Особенности межличностных отношений в коллективе подростков (диплом)

Содержание

Введение..................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ 9

1.1. Анализ проблемы межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных психологов.................................................................................. 9

1.2. Виды и особенности межличностных отношений............................. 19

1.3. Особенности взаимоотношений в коллективах подростков............. 30

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ............................... 44

2.1. Организация и методы исследований................................................ 44

2.2. Результаты диагностики взаимоотношений в коллективе подростков 48

2.3. Коррекция межличностных отношений в коллективе подростков и анализ эффективности коррекционных мероприятий.............................................. 67

Заключение............................................................................................ 82

Библиография........................................................................................ 85

Приложения............................................................................................ 91

Введение

Актуальность исследования. Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши кон­такты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в не­посредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существовать друг для друга. Время, требующееся для такого осознания очень сильно зависит от ситуа­ции и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некото­рым образом менять сове поведение, подтверждая тем самым сущес­твование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происхо­дит, случайное скопление людей становится группой.

Как порой непросто определить, почему с одними людьми отно­шения строятся легко, а с другими могут не сложиться вовсе. Что же такое межличностные отношения, какие правила или законы опре­деляют их возникновение, сохранение или распад?

Если бы отношения строились по схеме "я хочу и так - будет", все было бы просто. Между тем в межличностных отношениях задей­ствованы минимум два человека, а чаще всего, явно или скрыто, го­раздо больше. Осознается это, однако, слабо, по крайней мере до тех пор, пока не появятся затруднения. Вот тогда и начинается поиск причин неудач, допущенных ошибок. Но это в обыденной жизни. А что говорит по этому поводу психологическая наука? Оказывается, не так уж и много. Отчасти (крайне недостаточно) изучено соотно­шение психологических (в том числе межличностных) и общественных отношений. Лучше разработана проблема симпатий-антипатий, кото­рые, впрочем, также всего не объясняют. Для того же, чтобы двига­ться дальше, понять сам принцип возникновения симпатий-антипатий между людьми, надо, по-видимому, подойти к вопросу о взаимопони­мании и взаимовлиянии в отношениях, раскрыть особенности механиз­ма сопереживания. Кроме тоги, следует уяснить, что межличностные отношения, в том числе симпатии-антипатии, не берутся "из ниче­го", они связаны не только со сходством-различием людей и их мне­ний, но и с функциональным назначением тех групп, в которые вхо­дит каждый человек.

В обыденном языке одни отношения принято называть прияте­льскими, другие - дружескими, а третьи - просто отношениями зна­комства. Их сущностные черты во многом сходны. Тем не менее, нес­мотря на всю кажущуюся условность названных типов межличностных отношений, различия между ними становятся очевидными в том слу­чае, когда возникают затруднения - психологические, моральные, гражданские. Пожалуй, только родственные отношения (особенно бли­зкие) не вызывают вопросов. Хотя и здесь нюансов больше чем дос­таточно.

Констатация типов межличностных отношений фиксирует в основ­ном внешнюю сторону связей между людьми, тогда как одним из наиболее существенных внутренних механизмов, определяющих устано­вление, сохранение и распад отношений, является совместимость-не­совместимость, сработанность-несработанность индивидов в тех или иных обстоятельствах. К последним относится, например, совместная жизнедеятельность, вынуждающая "быть вместе и рядом" достаточно длительное время. Соответственно, тот факт, что одни экипажи и команды более слетанные и сыгранные, а в других "нет согласия", одни группы более эффективно решают совместные задачи, а другие значительно хуже, связан не только с уровнем профессионального мастерства, но и с уживчивостью (совместимостью, сработанностью) партнеров.

