Особенности памяти у детей младшего школьного возраста (курсовая)

Особенности памяти у детей младшего школьного возраста (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

I. память и ее развитие.............................................................................. 6

I.1. Изучение памяти в работах зарубежных и отечественных авторов........... 6

I.2. Общая характеристика памяти.................................................................. 16

I.3. Развитие памяти в младшем школьном возрасте...................................... 27

II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ развития памяти  у младших ШКОЛЬНиков............................................................................................................................ 33

II.1. Изучение особенностей проявления процессов памяти у  младших школьников  33

II.2. Анализ результатов исследования процессов запоминания младших школьников......................................................................................................................... 47

II.3. Рекомендации по развитию памяти младших школьников..................... 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 52

Список использованных источников............................................ 55

Приложения.................................................................................................. 60

ВВЕДЕНИЕ

Проблема памяти и ее развития остается одной из актуальных проблем в области психологии. Это объясняется тем, что интенсив­ное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности и способностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде все­го в школьные годы.

Научно-технический прогресс, условия реальной жизни требуют сегодня, как никогда, ориентации учащихся на усвоение значите­льного объема разнообразного материала, прочного хранения его в памяти, быстрого и эффективного использования в решении учебных и практических задач. Возникающая в этих условиях перегрузка шко­льников часто вызывается их нерациональной мнемической деятельно­стью, как одновременно и определенной пассивностью учителя, недо­статочность его знаний о психологических особенностях детей, в частности о таком феномене, как память, об особенностях и путях ее развития у школьников.

Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти. Широкую известность получили фунда­ментальные психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, П.И.Зинченко, А.А. Смирнова, А.П. Леонтьева, С.Л.Рубинштей­на, освещающие одновременно и вопросы педагогической практи­ки [4, 7, 15, 16, 13, 14, 26, 44, 45, 46, 47, 48]. Многие работы исследователей посвящены вопросам развития па­мяти у детей. Среди них хотелось бы отметить работы Матюгина И.Ю., Лезер Ф., Ляудис В.Я.[25, 29, 30, 31].

Проблема памяти и ее развития в различных видах деятельности остается одной из актуальных проблем в области психологии. Неслучайно поэтому к данной проблеме обращаются ведущие психологи не только нашего, но и предыдущих столетий. Среди современных работ, посвященных проб­леме памяти хотелось бы отметить книгу А.А.Смирнова [46], где ра­ссматриваются вопросы теории памяти в психологии, произвольного и непроизвольного запоминания, понимания и запоминания. Теоретичес­ким вопросам памяти посвящена и книга Роговина М.С. [41]. Нельзя не отметить и книги, посвященные особенностям памяти дошкольника и школьника. Это работы Ипполитова Ф.В., Выготского Л.С.[7, 18].

В последние годы вопросы общего развития познавательных способностей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершен­ствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования.

Проблема памяти и ее развития в различных видах деятельности остается одной из актуальных проблем в области психологии.

Однако работ, посвященных особенностям логического произвольного запоминания школьников, еще очень недостает. Вероятно, практическим следствием этого является то, что ученики и младших и старших классов часто не идут по пути осмысленного запоминания учебного материала, а прибегают к механическому запоминанию, зубрежке. Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: особенности памяти у детей младшего школьного возраста.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования, нами установлена цель исследования.

Цель работы: исследовать особенности логического произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста .

Задачами данной работы являются:

n    изучить состояние проблемы в современной научной литературе;

n    подобрать методики по изучению процессов памяти младших школьников;

n    выявить особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста;

n    разработать рекомендации по развитию процессов запоминания младших школьников.

Методологическую базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Теоретическая базу исследования основана на системно-деятельностном подходе в психологии.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   анализ литературы по проблеме исследования;

n   тестирование;

n   математические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база: учащиеся Знаменской средней школы Медведевского р-на, РМЭ - двух первых классов в количестве 40 чело­век, дети в возрасте 7-8 лет.

