Особенности эмоциональной сферы детей 6-7 лет, страдающих бронхолегочными заболеваниями (диплом)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния хронических легочных заболеваний на эмоционально-личностную сферу ребенка.. 10

1.1. Взаимосвязь болезней и эмоций человека в трудах отечественных и зарубежных авторов. 10

1.2. Клиника бронхиальной астмы и ее течение у детей с бронхолегочными заболеваниями. 19

1.3. Эмоционально-личностная сфера детей с хроническими легочными заболеваниями. 30

Глава 2. Эмпирическое исследование  эмоциональной сферы детей с бронхолегочными заболеваниями и коррекционная работа по снижению силы негативных эмоций.. 36

2.1. Организация и методы исследования. 36

2.2. Результаты исследования и их анализ. 45

2.2.1. Исследование эмоционального благополучия. 45

2.2.2. Исследование тревожности. 47

2.2.3. Исследование агрессивности. 49

2.3. Психокоррекционная работа с детьми с бронхолегочными заболеваниями  52

Выводы... 68

Заключение.. 70

Литература.. 72

Приложения.. 76

Введение

Каноны древней медицины подразумевали неразделимость телесного и психического. Каждый орган был описан в тесной связи с соответствующей органу эмоцией. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл. Еще Платон говорил: "Где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой".

Актуальность исследования. Здоровье исследуется специалистами из разных областей науки (Амосов Н.М., 1987; Брехман И.И., 1993; Петленко В.П., 1998; Розин В.М., 2000; Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000; Галиев М.А., 2001; и др.).

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (Ломов Б.Ф., 1984; Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В., 1996; и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности, детерминированным рядом многоуровневых факторов, обусловливающих целесообразность введения понятия «психосоматическое здоровье» (ПСЗ).

К настоящему времени имеются многочисленные подтверждения того, что на воз­никновение психосоматических расстройств большое влияние оказывают личностные особенности и эмоции чело­века. Распространенность эмоционально-личностных нарушений - существенный фактор увели­чения психосоматических заболеваний (Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.).

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект, не­адекватность, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы психосома­тического здоровья (Л.М.Аболин, П,К.Анохин, Л.С.Выготский, Б.А.Вяткин, Э.Гельгорн, В.В.Зеньковский, А.С. Лазарус, Дж.Луфборроу, К.К.Платонов и др.).

В медицинской психоло­гии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы может служить кри­терием оценки общего состояния больного, а также критерием эффективности воздействия на больного тех или иных лечебных мероприятий. Именно поэтому эмоциональные нарушения стали объектом экспериментального изучения, а не только описания самых различных направлений медицинской психологии. Эмоциональная патология изучается в настоящее время и в клинике психических заболеваний, и у больных с пограничными состояниями, и у соматических больных, и в русле психокоррекционного направления.

Экспериментальные и жизненные подтверждения, свидетельствующие о постоян­стве значения эмоционального компонента в сохранении психосоматического здоровья, являются веским основанием для вывода о том, что случаи его понижения нужно рас­сматривать как следствие нарушений организующей (регулирующей) функции эмоций в жизнедеятельности человека.

Существенным этапом в решении вопроса о нарушении психосоматического здо­ровья в связи с эмоциями являются исследования И.П.Павловым экспериментальных неврозов. Отрицательные эмоциональные сдвиги (неврозы) являются следствием рас­согласования деятельности корковых и подкорковых эмоциональных структур, в основе которого лежит один и тот же физиологический механизм - торможение коры со стороны перевозбужденного подкоркового центра. Такое объяснение представлялось достаточ­ным для признания участия нервного специфического субстрата эмоций в проявлении психосоматического здоровья.

Хотя эмоциогенные (напряженные) условия и вовлекают в большей мере в сферу своего действия «нижние этажи» мозга, они могут функционировать под воздействием высших эмоций (подлинно человеческих), способных не только к эмоциональному отра­жению, но и к оценке, осмыслению и регулированию поведения (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, П.М.Якобсон).

Среди бронхолегочных заболеваний первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни больных принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

Недостаточность, несформированость собственных психологических средств совладания с новой для ребенка реальностью болезни может и должна быть восполнена психолого-педагогическим вмешательством взрослых. Начиная с самых первых проявлений болезни и на всех после­дующих этапах ее течения ребенок нуждается в психологическом участии взрослых (помимо медицинского, лечебного и т. д. вмешательства).

Важным условием, обеспечивающим эффективность психологичес­кой помощи, является тесное сотрудничество окружающих ребенка взрос­лых родителей, врачей, педагогов, психологов и т. д. Непротиворечивость их поведения, действий в отношении ребенка может быть достигнута через осознание общей цели и формирование единой стратегии помощи. Такой целью, как показывает опыт, является психокоррекционное воздействие, а именно поддержание и стимулирование собственной активности ребенка, обеспечивающее по возможности сохра­нение исходного (преморбидного) темпа психического развития, а также предупреждение задержек и искажений психического развития ребенка.

