Особенности памяти и способности к запоминанию детей с задержкой психического развития (диплом)

Особенности памяти и способности к запоминанию детей с задержкой психического развития (диплом)

Оглавление

Введение................................................................................................. 3

Глава I. Теоретические аспекты развития памяти у детей с зпр.......... 10

1.1. Память, ее процессы и индивидуальные особенности................. 10

1.2. Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР    23

1.3. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.............. 31

посредством  дидактических игр................................................................... 31

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста................................................................................... 40

2.1. Организация и методы исследования............................................ 40

2.2. Коррекционная работа по развитию памяти у детей с задержкой психического развития с помощью дидактических игр....................................................... 51

2.3. Анализ результатов коррекционной работы................................. 63

Заключение........................................................................................... 67

Библиография....................................................................................... 69

Приложения.......................................................................................... 74

Введение

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, условия реальной жизни требуют сегодня, как никогда, ориентации учащихся на усвоение значительного объема разнообразного материала, прочного хранения его в памяти, быстрого и эффективного использования в решении учебных и практических задач. Возникающая в этих условиях перегрузка школьников часто вызывается их нерациональной мнемической деятельностью, как одновременно и определенной пассивностью учителя, недостаточность его знаний о психологических особенностях детей, в частности о таком феномене, как память, об особенностях и путях ее развития у школьников.

Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти, возможностях запоминания в различных видах деятельности. Широкую известность получили фундаментальные психологические исследования П.П.Блонского [4], Л.С.Выготского [12],  П.И.Зинченко [20], А.А.Смирнова [52], А.П.Леонтьева [31], С.Л.Рубин­штей­на [46], освещающие одновременно  и вопросы педагогической практики.

Среди современных работ, посвященных проблеме памяти я хотела бы отметить книгу А.А.Смирнова [52] «Проблемы психологии памяти», где рассматриваются вопросы теории памяти в психологии, произвольного и непроизвольного запоминания, понимания и запоминания. Теоретическим вопросам памяти посвящена и книга Роговина М.С. [50] Нельзя не отметить и книги, посвященные особенностям памяти дошкольника и школьника. Это работы Ипполитова Ф.В. [23], Выготского Л.С. [11]

Многие работы исследователей посвящены вопросам развития памяти у детей. Среди них  хотелось бы отметить работы Матюгина И.Ю. [38],  Ляудис В.Я. [34]

Однако работ, посвященных особенностям мнемической деятельности дошкольников, еще очень недостает, особенно это касается развития памяти детей с задержкой психического развития.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая кор­рекция ЗПР должны осуществляться как можно рань­ше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с органической не­достаточностью, в том числе и с ЗПР, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздей­ствия взрослых на ребенка, психотравмирующие си­туации) в сенситивный период, в свою очередь, за­медляют психическое развитие в целом и отягощают дефект при ЗПР.

Без квалифицированной педагогической помощи, как показы­вает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. К сожалению, эта детская категория не так уж малочисленна. По данным дефектологов, более 50 % неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР (Т. А. Власова [9]), начинаю­щейся в раннем и дошкольном детстве. В ряде исследований приводится факты неподготовленности к школе по важнейшим психофизическим показателям 16—17 % детей от числа поступаю­щих в школу (Ю. Дауленскене [17]). Проведенное массо­вое обследование шестилетних детей (около 3000 человек) — воспитанников подготовительных групп городских детских са­дов - показало, что не менее 20 % из них испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении программы дошкольного учреж­дения. Тщательное медицинское обследование в дальнейшем позволило квалифицировать ЗПР у 50 % из их числа. Отставание у остальных детей явилось следствием либо общей педагогической запущенности начиная с ясельного или младшего дошкольного возраста, либо слабого здоровья с раннего возраста.

К сожалению, дети дошкольного возраста с ЗПР изучаются пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций (главным образом поз­навательных): памяти (Н. Г. Лутонян), речи (Е.С. Слепович; Е.В. Мальцева), мышле­ния (С. А. Домишкевич; И. А. Коробей­ников; Т. А. Стрекалова и др.). Описаны первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками (главным образом н плане кор­рекции отдельных психических функций). Однако ни в отечествен­ной, ни в зарубежной психологии к настоящему времени не проведено значительных теоретико-экспериментальных психологи­ческих исследований, посвященных разработке научно обоснован­ной системы диагностической и коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР, в частности с шестилетними. Особенно важным является использование в коррекционной работе с дошкольниками возможности игровой деятельности.

