Особенности памяти и их коррекция у подростков с легкой степенью умственной отсталости (диплом)

Особенности памяти и их коррекция у подростков с легкой степенью умственной отсталости (диплом)

Оглавление

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей памяти умственно отсталых детей..................................................................................................................... 7

1.1.  Современный взгляд на определение умственной отсталости............... 7

1.2. Особенности памяти и ее коррекция У умственно отсталых подростков 16

Выводы по первой главе............................................................................... 21

Глава 2. Диагностика и коррекция особенностей памяти у подростков с легкой степенью умственной отсталости...................................................................................... 23

2.1. Диагностика уровня развития памяти подростков................................ 23

2.2. Организация коррекционной работы для развития памяти у подростков с легкой степенью умственной отсталости...................................................................... 39

Выводы по второй главе............................................................................... 43

Заключение......................................................................................................... 45

Список литературы............................................................................................ 50

Приложения........................................................................................................ 55

Введение

Актуальность исследования.

Проблема памяти и ее развития остается одной из актуальных проблем в области психологии. Это объясняется тем, что интенсив­ное развитие страны невозможно без роста творческого и нравствен­ного потенциала ее граждан, без развития их активности и способ­ностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде все­го в школьные годы.

Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти. Широкую известность получили фунда­ментальные психологические исследования П.П.Блонского[3], Л.С.Выготского,[7] Л.В.Занкова[18], П.И.Зинченко[21],  А.А.Смирнова[63], А.П.Леонтьева[30], С.Л.Рубинштей­на[59], освещающие одновременно и вопросы педагогической практи­ки. Многие работы исследователей посвящены вопросам развития па­мяти у детей. Среди них хотелось бы отметить работы Матюгина И.Ю.[38].

Исследовательских работ по проблеме памяти много. Уже в 17 веке возникла одна из первых психологических теорий па­мяти, не потерявшая своего научного значения до настоящего време­ни, ассоциативная теория.

Однако работ, посвященных особенностям мнемической деяте­льности школьников в связи с усвоением ими тех или иных учебных предметов, еще  недостает. Вероятно, практическим следствием этого является то, что ученики и младших и старших классов часто не идут по пути осмысленного запоминания учебного материала, а прибегают к механическому запоминанию, зубрежке.

Кроме того, особенно недостаточно практического и теоретического материала по диагностике и развитию познавательных процессов, в том числе и памяти у школьников с умственной отсталостью в подростковом возрасте.

Умственная отсталость является одной из наиболее актуаль­ных проблем медицины, педагогики и психологии. Ее социальная значимость определяется высокой частотой данной патологии, тяжестью и стойкостью интеллектуального дефекта.

Ведущим расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность по­знавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способ­ностью к мышлению — процессам обобщения и отвлечения, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недо­статочностью памяти, внимания, ряда корковых функций. Ха­рактерным для умственной отсталости является недоразвитие речи.

Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций у детей с умственной отсталостью, в том числе и памяти, которой посвящал свои труды В. Г. Петрова [49].

Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном психолого–педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.

В последние годы вопросы общего развития познавательных спо­собностей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершен­ствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования, в том числе и в коррекционных школах различного вида. Это  определяет актуальность и новизну исследования:

Проблема исследования: изучение и апробация наиболее оптимальных методов исследования особенностей памяти и их коррекция у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: процессы памяти и их особенности у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Предметом исследования является влияние коррекции на развитие памяти подростков с умственной отсталостью.

Целью исследования является изучение нарушений памяти, способов их психологической коррекции у детей подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Задачами данной работы являются:

- изучение исторического аспекта исследования развития памяти в работах отечественных и зарубежных психологов;

-  выявление особенностей развития памяти подростков с легкой степенью умственной отсталости;

- апробация психолого-педагогической коррекционной работы для развития памяти подростков с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования. При ранней диагностике и правильной психолого-педагогической коррекции может быть отмечена значительная динамика в развитии памяти подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии (Л.С.Выгодский[8], М.С.Певзнер[46], Т.А. Власова[45], Лурия А.Д.[32], Забрамная С.Д.[16; 17]  и др.)

Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л.С. Вы­готский [7], С.Л. Рубинштейн [59],  А.Н. Леонтьев [30] и др.). а также современных достижений спец.психологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей развития детей школьного возраста с умственной отсталостью (Т. А. Власова [45], М. С. Певзнер [46], К. С. Лебединская [29], В. И. Лубовский [31], и другие).

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- анализ литературы по данной проблеме;

- наблюдение;

- приемы психодиагностики;

- математические и статистические методы обработки результатов.

Экспериментальную группу составили подростки с легкой степенью умственной отсталости, находящихся в Реабилитационном центре «Изий» г.Волжска.

Контрольную группу составили учащиеся общеобразовательной школы №__2_в количестве 10 человек.

Практическая значимость эффективная программа развития процессов запоминания учащихся подросткового возраста в условиях реабилитационного центра, учитывающая не только учебную деятельность, но и получение трудовых навыков.

