Особенности профессионального общения социального работника (курсовая)

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исследования особенностей профессионального общения социальных работников. 7

1.1.Общение как социально-психологическая проблема. 7

1.2. Специфика социальной работы как профессиональной деятельности. 14

1.3. Особенности профессионального общения социального работника. 23

глава 2.  исследование особенностей профессионализма в общении социальных работников. 33

2.1. Диагностические исследования и развитие компетентности и профессионализма во взаимодействии с клиентами социальных  работников. 33

2.2. Развития профессионализма в общении социальных работников. 36

Заключение. 43

Литература.. 46

Приложения.. 50

Введение

Социальная работа — такая деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юри­дических и психологических знаний, изучения социальной фило­софии и этики, но самое главное, чем должен обладать соци­альный работник — это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людь­ми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права принести ненароком зла. Невежество и душевная черствость — черты, для социального работника неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опас­на из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свобод­ное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование соци­альных работников, участвуют в деятельности различных органи­заций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в некоторой степени действует на пере­сечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг.

Именно нравственно-гуманистические истоки заставляют лю­дей выбирать трудную социальную работу, имеющую единствен­ное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: воз­можность помочь людям, отдать свои силы, знания, уверенность слабым.

Актуальность исследования. В последние годы в отечественной психологической науке наблюдается усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным и прикладным проблемам психологии общения.

Проблема общения многогранна. За последние го­ды она стала предметом изучения многих наук. Ею за­нимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Детально исследует феномен об­щения психология. Ведь общение — необходимое усло­вие формирования каждой отдельной личности. А кроме того, без общения не могло бы возникнуть, сущест­вовать и развиваться человеческое общество.

Вопросам общения посвящены многие работы ученых-психологов — наших соотечественников и зарубежных авторов. Структурная сложность общения проявляется во множестве его аспектов. Среди основных сторон общения Ломов Б.Ф. отмечает информационно-коммуникативный, регулятивно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный аспекты[1]. Другая классификация строится на таких сторонах общения, как коммуникативная, интеракционная, перцептивная. Коммуникативный аспект общения определяется как информационный процесс с целью осуществления и поддержания межиндивидуальной связи. Интеракционный аспект характеризуется как "сердцевина общения". В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому процесс восприятия — перцепции — выступает как обязательная часть общения.[2]

Соответственно изучение процессов общения, аспектов общения, а также проблем, возникающих в общении, имеет большое значение.

Социальные службы - это своего рода социальные целители, врачеватели социальных недугов, одновременно заботящиеся об их предотвращении, нераспространении, локализации. Работни­кам социальных служб приходится иметь дело со многими соци­альными проблемами: инвалидностью, старостью, одиночеством, злоупотреблениями алкоголем, наркотическими средствами, пра­вонарушениями, жестоким обращением и многими другими. Зна­чит, необходимо знать и видеть не только отдельные, частные случаи, хотя за каждым из них человеческие судьбы и трагедии, но и явление в целом. В связи с этим актуализируется проблема умения общаться социальных работников.

Объект исследования – общение социальных работников.

Предмет исследования – умение общаться с клиентом как профессиональный навык социальных работников.

Целью работы является изучение особенностей профессионального общения социального работника.

Задачами работы стали:

изучить теоретические аспекты социально-психологических факторов общения и социальных отношений;

Изучить особенности социальной работы как профессиональной деятельности;

Провести диагностические исследования профессионализма в общении при взаимодействии с клиентами социальных работников Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания» в Куженерском районе, РМЭ;

Разработать мероприятия по развитию профессионализма в общении для социальных работников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проведя диагностические исследования особенностей профессионального общения во взаимодействии с клиентами социальных работников, можно разработать мероприятия, необходимые для его развития и развития профессиональных качеств в их деятельности.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует отметить таких, как В.Роик, Г.В.Васильев, З.А.Короткова, В.И.Наумов, И.А.Краснова, Г.В.Сулейманова, Б.Косырев, К.С.Батыгин, Г.С.Симоненко, Е.И.Родионова, А.А.Романов, Е.П.Фролова, Л.А.Егорова и др.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

q       изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

q       опытно-экспериментальная работа;

q       математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: для выявления личностных и профессиональных особенностей социальных работников были выбраны методики Станкина М.И.: оценка педагогического такта и профессиональной компетентности в общении; методика профессионального общения и взаимодействия с клиентом, методика  Жукова Ю.М.  на изучение стиля общения с окружающими.

Новизна исследования: как уже отмечалось, профессия «социальный работник» достаточно молодая и в настоящее время в российском обществе не разработано еще четких нормати­вов, регулирующих многие аспекты организации их труда. Несо­вершенны профессиограммы, квалификационные характеристики должностей. Поэтому наше исследование является новым и актуальным: подобран новый комплекс методик по изучению профессионального общения социальных работников, а также сделан акцент на прикладной аспект – предложены мероприятия для развития профессионального общения и других важных качеств в деятельности социальных работников.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе социальных работников.

 


[1] Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности // Вопр. филос. 1979. — №8. — С.46;  Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологические проблемы социальной психологии. — М.,1975; Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии . Методологические проблемы социальной психологии. 1975; Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.,1976.

[2] Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии . Методологические проблемы социальной психологии. 1975.- С. 122

Литература

  1. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. — М., 1981.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Владос.- 1998.- 329 с.
  3. Бербешкина З.А.  Этика социального работника.// В сб.:  Теория и практика социальной работы:  проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992.- 55 с.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.
  5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Инфра-М.-1998.-224 с.
  6. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение — М., 1978. — 132 с.
  7. Васильева-Гангнус Л.  Правила этикета.  Краткий справочник. Дельта-МКС, 1992.- 80 с.
  8. Григорьева Т.Г. Основы продуктивного общения. Новосибирск: Со­вершенство, 1997.-116 с.
  9. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.-187 с.

10. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения в деятельности социального работника и менеджера// Зарубежный и отечественный опыт социальной работы.- 1999.-№5.-С.38-53

11.  Джудит С. Проблемы ппрофессионализма в социальной работе. Материалы I Национальной конференции// Проблемы социальной работы в России.- 1995.-№2.-С.68-72

12. Добрович  А.Б. Общение:  наука       и          искусство.- М.: Искусство, 1984.-230 с.

13. Ерусланова Р.И. Роль профессионализма в социальной работе/ Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Москва-Чебоксары.: «Клио», 1998.- 152 с.

14.  Ерусланова Р.И. Социальная работа: вопросы истории, теории, практики. Учебное пособие. Чебоксары: Гранит, 2001.- 264 с.

15. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец практикум в социальной психологии. — М.:Изд-во Моск. уни-та, 1990.- 189 с.

16. Зайнышев И.Г. О качестве подготовки специалистов // Вестник социальной работы. -1993.- № 1.

17. Закатова И. Готовим профессионалов для социальной сферы// Социальная работа.- 2003.-№4.- С.41

18.  Замараева З.П. Профессионализм, компетентность социальных работников в современной России// Ученые записки.- 2003.-№5.-С.22-26

19. Зимняя И.Г. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. - 1992.- Вып. 2. –С.8-16

20.  Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности.  Киев.:Наук. думка,1981.- 313 с.

21.  Келасьев П.Н., Яковлева И.В., Полуэктова Н.М., Старков Н.В. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: Спарк, 1994.- 128 с.

22. Коломинский Я.Л. Психология общения.-М, Знание, 1989.- 440 с.

23.  Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.-Л.,Изд-во Л Г У, 1990.- 209 с.

24. Курбатова В.И. Социальная работа. Росто-на-Дону: Феникс,2003.- 576 с.

25. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблема, поиск реше­ний//Российский журнал социальной работы.- 1995.- N 2.

26. Леонтьев А.Н. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

27. Леонтьев А.Н. Психология общения. — Тарту, 1973.

28. Личность. Общение. Групповые процессы. Современные  направления  теор. и  приклад.  исслед. в зарубеж.  психологии.: Сб. обзоров.-М.: ИНИОН, 1991.- 169 с.

29. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии . Методологические проблемы социальной психологии. 1975.

30. Лутанский В., Оганян К. Главное - профессионализм и компетентность//Вестник социальной работы.-1994.-№1(3)

31. Малых В. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. М.: Союз, 2000.- 60 с.

32. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М.:Владос, 1999.- 208 с.

33. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение.-1981.- 320 с.

34.  Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. М.: «Маркетинг», 2002.-344 с.

35. Никитин В. О теоретической идентичности социальной рабо­ты//Социальная работы: теория, технология, образование.-1996.-N 1.-С.33

36. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.  Киев:"Лыби­дь".- 1990.- 192 с.

37. Основные принципы “Кодекса этики социального работника”// Социальная работа. -1992.- Вып. 2.

38. Основы социальной работы. Учебное пособие / Под ред. Е.В.Ханжина. М.:Академия, 2001.-144 с.

39. Основы социальной работы/Отв. ред. П.Д. Павленок,  М.:ИНФРА, 1998.- 368 с.

40.  Павленок П.Д. Введение в профессию «социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М., 1998.- 174 с.

41. Панов А.М. Социальная работа как наука профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. -1996.- № 1.

42. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дисс.доктора психологических наук.Л.: ЛГУ, 1983.-300с.

43.  Песковская Ю. Повысить престиж профессии «социальный работник»// Социальное обеспечение.-2003.-№11.-С.12-13

44. Пинкус А., Минакан А. Практика социальной работы (форма и методы). Учебное пособие. М.: Союз, 1993.- 224 с.

45. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация /М.: Институт молодежи, 2003.- 178 с.

46. Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Консорциум “Социальное здоровье России”, 1993.- 109 с.

47. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 1997.

48.  Рахматшаева     В.А. Грамматика      общения.       -М.: Семья    и школа.- 1995.-145 с.

49. Руденский Е.В. Социальная психология. М.-Новосибирск.: Инфра-М.-1997.- 224 с

50. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. М.: Институт социальной работы, 1994. –108 с.

51. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 480 с.

52. Социальная работа / Под. ред. И.Г. Зайнышева. М.: МГСУ, 1994.- Ч. 1 — 2.

53. Социальная работа: проблемы ду­ховности и нравственности в теории и практике. / Под ред. Р. И. Еруслановой, Д. Е. Иванова. — Чебоксары, "Клио", 1998.-123 с.

54. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987.

55. Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. –     М.:Союз, 1994. –209 с.

56. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист, 1998.-334 с.

57. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.:Академический проект, 2000.- 496 с.

58. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.:Владос, 2000.- 240 с.

59.  Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск: Полымя, 1990.- 72 с.

60. Умеете ли вы общаться.: Кн. для учащихся.  -М.: Просвещение, 1991.- 220 с.

61. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО, 1997.-192 с.

62. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М.: Гуманитарный изд.центр «Владос», 2001.-432 с.

63. Холостова Е.И.  Профессиональный и  духовно-нравственный  портрет социального работника. М.: Союз, 1993.- 35 с.

64. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: «Дашков и К», 2000.-296 с.

65. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.:Юрист, 1998.- 334 с.

66.  Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа.- 1992. -Вып. 2.

67. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника / Социальная работа.- 1992. -Вып. 5.

Заказать курсовую