Содержание развивающей функции дошкольного обучения заключается в активизации процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.

Использование развивающих игр в коррекционно-педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский [11] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются дидактические развивающие игры Б.П.Никитина [41].

В настоящее время теорети­ческая не разработанность многих вопросов психолого-педагогической специфики задержки психического развития в дошкольном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием и другими видами (вариантами) отставания от него затрудняет разработку прикладных проблем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагностических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам и психологам, учебных пособий и курсов в целях профессиональной ориентации педагогических кадров я др.

Организация качественно нового изучения и развития памяти детей с задержкой психического развития на основе единой теоретико-методологической позиции позволит не только обобщить и объяснить эмпирические данные, но и повысить качество коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории в целом. Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и памяти происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния развивающих игр на развитие памяти у детей с ЗПР, является актуальным.

В связи с этим становятся очевидными актуальность изучения особенностей памяти и ее развития детей с задержкой психического развития и необходимость разработки программы ее коррекции.

Методологическую основу исследования составили современные теории и концепции развития личности (П.П.Блонский [4], Л.С.Выготский [11], А.Н.Леонтьев [31]); положения системно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн); этиопатогенетический подход к пониманию проблемы задержки психического развития (Т.А.Власова [9], В.В.Лебединский [30], В.И.Лубовский [32], И.Ф.Марковская [36], М.С.Певзнер [43], У.В.Ульенкова [54]); основные идеи об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И.Божович [7], Л.А.Венгер [8], Н.И.Гуткина [15]); понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков), теория развивающих игр Никитина Б.П. [41]

Целью данной работы является изучение особенностей памяти и способности к запоминанию детей с задержкой психического развития и возможности ее коррекции.

Объектом исследования является дети дошкольного возраста с ЗПР.

Предметом исследования являются особенности памяти у 6-летних дошкольников с задержкой психического развития и памяти детей без отклонений в развитии и возможность ее коррекции.

Задачами данной работы являются:

- изучение литературы, посвященной проблеме памяти и рациональным приемам запоминания в процессе различных видов деятельности;

- изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста детей с задержкой психологического развития и без отклонений в развитии;

- экспериментальное исследование различных видов памяти у детей с ЗПР и детей без отклонений в развитии старшего дошкольного возраста;

разработка и апробирование комплекса коррекционно-развивающих игр на основе методики Б.П.Никитина и Первой М.Н. для развития памяти старших дошкольников с ЗПР.

Гипотеза исследования. Мероприятия коррекционного воздействия, основанные на специальных дидактических играх, построенных в определенной последовательности, помогут в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

наблюдение;

эксперимент;

статистический анализ результатов.

Опытно-экспериментальная база – 20 детей старшего дошкольного возраста без отклонений в развитии составили контрольную группу (КГ) и их сверстники с диагнозом «Задержка психического развития(ЗПР)» (ЭГ), находящиеся в Центре реабилитации «Изий» г. Волжска, Республики Марий Эл.

Методики, использованные для диагностики особенностей развития памяти - методики, разработанные  Р.С.Немовым и С.Д. Забрамной по  определению  уровня  развития объема кратковременной зрительной памяти, оперативной  зрительной памяти, оперативной слуховой памяти, опосредованной памяти, характеристика особенностей процесса запоминания по методике А.Лурия.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что рекомендации по коррекции памяти и сравнительные результаты исследования уровня развития памяти могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию этого познавательного процесса детей с задержкой психического развития.

Новизна исследования: Предложенная коррекционно-развивающая программа по развитию памяти является своеобразным экспресс-методом, расчитанным на короткий период (3 месяца), что позволяет детям с ЗПР, не получавшим ранее специализированной помощи, более успешно овладевать в дальнейшем учебной программой.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретической обоснованностью исходных позиций; многоаспектным рассмотрением проблемы; использованием технологии системного описания изучаемого явления; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и внутренней логике; экспериментальным доказательством выдвинутых предположений; репрезентативностью выборки; правильным и корректным применением аппарата математической статистики для количественного анализа полученных результатов.

Во введении обосновывалась актуальность выбранной темы дипломного исследования, определены проблема, объект, предмет и цель, определяются теоретико-методологическая база исследования и сформулированы задачи, показаны теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования, описывается структура психодиагностического исследования.

В первой главе проводился обзор литературы, представляющий анализ современного состояния изученности проблемы особенностей развития памяти детей с ЗПР и сопоставлены взгляды наиболее видных ученых на данную проблему.

