Особенности межличностных отношений в трудовом коллективе в условиях экономического кризиса (диплом)

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе................................................................................................................................................................................................................... 8

1.1. Проблема межличностных отношений в малых группах в трудах отечественных и зарубежных психологов..................................................................................................................................................................................... 8

1.2. Понятие трудового коллектива и психологические особенности межличностных отношений в нем............................................................................................................................................................................................................ 21

1.3. Экономический кризис и его влияние на межличностные отношения в трудовом коллективе     26

2.  диагностика и коррекция межличностных отношений в трудовом коллективе в период экономического кризиса................................................................................................................................................ 44

2.1. Организация и методы исследования.................................................................................................. 44

2.2. Анализ результатов исследования....................................................................................................... 47

2.3. Психологические рекомендации по улучшению  межличностных отношений в коллективе          70

Заключение............................................................................................................................................................... 88

Список использованных источников............................................................................................... 93

Приложения............................................................................................................................................................... 97

Введение

В настоящее время, когда все российское общество находится на этапе кризиса в экономике, обостряются не только политические и экономичес­кие отношения, но и противоречия в межличностных отношениях людей, которыми призвана заниматься социальная психология.

В процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений возни­кают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы (взаимные требования и внушения, постоянные общие взаим­ные оценки, сопереживание и сочувствие, психологическое соперни­чество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж и так далее). Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности и целого коллек­тива.

Проблема изучения межличностных отношений в трудовом коллективе имеет большое практическое значение, т.к. межличностные отношения в условиях коллективной деятельности влияют на поведение людей.

Коллектив - это группа людей, состав­ляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мо­тивами совместной деятельности.

В зависимости от того, как в коллективе оценят и поймут друг друга, сложатся их взаимоотношения, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данном коллективе, от них зависит психологический климат, сплоченность коллектива и эффективность их совместной работы.

А так как большую часть времени взрослый человек проводит в трудовом коллективе, от их комфортности зависит и эмоциональное состояние, и поведение, и даже порой здоровье человека.

Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

В 60-е годы требования научно-технического прогресса в стране способствовали изучению социально-психологической проблематики жизни коллективов: производственных, научных, школьных, военных и др.

Немалый вклад в разработку проблемы производственных коллективов и межличностных отношений в трудовом коллективе внесли отечественные психологи. Изучением производственных коллективов занимались К.К. Платонов и его сотрудники. Они проанализировали основные признаки коллектива, исследовали коллективистские взаимоотношения и этапы их формирования.

Н.С. Мансуров дал подробную социально-психологическую характеристику производственного коллектива. В исследованиях Е.С. Кузьмина, В.И. Зацепина, А.А. Русалиновой раскрыты вопросы структуры коллектива и типов взаимоотношений в коллективе.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований были открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. Это работы таких исследователей, как Л.И. Уманский, А.В. Петровский, Н.И. Обозов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов и др.

Все эти исследования были выполнены в период предрыночного хозяйствования в экономике. В настоящее время с переходом на новые экономические формы и новые формы собственности исследований по проблеме межличностных отношений в трудовом коллективе не много. Кроме того, финансовая нестабильность, вызванная экономическим кризисом, стала причиной ущемления прав как работника, так и работодателя, возрастания недовольства друг другом, возникновению негативных эмоций.

В эмоциях людей своеобразно выражается их отношение к задачам выполняемой или предстоящей деятельности, к условиям, в которых она осуществляется, в оценке ее хода и результатов. Эти переживания способствуют организации или дезорганизации деятельности, стимуляции или саботажа действий по выполнению производственных заданий.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия в 2009 году столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения, то же наблюдается и в Российской Федерации.

Глобальный экономический кризис сразу нарушил баланс интересов участников трудовых отношений. Спад производства и потребления вызвал на предприятиях и в организациях длительную приостановку работ, массовые увольнения, досрочное предоставление очередных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы, переводы на другую работу и режим труда без согласия работников, иные нежелательные для работников меры, что, в свою очередь, также отражается на межличностных отношениях в трудовых коллективах.

В связи с вышеизложенным определяется актуальность исследования – Особенности межличностных отношений в трудовом коллективе в условиях экономического кризиса, так как построение и поддержание оптимальных деловых, межличностных отношений, обусловленных положительными эмоциональными переживаниями, – важнейшее условие не только работоспособности коллектива, но и создания высокоэффективных организаций.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в трудовом коллективе в условиях экономического кризиса.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений в трудовом коллективе в условиях экономического кризиса.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу и выделить факторы, влияющие на межличностные отношения в трудовом коллективе;

2. Провести диагностику межличностных отношений в коллективе;

3. Дать рекомендации для администрации по улучшению межличностных отношений.

Гипотеза: мы предполагаем, что особенности межличностных отношений в трудовом коллективе в период экономического кризиса связан с эмоциональными состояниями работников.

Методами исследования являются: изучение литературы по исследуемой проблеме; диагностический эксперимент, математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

1. изучение межличностных отношений в коллективе экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

2. методика ЛИРИ по изучению межличностных отношений;

3. методика «Социометрия» по изучению межличностных отношений Дж. Морено;

4. исследование агрессивности по методике Ассингера;

5. исследование тревожности по методике Тейлора;

6. исследование психических состояний по методике Айзенка (тревожность, агрессивность, ригидность, фрустрация).

