Особенности логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста (курсовая)

Особенности логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. Обзор психологической литературы по проблеме исследования памяти.............................................................................................................. 6

1.1. Общая характеристика памяти и ее процессов.......................................... 6

1.2. Виды памяти............................................................................................. 14

1.3. Особенности  памяти младших школьников............................................ 19

1.4. Пути совершенствования памяти в младшем школьном возрасте.......... 27

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ произвольного логического запоминания У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.......... 32

2.1. Организация и методы исследования...................................................... 32

2.2. Анализ результатов произвольного логического запоминания младших школьников......................................................................................................................... 35

2.3. Мероприятия по развитию произвольного логического запоминания младших школьников...................................................................................................... 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 50

Список использованных источников............................................ 52

Приложения.................................................................................................. 55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема памяти и ее развития остается одной из актуальных проблем в области психологии. Это объясняется тем, что интенсив­ное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности и способностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде все­го в школьные годы.

Поступление в школу и начальный этап обучения вызывают пе­рестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первок­лассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиоло­гических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

Применительно к проис­ходящему в школе сегодня подчеркивается также, что развитие памя­ти школьников происходит стихийно, неуправляемо как раз на том ответственном этапе, когда механизмы логических и произвольных форм запоминания и припоминания активно складываются.

Проблема памяти и ее развития в различных видах деятельности остается одной из актуальных проблем в области психологии.

Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти. Широкую известность получили фунда­ментальные психологические исследования П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, П.И.Зинченко, А.А,Смирнова, А.П.Леонтьева, С.Л.Рубинштей­на, освещающие одновременно и вопросы педагогической практи­ки. Многие работы исследователей посвящены вопросам развития па­мяти у детей. Среди них хотелось бы отметить работы Матюгина И.Ю., Лезер Ф., Ляудис В.Я.

В последние годы вопросы общего развития познавательных спо­собностей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей. Среди современных работ, посвященных проб­леме памяти хотелось бы отметить книгу А.А.Смирнова [37], где ра­ссматриваются вопросы теории памяти в психологии, произвольного и непроизвольного запоминания, понимания и запоминания. Нельзя не отметить и книги, посвященные особенностям памяти дошкольника и школьника. Это работы Ипполитова Ф.В. [10], Выготского Л.С.[7]. Итак, исследовательских работ по проблеме памяти много. Уже в 17 веке возникла одна из первых психологических теорий па­мяти, не потерявшая своего научного значения до настоящего време­ни, ассоциативная теория.

Однако работ, посвященных особенностям логического произвольного запоминания школьников, еще очень недостает. Вероятно, практическим следствием этого является то, что ученики и младших и старших классов часто не идут по пути осмысленного запоминания учебного материала, а прибегают к механическому запоминанию, зубрежке. Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.

Объект исследования: память младших школьников.

Предмет исследования: особенности логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования, нами установлена цель исследования.

Цель работы: исследовать особенности логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста .

Задачами данной работы являются:

n    изучить литературу и подобрать методики по данной проблеме;

n    с помощью диагностики выявить особенности развития логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста;

n    предложить мероприятия для развития процесса запоминания младших школьников в обучающем процессе.

Гипотеза исследования: чем выше уровень развития логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста, тем выше общий уровень развития памяти, который включает в себя кратковременную зрительную, слуховую память, оперативную зрительную и слуховую память и, опосредованную память.

Методологическую базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Теоретическая базу исследования основана на системно-деятельностном подходе в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   приемы психодиагностики;

n   математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования - это методики, разработанные  Р.С.Немовым  по  определению  уровня  развития объема кратковременной зрительной памяти, оперативной  зрительной памяти, оперативной слуховой памяти, опосредованной памяти, а та­кже характеристика особенностей процесса запоминания по методике А.Лурия у младших школьников.

Опытно-экспериментальная база: учащиеся двух первых классов в количестве 40 чело­век средней школы № 2, п. Морки, РМЭ, дети в возрасте 7-8 лет.

Практическая значимость работы заключается в том, что знание особенностей и уровня развития памяти младших школьников может помочь в выработке конкретных рекомендаций по развитию данного познавательного процесса с помощью специальных развивающих игр; подобранные занятия, игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию памяти в школьных учреждениях.

Новизна исследования: Выявлена зависимость между различными процессами памяти младших школьников.

В настоящем варианте работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованных источников

 

1. Абрамова Т. Тренировка памяти/ Т. Абрамова//Будь здоров.- 1999.- №3.- с. 17-21

2. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие/ В.Г. Асеев.-  Иркутск, 1989.- 467 с.

3. Бань Н.С. Память человека и возможности улучшения запомина­ния/ Н.С. Бань.- Минск.: Знание.- 1977.- 129 с.

4. Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками / Е.А.Брагина. - Ульяновск, 1995. - 63 с.

5. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе./М.О. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева.- М.:Совершенство.-1998.-352 с.

6. Бузан Т. Скоростная память/ Т. Бузан.- М.:Эйдос.- 1995.- 142 с.

7. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2./Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

8.  Голубева Э. Индивидуальные особенности памяти человека/ Э.Голубева. - М.: Педагогика, 1980. - 151 с.

9.  Истомина З.М. Развитие памяти/ З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 2001. - 120 с.

10. Ипполитов Ф.В. Память школьника/ Ф.В.Ипполитов. - М.: Педагогика, 2002. - 196 с.

11.  Исследование памяти. /Отв. ред. Н.Н.Корж. М.:Наука.- 1990. - 216 с.

12. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания/ М.М.Иванов.- М.: Менатеп - Информ.- 1996.-224 с.

13.  Караковский В.А. Любимые мои ученики/ В.А.Караковский. М.: Наука.- 1997.- 117 с.

14.  Корсаков И.А. Наедине с памятью/ И.А.Корсаков, Н.К. Корсакова.- М.: Эйдос.- 1997.- 320 с.

15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е.Е. Кравцова.-М.:Педагогика.- 1991.- 152 с.

16. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти. Кибернетические аспекты/ Л.И. Куприянович.-М.:Наука.- 2000.- 114 с.

17.  Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. / Пер. с фр. М.С.Фанченко. / Лапп Д.- М.: Мир, 2003. - 239(1) с.

18.  Лезер Ф. Тренировка памяти/ Ф. Лезер. - М.: Высшая школа, 2007. - 123 с.

19. Леонтьев А. Н. О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов.- М.: Педагогика.- 2001.- 456 с.

20.  Лурия А.Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 105 с.

21. Ляудис В.Я. Память в процессе развития/ В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 255 с.

22.  Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка/ И.Ю. Матюгин. -М.: Эйдос, 2005. - 112 с.

23.  Матюгин И.Ю. Зрительная  память/ И.Ю. Матюгин, Е.И. Чекаберия.  М.:Эйдос.- 2003.- 75 с.

24. Марцинковская Т.Д. Диагностика  психического  развития  детей./ Т.Д. Марцинковская.- М.,1997

25. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. - 2-е изд./ Р.С. Немов - М.: Просве­щение: ВЛАДОС, 1998. - 576 с.

26. Пахалов Ю. Секреты феноменальной памяти. /Ю. Пахалов, Н. Изенy//Народное образование.- 2002.- №9/10 - с.70-71

27.  Психофизические исследования восприятия и памяти: [Сб.  ста­тей]. -М.: Наука, 1981. - 215 с.

28.  Психическое развитие младших школьников/Под ред. В.В.Давыдо­ва.- М.:Педагогика.- 1990.-160 с.

29.  Практическая психология  для  преподавателей.  М.:  Филинъ.-1997.-328 с.

30. Петрунек В.П. Младший школьник/ В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.: Просвещение.-2001.- 190 с.

31. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной ус­певаемостью/ Г.М.Понарядова// Вопросы психологии.-2002.- №2

32.  Развитие логической памяти у детей./Под  ред.  А.А.Смирнова.- М.:Педагогика.- 1976.- С. 114;

33. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Международ. пед. академия, 1995. - 374 с.

34. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников/ Н.В. Репкина// Вопросы психологии.-2003.- №1

35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.-М.:Владос.- 1996.-529 с.

36.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.1./С.Л. Рубинштейн - М., 1999. - 760 с.

37.  Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти/ А.А.Смирнов. - М.: Просвещение, 2001. - 423 с.

38. Смирнов А.А. Психология запоминания./ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1999. - 267 с.

39.  Совершенствование обучения младших школьников /Под ред. А.М. Пышкало. М.: Наука.-2001.- 148 с.

40.  Совко  Р.В.  Как  развивать   память/ Р.В. Совко//Специалист.- 2002.- №10/11/12.- с. 21-22

41. 126 эффективных упражнений по развитию памяти: [Пер. с фр.] - М.: Эйдос, 1994. - 191 с.

42. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти/ И. Хофман.- М.:Прогресс.-2002.- 239 с.

43.  Чутко Н.Я. Развитие памяти  школьников/ Н.Я.Чутко.  -  М.:  Педагогика, 2001.- 96 с.

44. Челпанов Г.И. О памяти и мнемонике/ Г.И.Челпанов. М.:Педагогика.- 2002.- 109 с.

45.  Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников/ Е.Л.Яковлева. - М.: Международ. пед. академия, 1995.

Заказать курсовую