Во второй главе содержатся описание организации, методов исследования, результаты и обсуждение проведенного психодиагностического исследования, направленного на изучение особенностей памяти и процессов запоминания у старших дошкольников с ЗПР.

В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования, делается обобщенная итоговая оценка проведенной работы.

Структура дипломной работы:

Основными структурными элементами дипломной работы являются: введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, включающий источников, из них отечественных, зарубежных и приложений. Содержание дипломной работы изложено на одной странице. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-           Таким образом, в данной работе подтвердилась гипотеза о том, что уровень развития памяти детей с ЗПР можно повысить с помощью специальных коррекционных мероприятий, основанных на дидактических развивающих играх.

-           В соответствии с задачами, поставленными в данной работе, мы выяснили:

-           в дошкольном возрасте активизируются все познавательные процессы, в том числе, активно развиваются и различные виды памяти. Особенно это связано с активной игровой деятельностью дошкольников, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте;

-           у детей с ЗПР механическая память характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Дети, хотя и испытывают затруднения на начальном этапе запоминания слов, в большинстве случаев успешно справляются с заданием. Непроизвольное запоминание у младших школьников с задержкой психического развития менее продуктивно, чем у их нормально развивающихся детей. Отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки. На передний план в структуре нарушений мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять специальные приемы запоминания, такие как смысловое соотношение, классификация и др.

-           результаты исследования показали, что в данных группах по уровню развития памяти существуют значительные отличия: в основном дети с ЗПР показывали средний уровень развития памяти, никто из этих дошкольников не показал хорошо развитую память; в то время как дети без отклонений в развитии показали высокий и средний уровень развития памяти;

-           для развития памяти  нами была разработана коррекционная программа на основе игровой технологии Никитина Б.П. с использованием математических игр;

-           коррекционные занятия с использованием различных развивающих дидактических игр с математическим содержанием оказали положительное влияние на развитие познавательных процессов, а именно - памяти. Положительная динамика 6-летних детей с ЗПР возможна даже при проведении относительно непродолжительной коррекционной работы с ними;

-           организация систематической работы над постижением в старшем дошкольном возрасте с ЗПР структурно-логического своеобразия учебного материала на занятиях имеет большое значение для его более глубокого осмысления и овладения необходимыми мнемическими приемами, содействующими более осознан­ному и быстрому запоминанию знаний, исключающему многократное по­вторение, длительное заучивание.

-           несмотря на то, что в нашем исследовании даже  относительно кратковременная и комплексная работа с 6-летними детьми с ЗПР принесла определенные положительные результаты, мы все же считаем более оптимальным вариант, когда специальная психологическая помощь доступна этим детям в более раннем возрасте и проводится более длительно. Думаем, что в этом случае можно расчитывать на более значительные и более устойчивые результаты; если системная работа будет проводиться в течении двух лет пребывания ребенка в специализированной группе, то к концу подготовительной группы дети будут хорошо подготовлены для поступления в школу.

 

Библиография

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М.:Педагогика, 1982.-224 с.

2.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Р. Аткинсон. — М.: Прогресс, 1999. — 528 с.

3.Блинова  Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС.-2002.-136 с.

4.Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: Соцэгиз.-1935.- 79 с.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович. - М.: Педагогика, 1988. - 314 с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. М.:Просвещение.-1995.- 190 с.

7.Вайзман Н. Реабилитационная педагогика / Н. Вайзман. М.:Аграф.-1996.-420 с.

8.Венгер Л.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения  / Л.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э. Леонгapд. - Л.: Просвещение. 1972.- 190 с.

9.Власова Т.А.  Дети  с  задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И.  Лубовской, Н.А. Цыпина. - М.: Педагогика, 1984. – 220 с.

10. Вольперт И.Е. Воспитание памяти / И.Е. Вольперт. — Л.: Знание, 2001. — 30 с.

11.Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983.- 278 с.

12. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. - М.:Апрель Пресс.-2000.-487 с.

13.Голубева Э. Индивидуальные особенности памяти человека / Э. Голубева. — М.: Педагогика, 1990. — 151 с.

14. Готовность к школьному обучению детей  с задержкой психического развития шестилетнего возраста. – М.: Педагогика.- 1989.- 340 с.

15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткина. М.:Комтекс-Центр, 1993.- 176 с.

16. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.:Педагогика, 1984.-356 с.

17.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко.-М.: АРКТИ, 2001.-224 с.

18.Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П.Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

19.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. М.:Просвещение.-1995.- 112 с.

20. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание/ П.И. Зинченко. — М.: Педагогика, 1991. — 138 с.

21.Исследование памяти.  — М.: Наука, 1990. — 216 с.

22. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания / М.М. Иванов. - М.: Менатеп- Информ.- 1996.-224 с.

23.Ипполитов Ф.В. Память школьника /Ф.В. Ипполитов. - М.: Педагогика, 1998. - 196 с.

24.Истомина З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. — М.: Просвещение, 2002. — 120 с.

25.Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития / Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева. - Екатеринбург, 1995.-240 с.

26.Коррекционно-развивающее обучение школьников/ Отв. ред.  Л.Е.Курнешова. - М.:Центр инноваций в педагогике, 1997.-290 с.

27.Кузнецова  Л.В.   Использование   игры   в  коррекционных  целях.// Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения/ Л.В. Кузнецова. - М.:Педагогика.- 1981.-325 с.

28.Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. Дис. …канд. псих. Наук / Л.В. Кузнецова. - М.:Педагогика, 1986.-197 с.

29.Кулагина И.Ю. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития/ И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева // Дефектология. -1999.- №1.- С. 3-9.

30.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. М.: МГУ.- 1985.- 167 с.

31.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1972.-290 с.

32.Лубовской В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовской. - Смоленск, 1994. - 202 с.

33.Лурия А.Р. Внимание и память/А.Р. Лурия. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 105 с.

34.Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 255 с.

35.Маркова А. К. Диагностика и кор­рекция умственного развития в школьном и дошкольном воз­расте / А.К. Маркова, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992.- 420 с.

36.Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диаг­ностика / И.Ф. Марковская. - М.: Педагогика, 1993.-190 с.

37.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.:Просвещение.-1992.-94 с.

38.Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И.Ю. Матюгин. — М.: Эйдос, 1995. — 114 с.

39.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. — 2-е изд./ Р.С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.

40. Никашина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: Методические рекомендации для школьных психологов/ В.Б. Никашина. - Курск, 1998.-219 с.

41. Никитин Б. Развивающие игры / Б. Никитин. М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.

42.Память и ее развитие /  Отв. ред. Я.В.Большуков. — Ульяновск, 2003. — 112 с.

43. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития/ М.С. Певзнер //Дефектология. - 1992. - № 3.

44. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.Н. Перова. -М.:Просвещение.-1995.-227 с.

45.Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.- 816 с.

46. Психология детей с задержкой психического развития/ Под ред. О.В.Заширинской. СПб.:Речь, 2003.-202 с.

47.Психофизические исследования восприятия и памяти. — М.: Наука, 2001. — 215 с.

48.Развитие памяти. — Рига: Авотс, 2001. — 157 с.

49.Роговин М.С. Проблемы теории памяти / М.С. Роговин. — М.: Высшая школа, 1977. — 183 с.

50.Система коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях в г.Москве/ Отв. ред. Л.Е.Курнешова. Вып.2.- М.:Центр инноваций в педагогике, 1998.-330 с.

51.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти/ А.А. Смирнов. — М.: Просвещение, 1996. — 423 с.

52.Тутушкна М.А. Практическая  психология для педагогов и родителей/  М.А.Тутушкина.- СПб. :Диалектика Плюс.-2000.- 432 с.

53.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова.— М.: Педагогика, 1990.-228 с.

54.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития/ У.В. Ульенкова. - Нижний Новгород, 1994.-423 с.

55.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. М.:ВЛАДОС, 1999.-230 с.

56.Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. - Смоленск, 1994.-230 с.

57.Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников / Е.Л. Яковлева. — М.: Международ. пед. академия, 1995.

58. Эббингауз Г. Основы психологии. Спб.- 1912

59. Bartlett F.Remembering: A study in experimentall and sozial psyhology ,Gamburge. 1932

60. Lewin K., Vorzatz, Wille und  Bedurfnis, Berlin, 1926

61.  Muller  G., Schumann  F.   Experimentelle Beitrage       zur Untersuchung des Gedachtnisse, 1983

62. Muller G. Zur Analyse der Gedachtnistanatigkeit und des Vorstellungsverlaufes , 1911-1915

63. Muller G., Pilzecker A. Experimentelle Beitrage zur Lehre vom Gedachtnis, 1900

64.Tholman E. Purposive behavior in analis and men. N.Y. 1932

65. Sctern W. Personalistik der Errininger, Zeist. f. Psych. 1930

Заказать диплом