Практическая значимость работы заключается в том, что знание особенностей и уровня развития памяти младших школьников может помочь в выработке конкретных рекомендаций по развитию данного познавательного процесса с помощью специальных развивающих игр; подобранные занятия, игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию памяти в школьных учреждениях.

Новизна исследования: Выявлена зависимость между различными процессами памяти младших школьников.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

  1. Абрамова, Т. Тренировка памяти/ Т. Абрамова//Будь здоров.- 1999.- №3.- С. 17-21
  2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. - М.: Про­гресс, 1980. - 528 с.
  3. Бань, Н.С. Память человека и возможности улучшения запомина­ния/ Н.С. Бань.- Минск.: Знание.- 1977.- 129 с.
  4. Блонский, П.П. Память и мышления / П.П. Блонский. - М.: Соцэгиз.-1935.- 79 с.
  5. Брагина, Е.А. Работа психолога с младшими школьниками / Е.А.Брагина. - Ульяновск, 1995. - 63 с.
  6. Вольперт, И.Е. Воспитание памяти / И.Е. Вольперт. - Л.: Знание, 1956. - 30 с.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2./Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
  8. Возрастные и индивидуальные различия памяти/Под ред. А.А.Смирнова.- М.:Просвещение.- 1967.- 300 с.
  9. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.- М.: Педагогика.- 1984.- 420 с.

10. Голубева Э. Индивидуальные особенности памяти человека/ Э.Голубева. - М.: Педагогика, 1980. - 151 с.

11. Голант, Р.Я. Память человека и ее расстройства / Р.Я. Голант. - М.: Ин-т сан. просв. - 1948.- 97 с.

12. Дульнев, Г.М. О значении намерения для точности и полноты вос­произведения текста (сравнительные исследования умственно отста­лых и нормальных детей). - В кн.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей / Г.М. Дульнев. М., 1940.

13. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. -  М.:  Педагогика, 1961.- 138 с.

14. Зинченко, П.И. Психометрика утомления / П.И. Зинченко. - М.:МГУ.- 1977.- 140 с.

15. Занков, Л.В. Память школьника / Л.В. Занков. - М.:Учпедгиз, 1949.- 67 с.

16. Занков, Л.В. Память / Л.В. Занков. - М.:Учпедгиз, 1949.- 72 с.

17. Истомина, З.М. Развитие памяти/ З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 2001. - 120 с.

18. Ипполитов Ф.В. Память школьника/ Ф.В.Ипполитов. - М.: Педагогика, 2002. - 196 с.

19. Исследование памяти. /Отв. ред. Н.Н.Корж. М.:Наука.- 1990. - 216 с.

20. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания/ М.М.Иванов.- М.: Менатеп - Информ.- 1996.-224 с.

21. Корсаков, И.А. Наедине с памятью/ И.А.Корсаков, Н.К. Корсакова.- М.: Эйдос.- 1997.- 320 с.

22. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е.Е. Кравцова.-М.:Педагогика.- 1991.- 152 с.

23. Куприянович, Л.И. Резервы улучшения памяти. Кибернетические аспекты/ Л.И. Куприянович.-М.:Наука.- 2000.- 114 с.

24. Лапп, Д. Улучшаем память - в любом возрасте. / Пер. с фр. М.С.Фанченко. / Лапп Д.- М.: Мир, 2003. - 239(1) с.

  1. 25.   Лезер, Ф. Тренировка памяти/ Ф. Лезер. - М.: Высшая школа, 2007. - 123 с.

26. Леонтьев, А.Н. О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов.- М.: Педагогика.- 2001.- 456 с.

27.  Лурия, А.Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 105 с.

28. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Изд. Моск. унта, 1968. - 88 с.

29. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития/ В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 255 с.

30. Матюгин, И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка/ И.Ю. Матюгин. -М.: Эйдос, 2005. - 112 с.

31.  Матюгин, И.Ю. Зрительная  память/ И.Ю. Матюгин, Е.И. Чекаберия.  М.:Эйдос.- 2003.- 75 с.