Недостаточное исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих бронхолегочными заюолеваниями и возможность их коррекции  не позволяет эффективно определить их влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его дея­тельности. Поэтому проблема психокоррекции для таких детей на раннем этапе яв­ляется весьма актуальной, что и определяет выбор темы исследования – «Особенности эмоциональной сферы детей 6-7 лет, страдающих бронхолегочными заболеваниями».

Объект исследования – эмоциональная сфера детей с бронхолегочными заболеваниями.

Предмет исследования – индивидуально-типологические особенности эмоционально-личностной сферы детей с бронхолегочными заболеваниями.

Цель исследования: выявление влияния хронических легочных заболеваний на эмоционально-личностную сферу ребенка.

В процессе работы над темой ставились  следующие задачи:

- изучить эмоциональные состояния детей  с бронхолегочными заболеваниями;

-провести диагностические исследования уровня тревожности детей с бронхолегочными заболеваниями и здоровых детей;

- исследовать уровень агрессивности детей  с бронхолегочными заболеваниями и здоровых детей;

-провести сравнительный анализ эмоционального благополучия между детьми с бронхолегочными заболеваниями и здоровыми детьми;

-                           разработать и апробировать программу психокоррекционных мероприятий для улучшения эмоционально-психологического состояния больных детей 6-7 лет, страдающих бронхолегочными заболеваниями.

Гипотеза исследования: у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями имеются различия в эмоциональной сфере со здоровыми сверстниками по параметрам тревожности, самооценки, агрессивности. Психокоррекционная работа может оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, страдающих бронхолегочными заболеваниями: снижает тревожность, агрессивность, формирует адекватную самооценку, улучшает общее психическое состояние.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по медицине, клинической психологии, общей психологии.

В зарубежных странах положение о ведущей роли нервно-психических факторов в генезе легочных заболеваний нашло теоретическое обоснование в учении Г.Селье об общем адаптационном синдроме и влиянии «стресса» на организм человека.

Проблеме эмоций посвящали свои исследования известные отечественные и зарубежные психологи К.Изард, Г.М. Бреслав, П.К. Анохин,  Л.Я. Гозман, Вальдман А.В., Звартау Э.Э., В.К. Виллюнас и др. О влиянии эмоциональной сферы на психосоматические заболевания утверждали такие авторы, как Ю.Ф.Антропов, Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.

Из исследований прошлых лет о бронхолегочных заболеваниях следует отметить работы, проведенные в 1947-1953 гг. сотрудниками института под руководством проф. С.П. Борисова, касающиеся различных проблем острой и хронической пневмонии - их клинических особенностей (работы С.Л. Дуб, О.М. Хмельницкой, К.А. Сотниковой, Н.В. Догель, О.Н. Мизерницкой, Н.П. Савватимской, Н.В. Готман), рентгенологической диагностики (Н.А. Панов, И.В. Макаров), метаболических и иммунологических изменений (А.Н. Квятковская, О.П. Григорова, А.А. Ананенко, Р.И. Эвентова), нейрорегуляторных нарушений (Р.М. Пэн, К.В. Лапина-Дубницкая). Работы С.П. Борисова сыграли важную роль и послужили стимулом к интенсивному изучению проблемы хронических воспалительных заболеваний легких у детей.

Взаимовлиянию заболевания и эмоциональных состояний посвящены труды отечественных авторов С. П. Боткина, В. М. Бехтерева, Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова, А. Л. Мясникова, В.В. Николаевой, Р.А.Лурия и др.

Проблемами эмоциональных состояний детей с бронхолегочными заболеваниями занимались С.М. Гавалов, Л.Ф. Казначеева, С.Ю. Каганов, Н.Н. Розинова, В.Н. Нестеренко, Ю.Л. Мизерницкий и др.

Методологической базой исследования стала теория специфического для болезни психодинамического конфликта Ф. Александера, теория стресса Г.Селье.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии; наблюдение;  беседы и анкетирование; приемы психодиагностики; математические методы обработки результатов. Диагностика уровня развития физического здоровья проводилась с помощью изучения медицинской документации.

Диагностирующий этап включал в себя ряд методик, направленный на выявление особенностей проявления эмоций детей дошкольного возраста: методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры» по изучению эмоционального благополучия, «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки, направленный на изучение уровня тревожности;  детский вариант теста Розенцвейга по изучению агрессивности.

Опытно-экспериментальная база исследования: 20 человек – больных детей в возрасте 6-7 лет с бронхолегочными заболеваниями, находящихся на лечении в детской республиканской больнице г. Йошкар-Олы и 20 здоровых детей, учащихся 1 класса Коминской основной общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования: хотя многими авторами рассматривается воз­можность коррекции психосоматических особенностей детей с легочными заболеваниями, однако практических разработок, посвященных данной проблеме пока недостаточно, поэтому в дипломной работе разработана психокоррекционная программа для развития положительных эмоций у детей дошкольного возраста, страдающих бронхолегочными заболеваниями, которая доказала эффективность ее применения.