Теоретическую базу исследования составляют исследования в области межличностных отношений и психологического микроклимата известных отечественных психологов: А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов, Б.Ф.Ломов, И.А.Туревский, М.А.Новиков; зарубежных психологов: Сишор, У. Мастенбург, Р.Кеттелл, Морено и др.

Методологическую основу исследования составляет теория Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. о структуре межличностных отношений трудовго коллектива, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным образованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта.

Экспериментальная база исследования. Работники ООО «Скиф» г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек в возрасте 25-40 лет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в целях повышения эффективности управления коллективом.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Асток Пресс, 1998. – 560 с.
  2. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
  3. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат организации / Т.А. Афанасьева // Мир психологии. - 2002. - №2. - С.117
  4. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. – С.122-126.
  5. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. - М. Воронеж, 2007. – 350 с.
  6. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. - М.: Мысль, 2003. – 220 с.
  7. Бойко В.В., Волков И.П., Ершов А.А. и др. Труд. Контакты. Эмоции. Л., 2000.
  8. Брудный, В.И. Психолого-педагогические основы управления производством / В.И. Брудный, В.А. Семов. - Одесса: Маяк, 2002. – 320 с.
  9. Вендеров, Е.Е. Психологические проблемы управления / Е.Е. Вендеров. - М.: Экономика, 2000. – 430 с.
  10. Гительмахер, Т.Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю / Т.Б. Гительмахер, А.Б. Зайцев. - Иваново: Ивановский ТУ, 2006. – 310 с.
  11. Давыдов, В.М. Психологическая совместимость в трудовых коллективах / В.М. Давыдов, Д.И. Ладанов. - М., 2005. – 180 с.
  12. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. -  Изд-во МУ, 2004. – 187 с.
  13. Ершов, А.А. Личность и коллектив / А.А. Ершов. Л.: Знание, 2006. – 178 с.
  14. Зацепин, В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе / В.И. Зацепин. - Л., 2003. – 200 с.
  15. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского /В 4-х кн. – М.: Новая школа, 2004. – 368 с.
  16. Кайдапов, Д.П. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д.П. Кайдапов, Е.И. Суименко.- М.:Мысль, 2006. - 254 с.
  17. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Наука, 2005.
  18. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006.- 240 с.
  19. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 2008.- 220 с.
  20. Кричевский, Д.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект / Д.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Издательство МТУ, 2001. – 220 с.
  21. Кузьмин, Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов / Е.С. Кузьмин. - М., 2008. – 340 с.
  22. Лебедев, В.И. Психология управления / В.И. Лебедев. - М: Агропромиздат, 2001. – 190 с.
  23. Лобанова, Т.Н. Психология менеджмента / Т.Н. Лобанова, Я.В. Михайлова. М., 2005. – 190 с.
  24. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Просве­щение.- 2008.- 247 с.
  25. Макаренко, А.С. Сочинения. Т. V / А.С. Макаренко. - М., 1960.
  26. Мансуров, Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов / Н.С. Мансуров. - М., 2002. – 179 с.
  27. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 23. 342 с.
  28. Мастенбур, У. Эффективность деятельности организации и конфликтные ситуации / У. Мастенбур. - М., 1998. – 340 с.
  29. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И. Донцова, М.: Просвещение.- 2001.- 320 с.
  30. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. – М.: Педагогика, 2004. – 200 с.
  31. Обозов, Н.И. Психология межличностных отношений / Н.И. Обозов. - Киев, 2000. – 240 с.
  32. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуа­ции. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия.- Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения. /Отв.ред.Е.В.Шорохова и др. / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. - М.:Наука, 2006.- 314 с.
  33. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М., 2007. – 176 с.
  34. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. - М., 2007. – 230 с.
  35. Платонов, К.К. Что изучает общественная психология / К.К. Платонов. -М., 2007. – 300 с.
  36. Платонов К.К., Козяков В.Г. Социально-психологический климат коллектива / К.К. Платонов, В.Г. Козяков. - М., 2007. – 167 с.
  37. Прикладная социальная психология. /Под ред. А.И. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Сфера, 2008. – 140 с.
  38. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
  39. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007. – 320 с.
  40. Рубахин, В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления / В.Ф. Рубахин // Вопросы психологии. - 2003. - №4. – С.22-27
  41. Русалинова, А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование / А.А. Русалинова. - Л., 2007. – 320 с.
  42. Рощин, С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность / С.К. Рощин. - М.: Наука, 2005. – 190 с.
  43. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2000. – 250 с.
  44. Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов / Л.И. Уманский. - М., 2007. – 180 с.
  45. Шибутани, Т.С. Социальная психология / Т.С. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  46. Шорохова Е.В., Кузьмин Е.С., Зотова О.И., Семенов Е.В. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, О.И. Зотова, Е.В. Семенов. - М.: Наука, 2003. – 240 с.
  47. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь,2002. – 179 с.
  48. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань, Тат. кн. изд-во, 1991. - 178 с.

Заказать диплом