И, наконец, важно отметить, что межличностные отношения ред­ко бывают однозначно хорошими или плохими. Симпатии-антипатии всегда (более или менее выражение) колеблются. У более сдержан­ных, уравновешенных людей такие колебания менее "яркие", а отно­шения более устойчивые. У менее сдержанных амплитуда симпатий и антипатий достигает больших значений, и потому отношения чаще на грани распада. Собственно говоря, психологов в первую очередь и должны интересовать конфликты, которые не так уж редки в нашей жизни. С другой стороны, и ко­нфликты, затруднения нельзя абсолютизировать, так как может воз­никнуть "порочный круг". Тем более, редко кто любит признавать свою вину в том или ином конфликте. Чаще всего виноваты другие, срабатывает психологическая защита личности, которая как замок закрывает запретные зоны, ограждая личность от перегрузок эмо­ционального "самокопания" и способствуя сохранению ее психологи­ческого здоровья.

Выход из создавшегося положения психология видит прежде все­го в обучении конструктивному спору, правилам поведения в конфли­кте. Получается, что в межличностных отношениях есть своя "табли­ца умножения", знание которой помогает облегчить различные слож­ности, возникающие время от времени в семье, в быту, на транспор­те и на работе. В связи с этим в данной работе предпри­нята попытка раскрыть некоторый круг вопросов межличностных отно­шений с точки зрения современных представлений психологической науки. Особенно актуальным является изучение вопроса межличностных отношений в подростковом коллективе.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками[29]. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты.

Человек на протяжении всей жизни испытывает не только внешний, но и внутренние противоречия между желаниями, потребностями, установками и другими психическими процессами и состояниями, что особенно проявляется уже в подростковом возрасте. Но, несмотря на то, что подростку свойственно часто переживать внутриличностные конфликты, очень важно, что бы эти конфликты способствовали его личностному росту, а не деградации личности.

Проблемам общения и межличностных взаимоотношений уделяли внимание такие авторы, как Ломов Б.Ф., Леонтьев А.А., Парыгин Б.Д., Шкопоров Н.Б., Лабунская В.А., Мясищев В.Н., Ана­ньев Б.Г., Мудрик А.В. и многие другие.

Проблемы возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности во взаимоотношениях привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.)

Однако далеко не все стороны данной проблемы изучены на сегодняшний день. Тем не менее накоплен значительный опыт в изучении психологических основ поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Во взаимоотношениях у подростков (да и не только) часто  наблюдаются противоположные желания, стремления, установки, ха­рактеры, манера общения, т.е. все то, что может влиять на особенности межличностных отношений. Все это и определило выбор темы исследования - «Особенности межличностных отношений в коллективе подростков».

Объект исследования: подростки с различным уровнем конфликтности.

Предмет исследования: особенности изучения межличностных отношений в коллективе  подростков.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей межличностных отношений, сложившихся между членами подросткового коллектива.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

- теоретически проанализировать труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;

- выявить и проанализировать межличностные отношения в определенном подростковом коллективе;

- определить влияние личностных особенностей подростков на межличностные отношения в подростковом коллективе;

- разработать рекомендации психологам, педагогам, родителям подростков с целью улучшения межличностных отношений в коллективе.

Методы исследования:

Наблюдение;

тестирование;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

-                   изучение межличностных взаимоотношений (тест Лири);

-                   изучение конфликтных явлений среди подростков (тест К.Томаса);

-                   агрессивность как качество личности (методика Ассингера);

-                   агрессивность в общении (методика Басса-Дарки);

-                   конфликтность как качество личности (методика Андреева).

Для того, чтобы определить, насколько точны проведены наши исследования в данной работе, мы воспользовались методом статистической обработки результатов - метод Стьюдента.

Методологическую базу исследования составляет теория возникновения кризиса в подростковом возрасте Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 20 подростками, учащимися школы.

Гипотеза исследования: межличностные отношения в подростковом коллективе зависят от личностных особенностей подростков; разработанные на основе диагностики  коррекционные мероприятия способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе подростков.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности школьных психологов, педагогов, родителей.

Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Библиография

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Асток Пресс, 1998.-376 с.
  3. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности, 1997, No No 1,2,3,4,5.
  4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:Просве­щение.- 2004.-224 с.
  5. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2001.- 345 с.
  6. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М. Воронеж, 2007.-340 c.
  7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 2008. - 298 с.
  8. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.: ЛГУ, 2000. - 240 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2003. - 314 с.
  10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2003.
  11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
  12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
  13. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников // Школа здоровья.,  1999.- № 3.- С. 89- 101.
  14. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 2007. - №4. - С.65-71.
  15. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. - 2006. - С. 267—282.
  16. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 2002. - 78 с.
  17. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 2004. - 212 с.
  18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:ЧеРо,1998.-336с.
  19. Госдинер А.Л. Владимир Николаевич Мясищев (воспоминания об ученом). // Психологический журнал, 1999, Т.20, No 4, с.106-108
  20. Гуленко В.В. Критерии взаимности. // Соционика, ментология и психология личности. -2006. - N 2. - С.26-37
  21. Гуленко В.В. Структурно-функциональная модель. // Соционика, ментология и психология личности. – 2008. - N 4. - С.42-49
  22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М., 1987. - 190 с.
  23. Донцов А.И. Психология коллектива. Изд-во МУ, 2004.
  24. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те // Вопросы психологии, - 2002. - № 2. - С. 14 - 20.
  25. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000. - 320с.
  26. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 43-49.
  27. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1996. - 480 с.
  28. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. Л.: ЛГУ, 2003.
  29. Зенковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2005. - 350 с.
  30. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Наука, 2005.
  31. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 2006. - 220 с.
  32. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006. - 340 с.
  33. Кон И.С. Открытие "я". М., 1978. - 120 с.
  34. Кричевский Д.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. М.: Издательство МТУ, 2001.
  35. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль: «Академия развития», 2007. - 208 с.
  36. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1998. - 165 с.
  37. Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека. - М., Просвещение, 2004. - 343 с.
  38. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2007. - С. 68 - 72.
  39. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. - 389 с.
  40. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.165-196.
  41. Лоренц К. Агрессия. - М.: «Прогресс», «Универс», 2004. - 272 с.
  42. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Минск, 1986. -  69с.
  43. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
  44. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. -Ужгород: Инпроф ЛТД, 2007. -447с.
  45. Мастенбур У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации. М., 1998.
  46. Медведев Н.Н. О возможности построения психологической модели личности для моделирования межличностных отношений. // Соционика, ментология и психология личности. – 2008. - N N 1-4
  47. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе.// Уч.зап.  ЛГУ.n 244, вып.11. Л., 1997
  48. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. - 2002, № 1 - 2. - С. 78-79.
  49. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: "Лыбидь", 1990. - 192с.
  50. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
  51. Орлов Ю.Н. Восхождение к индивидуальности. М., 2001. - 68 с.
  52. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 2004.- № 3. - С. 61—68.
  53. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002.
  54. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1999.
  55. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Педагогика, 2001. - 160 с.
  56. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива. М., 2007.
  57. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник. М., 1999. -92 с.
  58. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и гармония человеческих взаимоотношений. Учебно-практ. пособие. - М.: Изд-во "Гном-Пресс", 1999. - 108с.
  59. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю. Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 2005. - 152 с.
  60. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007.
  61. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста. Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 2007. - С. 132—137.
  62. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе // Вестник высшей школы. - 1999. - № 3. – С. 17-22.
  63. Рощин С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность. М.: Наука, 2005.
  64. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности. Минск: БГУ, 2002. - 128 с.
  65. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2001. - № 1. - С. 81—87.
  66. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М. - 2001. - 314 с.
  67. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика. -2006. - № 7. - С. 174.
  68. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. - 2003. – 356 с.
  69. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М. - 2001. - 16 с.
  70. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. -800с.
  71. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. М.,1997.
  72. Уршов А.А. Личность и коллектив. Л.: Знание, 2006.
  73. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М. - 1978. - 82 с.
  74. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. - 2004. - 180 с.
  75. Шепетько Е.В. Анализ и классификация интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности. – 2007. - N 1. - С.34-60
  76. Шибутани Т.С. Социальная психология. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Заказать диплом