Особенности изучения величин в начальном курсе математики (курсовая работа)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Величины и их роль в начальном курсе математики. 6

1.1. Значение величин. 6

1.2. Отражение вопроса величин в школьных программах и учебниках. 8

1.3. роль проблемных ситуаций в изучении вопроса «Величины». 14

2. Методика изучения величин в начальном курсе математики. 19

2.1. Особенности изучения длины.. 19

2.2. Особенности изучения массы.. 21

2.3. Время и его измерение. 23

2.4. Внеклассная работа с младшими школьниками по изучению величин. 28

2.5. Результаты опытно-экспериментальной работы.. 30

Заключение. 32

Литература. 33

Приложения. 35

Введение

На современном этапе развития общеобразовательной школы главные ее задачи состоят в том, чтобы дать учащимся глубокие знания основ наук, развивать творческие способности, прививать желания и умения самостоятельно приобретать и углублять знания. Решение этих задач требует всемерной активизации их учебной деятельности, осмысленного изучения материала.

Большое внимание должно уделяться научности и систематичности обучения, т.е. такому построению учебного плана и учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают формирование у школьников общей естественнонаучной картины мира.

Первым шагом в этом формировании является изучение величин в курсе математики начальной школы.

Величины – богатейшее поля для детских открытий, для развития интеллекта, чувств, для формирования экономического мышления и развития речи учащихся.

Многообразие величин – это многообразие объектов и своств реального мира.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям овладеть общими способами выделения и измерения самых разных свойств. Обеспечив детей возможностью «прошагать» от выделения свойств к обобщению качественных и количественных характеристик в понятии величины, к пониманию разных сторон и уровней этого понятия – значит, помочь им понять этот бесконечно загадочный мир событий, вещей, явлений, отношений, в том числе себя как частицу этого мира и как его носителя.

Все вышесказанное является доказательством актуальности проблемы изучения величин в курсе математики начальных классов. Однако, стоит отметить, что в связи с разнообразием программ и учебников математики изучение величин ведется неодинаково.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам школ вы­бирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая ав­торские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различ­ных вариантов его содержания, использование возможностей современной ди­дактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разра­ботка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Однако, несмотря на многовариантность программ и учебников по математике одной из задач, стоящих перед учителем и учащимися начальной школы является задача формирования знаний  о величинах.

Актуальностью данного вопроса обусловлен выбор курсовой работы «Особенности изучения величин в начальном курсе математики».

Объект исследования: изучение величин в курсе математики начальной школы.

Предмет исследования: особенности формирования знаний о величинах младших школьников.

Цель работы состоит в характеристике особенностей работы по изучению величин в курсе математики начальной школы.

В ходе работы решались следующие задачи:

- охарактеризовать значение величин в жизни и их роль в начальном курсе математики;

- проанализировать учебники математики и программы начальной школы с целью изучения вопроса о месте величин в их содержании;

- рассмотреть особенности изучения длины, массы и времени в курсе математики, опираясь на программу и учебники Л.Г. Петерсона;

- провести экспериментальное исследование для выявления путей и способов формирования знаний о величинах.

Гипотеза: процесс формирования знаний о величинах младших школьников может быть более эффективным, если:

- теоретически обосновать значение и необходимость изучения величин;

- в формировании знаний о величинах использовать основы «Педагогики здравого смысла» (Л.Г. Петерсон);

- использовать возможности как классно-урочной, так и внеклассной работы для формирования знаний о величинах.

Опытно-экспериментальная база: школа-гимназия им А.С. Пушкина №4 г. Йошкар-Олы.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, еще раз замечу, что задача формирования знаний о величинах младших школьников не только важна, но и необходима в практической жизни.

Однако, учитывая требования времени к школе, процессу обучения, когда важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, а в психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

* от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

* от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу­рированным системам умственных действий;

* от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви­дуализированным программам обучения;

* от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Особую симпатию у учащихся и педагогов завоевывают учебники и программа по математике Л.Г. Петерсона.

В рамках этой программы содержание, формы и методы работы на уроках математики рассматриваются с позиций личностно-ориентированной и культурно-ориентированной педагогики. Все это не означает пренебрежительного отношения к математической подготовке по данной программе, демонстрируют, как правило, креативный уровень усвоения математического содержания. Особенно, если знания детей, полученные на уроках закрепляются и на внеклассных мероприятиях. Наше небольшое экспериментальное исследование подтверждает вышесказанное.

Таким образом, по материалам экспериментального исследования, согласно первоначально выдвинутой гипотезе, мы можем сделать вывод о благотворительном влиянии программы Л.Г. Петерсона по математике и внеклассной работы на формирование знаний младших школьников о величинах.

Литература

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 335с.
  2. Болатаева В.Н. Урок математики во 2 классе//Начальная школа. – 1999. – №7. – С. 121-124.
  3. Виленкин Н. Я.    Математика   (4—5  классы):   Теоретические  осно­вы. — М., 1974, с. 180.
  4. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика 1. - М.: Баллса, Ф.-Инфо, 1996.
  5. Гусев В.А. Изучение величин на уроках математики и физики в школе. – М.: Просвещение, 1981. – 79 с.
  6. Давыдов В.В. и др. Обучение математике 2 класс. – М., 1995.
  7. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения// Начальная школа. – 1999. – №7. – С. 31-34.
  8. Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. – М., 1986. – с. 26.
  9. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Линка-пресс, 1997. – 288 с.
  10. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику 2 класс. – М.:ТОО Фирма «Линка-пресс», 1995. – 141 с.
  11. Истомина Н.Б. Проблемы современного урока математики в начальных классах//Начальная школа. – 2001. - №4. – С. 65.
  12. Колмогоров А. Н.  О системе основных понятий и обозначений для школьного курса математики.//Математика в школе. – 1971. - № 2. - С.  19.
  13. Менкес М.В. Кроссворды и ребусы//Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 78-79.
  14. Моро М.И. и др. Математика во 2 классе. – М.: Просвещение, 1990. – 156 с.
  15. Обучение математике: 2-й класс. – М.: Моск. ин-т разв. образ. систем, 1995. – 223 с.
  16. Психолого-педагогические основы построения нового учебного предмета "Математика" /Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1986. - С. 15.
  17. Рудницкая В.Н. Тематические и торговые контрольные работы по математике в начальной школе. – М.: Изд. дом «Дрофа», 1996. – 221 с.
  18. Свищ М.А. Развитие школьников в процессе обучения решению задач по альтернативным учебникам//Начальной школы. – 2000. - №4. – С. 50.
  19. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 4 класса//Начальная школа. – 1989. - №8. – С. 39-44.
  20. Тихоненко А.В. Изучение понятия величины по системе развивающего обучения В.В. Давыдова//Начальная школа. – 1999. - №4. – С. 86-94.
  21. Уткина Н.Г., Улиткина Н.В., Юрачева Т.В. Сборник упражнений и работ по математике для начальной школы: 1-2 класс. – М.: АРКТН; ЛАРГОС, 1997. – 111 с.
  22. Чилингирова Л.К., Спиридонова Б.С. Играя, учимся математике. – М.: Просвещение, 1993. – 189 с.
  23. "Школа-2000..." Концепция и программы непрерывных курсов. - М.: Баллас, С-Инфо, 1997.
  24. Шмырева Г.Г., Нестерович С.М. Обобщающие уроки по теме «Величины»//Начальная школа. – 2000. - №3. – С. 33.
  25. Энгельс Ф.   Диалектика  природы. — Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  Соч. 2-е изд., т. 20, с. 37.
  26. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. – М.: АО «Столетие», 1995. – 269 с.

 

Заказать курсовую