32.  Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. - 2-е изд./ Р.С. Немов - М.: Просве­щение: ВЛАДОС, 1998. - 576 с.

33. Николов, Н. Загадка тысячелетий: что мы знаем о па­мяти / Н. Николов, Г. Нешев.- М.:Мир.- 1988.- 240 с.

34. Овсепян, Г.Т. Память и ее воспитание / Г.Т. Овсепян. – Ереван, 1958.- 156 с.

35. Общая психология/Под ред.  А.В.Петровского. - М.:Просвещение, 1977.-С.283

36. Пахалов Ю. Секреты феноменальной памяти. /Ю. Пахалов, Н. Изенy//Народное образование.- 2002.- №9/10 - С.70-71

37. Петрунек В.П. Младший школьник/ В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.: Просвещение.-2001.- 190 с.

38. Психическое развитие младших школьников/Под ред. В.В.Давыдо­ва.- М.:Педагогика, 1990.-160 с.

39. Развитие логической памяти у детей./Под  ред.  А.А.Смирнова.- М.:Педагогика, 1976.- С. 114

40. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Международ. пед. академия, 1995. - 374 с.

41. Роговин, М.С. Проблемы теории памяти / М.С. Роговин.  -  М.:  Высшая  школа, 1977. - 183 с.

42. Репкина, Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников/ Н.В. Репкина// Вопросы психологии.-2003.- №1

43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.-М.:Владос, 1996.-529 с.

44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.1./С.Л. Рубинштейн - М., 1999. - 760 с.

45. Смирнов, А.А. Память и ее воспитание / А.А.Смирнов. - М.: Правда, 1948. - 31 с.

46. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти/ А.А.Смирнов. - М.: Просвещение, 2001. - 423 с.

47.  Смирнов А.А. Психология запоминания./ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1999. - 267 с.

48. Смирнов, А.А. Процессы мышления при запоминании / А.А.Смирнов.- Известия АПН РСФСР, 1945, №1

49. Совко,  Р.В.  Как  развивать   память/ Р.В. Совко//Специалист.- 2002.- №10/11/12.- с. 21-22

50. Станкин, М.И. Тайны Мнемозины или пути развития и укрепления памяти / М.И. Станкин //Веч. ср. шк.- 2001.- №2.- с.55-59

51. 26 эффективных упражнений по развитию памяти: [Пер. с фр.] - М.: Эйдос, 2004. - 191 с.

52. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти/ И. Хофман.- М.:Прогресс.-2002.- 239 с.

53.  Чутко Н.Я. Развитие памяти  школьников/ Н.Я.Чутко.  -  М.:  Педагогика, 2001.- 96 с.

54. Челпанов Г.И. О памяти и мнемонике/ Г.И.Челпанов. М.:Педагогика.- 2002.- 109 с.

55. Эббингауз, Г. Основы психологии / Г. Эббингауз. - Спб.- 1912

56. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников/ Е.Л.Яковлева. - М.: Международ. пед. академия, 1995.

57. Bartlett F.Remembering: A study in experimentall and sozial psyhology ,Gamburge. 1932

58. Hull C.Principes of behavior. N.Y. 1935

59. Kraemer N. Experimentelle Untersuchung zur Erkenntnis des Lehrnprozess , 1911

60. Lewin K., Vorzatz, Wille und  Bedurfnis, Berlin, 1926

61. Muller  G., Schumann  F.   Experimentelle     Beitrage       zur Untersuchung des Gedachtnisse, 1983

62. Muller G. Zur Analyse der Gedachtnistanatigkeit und des Vorstellungsverlaufes , 1911-1915

63. Muller G., Pilzecker A. Experimentelle Beitrage zur Lehre vom Gedachtnis, 1900

64. Thorndike, E. The psychology of learning, 1935

65. Tholman E. Purposive behavior in analis and men. N.Y. 1932

66. Sctern W. Personalistik der Errininger, Zeist. f. Psych. 1930

Заказать курсовую