Одной  из центральных задач воспитания и образования детей с отклонением в развитии является развитие познавательных способностей детей, находящихся в специальных учреждениях. А это требует от психолога понимания закономерностей психического развития и учета индивидуальных особенностей ребенка, в связи с чем возрастает значимость диагностики  познавательных процессов и сравнения их с результатами детей без отклонений в развитии. Результаты исследования могут быть использованы в коррекционно-педагогической работе в коррекционных школах, реабилитационных центрах.

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы (состоящий из 55 источников) и приложения. Работа проиллюстрирована 2 таблицами,   20  рисунками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. — М.: Просвещение, 1987.-220 с.

  1. Блонский П.П. Память и мышления/ П.П. Блонский.- М.: Соцэгиз.-1935.- 79 с.
  2. Вачков И. Психолог и больные дети / И. Вачков // Школьный психолог.-2000.- № 27
  3. Возрастные и индивидуальные различия памяти/Под ред. А.А.Смирнова.- М.:Просвещение.- 1967.- 300 с.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2./ Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
  5. Выготский Л.С. Умственно отсталый ребенок / Л.С. Выготский. - М.:Наука, 1983.- 368 с.
  6. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С. 67.
  7. Голубева Э. Индивидуальные особенности памяти человека/ Э. Голубева. - М.: Педагогика, 1980. - 151 с.
  8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.

10. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарика, 2000.- 112 с.

11. Жукова Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова.- М.-1993.-220 с.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. — М., 1993.-120 с.

13. Забрамная С.Д. Отбор умственно-отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. - М.: Педагогика, 1988.- 96 с.

14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение.-1995.- 112 с.

15. Занков Л.В. О педагогическом научении учащихся вспомогательных школ / Л.В. Занков. - М.:АПН РСФСР.-1953.-112 с.

16. Запорожец А.В. Избр. психол. Труды. Т.1/ А.В. Запорожец.- М.–1986.

17. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга / Б.В. Зейгарник. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с.

18. Истомина З.М. Развитие памяти/ З.М. Истомин. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.

19. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие / Под ред. Г.Ф.Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 314 с.

20. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с

21. Корсаков И.А. Наедине с памятью/ И.А. Корсаков, Н.К. Корсакова.- М.:Эйдос.-1997.-320 с.

22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М.: МГУ.- 1985.- 167 с.

23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т./ А.Н. Леонтьев. –1983.–Т.1.

24. Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов разных клинических групп / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1971.- 329 с.

25. Лурия А.Д. Умственно-отсталый ребенок / А.Д. Лурия. - М.: Педагогика, 1969.-240 с.

26. Макарова, А.К.  Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А.К. Макарова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева.- Петрозаводстк.-1992

27. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М.Мастюкова. - М.:Просвещение.-1992.-94 с.

28. Матвеева О.А. Развивающая коррекционная работа с детьми / О.А. Матвеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-160 с.

29. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе/ В.Ф. Мачихина.- М.-1978

30. Мирский С.Л.  Организация развивающего обучения во вспомогательной школе/ С.Л. Мирский // Дефектология.-2000.-№3

31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко­лы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Педагогика, 1965. – 202 с.

32. Отбор детей во вспомогательную школу./ Сост. Т.А. Власова,  К.С. Лебединская и др. - М.: Просвещение.- 1983.-176 с.

33. Певзнер М.С. Дети-олигофрены / М.С. Певзнер. - М.: Медицина, 1959.-485 с.

34. Петрова В. Г. Психология умственно отсталого школь­ника (олигофренопсихология) / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.— М.: Спрарк, 1996.-340 с.

35. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов/ В.Г. Петрова.- М.:Просвещение.-1968

36. Петрова В.Г. Проблема дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых учащихся// Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников/ В.Г. Петрова.- М.:Просвещение.-1986

37. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. - М.: Изд-во АПН РСФСР.-1962.- 240 с.

38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. А.А.Крылова, М.А.Маничева. СПб.: Питер.-2001.-230 с.

39. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка./ Сост. Виноградова А.Д. - М., 1985.

40. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. - М.: Медицина, 1978.-229 с.

41. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Международ. пед. академия, 1995. - 374 с.

42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М.:Владос.- 1996.-529 с.

43. Рубинштейн С. Я. Основы общей психологии. Т.1/ С.Я. Рубинштейн.- М.-1989.-420 с.

44. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. — М.: Медицина, 1986. – 334 с.

45. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2003. - 207 с.

46. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

47. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов / И.М. Соловьев. — М.: Педагогика, 1996. – 220 с.

48. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. М.: Медицина.-1974.-320 с.

49. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2002. - 175 с.

50. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. - М.:Академия.-2002.-320 с.

51. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти/ И. Хофман.- М.:Прогресс.-1986.- 239 с.

52. Шиф Ж.И. Мышление умственно отсталых школьников// Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Ж.И.Шиф./ Ж.И. Шиф, В.Г. Петрова.- М.:Просвещение.-1965

53. Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н. Шматко. // Дошкольное воспитание.  - 1998. - №3. - С. 77.

54. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. — М. : Педагогика, 1993.- 289 с.

55. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников/ Е.Л. Яковлев. - М.: Международ. пед. академия, 1995.-189 с.

Заказать диплом