
  31. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978.- С.268
  32. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60
  33. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. – 190 с.
  34. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.-218 с.
  35. Криминология. Под. ред. В.Н. Кудрявцева И В.Е. Эминова. М: Юрист.-1995.- 389 с.
  36. Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.
  37. Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-102 с.
  38. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.
  39. Литвишков В.М. Особенности формирования коллектива осужденных в ВТК. М.-1988.- 23 с.
  40. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стка. — Л., 1983.-238 с.
  41. Личность преступника как объект психологического иссле­дования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 1979.-117 с.
  42. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Избр. философ, произв. Т. 1. М. - 1960. -  358 с.
  43. Мартышенко А. Выбор небольшой: подвал, паперть или...рабство// Учительская газета, 1996, 13 февраля, С.18
  44. Меркушов А.Е. Дать подростку шанс// Человек и закон.-2000.-№6.- С.33-35
  45. Методика прикладных исследований микросреды и личности осужден­ного в исправительно-трудовых учреждениях. Рязань: РВШ МВД СССР, 1981.- 56 с.
  46. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общес­тва психологов СССР. Тбилиси. Июнь. 1971.
  47. Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М.: ВНИИ  МВД СССР. 1979, с. 5—18.
  48. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Современ­ное положение молодежи и реализация Государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 1996.-347 с.
  49. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы право­вой ответственности // Сб. научн, трудов. М., 1992
  50. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимо­действии с социальной средой. М., 1992.-302 с.
  51. Пирожков В. Ф., Щерба С.П. Формирование коллектива осужденных в ВТК.—М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.-115 с.
  52. Поздняков В. И. Конфликты в среде осужденных: проблема класси­фикации. — В кн.: Труды ВНИИ МВД СССР, М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, вып. 60. с. 86—93.
  53. Поздняков В. И. Особенности адаптации осужденных в ИТУ.—Исправительно-трудовые учреждения. 1983.- .№ 23, с. 19—21.
  54. Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.
  55. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и пре­ступное поведение. — Красноярск, 1988.-78 с.
  56. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Психологическая защита и самооправда­ние в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  57. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174
  58. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов, 1996.-430 с.
  59. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические пред­посылки его эффектности. Казань: Казанск. гос. ун-т, 1980.-90 с.
  60. Сухов А. Н., Соколок И. И. Социально-психологический анализ адап­тации осужденных. В кн.: Адаптация осужденных к среде ИТУ. Рязань: РВШ МВД СССР. 1983. с. 56—70.
  61. Хлобустов О. Преступность и дети//Деловой мир, 1999, №23, с.12
  62. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М.,1974.- 89 с.
  63. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998.-378 с.
  64. Шабанов В. Б. Криминалистические методы оптимизации психологии взаимоотношений в ИТУ. — Гродно, 1995.-203 с.
  65. Шиханцов Г. Г. Социально-психологические причины пре­ступности несовершеннолетних. — Гродно, 1983.-189 с.
  66. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.:Зерцало.-1998.-249 с.

Заказать курсовую