Практическая значимость. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов психотерапевтической коррекции эмоционально-личностных особенностей больных с легочными заболеваниями с целью повы­шения уровня их психосоматического здоровья, а материалы исследования могут быть использованы в работе врачей и медицинских психологов.

Литература

 

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.:Наука, 1976.-120 с.
  2. Аринина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Г.А. Аринина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья.- 1995.- Т.2.- № 3.- С. 116-124.
  3. Арон И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ И.С. Арон.- Казань, 2000, 147 с.
  4. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психоло­гия. М.:Медицина, 1967.- 255 с.
  5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376с.
  6. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика//Русский медицинский журнал.-2001.-№4.-С.23
  7. Вачков И. Психолог и больные дети / И. Вачков // Школьный психолог.-2000.- № 27.-С.12
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5. М.: Педагогика. 1983.
  9. Гавалов С.М. Аллергозы дыхательной системы у детей// Здравоохранение Белоруссии.- 1996.- N10.- С. 3-9.
  10. Гавалов С.М. Гиперреактивность бронхов как один из ведущих патофизиологических механизмов в возникновении "рецидивов" бронхолегочных заболеваний у детей, перенесших пневмонию или ОРВИ//Детский доктор.-1999.-№4.-С.66-68
  11. Гавалов С.М. Острые пневмонии у детей, Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990.- 273 с.
  12. Гавалов С.М. Часто и длительно болеющие дети, Новосибирск: Изд-во НГУ, 2003.- 283 с.
  13. Гавалов С.М., Казначеева Л.Ф. Новые концепции рецидивов после острых бронхолегочных заболеваний у детей// МРЖ.- 1983.- С. 19.
  14. Гавалов С.М., Казначеева Л.Ф. Патогенетические основы рецидивов после острой пневмонии у детей. В кн.; Вопросы реактивности и адаптации в педиатрии. Сб. статей. Свердловск, 1979.- С. 36-42
  15. Галачьян А. Г. О некоторых основах целостного понимания больного. М.: Медицина- 1954.-230 с.
  16. Гройсман А.Л. Теория и практика театрализован­ной и ролевой психокоррекции/ А.Л. Гройсман, А.Ф. Росляков. — М.:Просвещение, 1993.-202 с.
  17. Гуровец Г., Кирилова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем. // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -С.67.
  18. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с.
  19. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб. 1996.-320 с.
  20. Каганов С.Ю., Розинова Н.Н., Нестеренко В.Н., Мизерницкий  Ю.Л. Хронические бронхолегочные болезни у детей как проблема современной педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии .-2003.-№2.-С.56
  21. Касаткин   В.Н.   Комплексная   программа   здоровья   в   школе.   /   Школа здоровья. – 1998.- №2.-С.26-28
  22. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. Минск.:Вышейша школа.-1998.- 212 с.
  23. Козловская   Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста.— В кн.: Психогигиена детей и подростков. М.:Медицина, 1985.- С. 66-91
  24. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  25. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - СПб.:Речь.-2003.-160 с.
  26. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.-249 с.
  27. Кутин В.А. Диагностика и лечение неврологических нарушений у детей с бронхиальной астмой: Автореф. канд. дисс. Иванове. 2000.-23 с.
  28. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.
  29. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.:Международная пед.академия.-1994.-368 с.
  30. Манелис Н.Г., В.Н.Касаткин, И.С.Горина, А.А.Михеева, Е.Г.Филякова Комплексный подход к исследованию детей с бронхиальной астмой// Медицинский журнал.-2004.-№2.-С.15
  31. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.-98 с.
  32. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  33. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская  психологи. М.:МЕДпресс.-1998.-592 с.
  34. Мясищев В. Н. Психология и медицина.— В кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М.- 1972.-С. 41—46.
  35. Немов Р.С. Общая психология. М.: Владос.-1999.-560 с.
  36. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.:Наука, 1987.-168 с.
  37. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.
  38. Пезешкчан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996.-420 с.
  39. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. А.А.Крылова, М.А.Маничева. СПб.: Питер.-2001.-230 с.
  40. Разумов С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс.— В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.- С. 5—32.
  41. Румянцев А.Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд/ А.Г. Румянцев, В.Н. Касаткин // Школа здоровья.- 1996.- Т.З.- №2.- С.41-46.
  42. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. - М., 1979.
  43. Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК», 2000.- №1 - С.6.
  44. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. -СПб.:Питер.-2003.-282 с.
  45. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
  46. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений/ В.В. Ткачева. — М.: Издательство Гном и Д, 2000.—160 с.
  47. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. – М.:Наука, 1992. – 129 с.
  48. Харди И. Врач, сестра, больной. Бухарест.-1972
  49. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. - М.:Академия.-2002.-320 с.
  50. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука,1990.-105 с.
  51. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. – М.: Авиценна: Изд. объед. «ЮНИТИ», 1996. – 399 с.

Заказать диплом