Особенности психических процессов детей старшего дошкольного возраста  с ЦП и возможность их педагогической коррекции (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования психических особенностей дошкольников с церебральным параличом.. 7

1.1.Общая характеристика детей с церебральным параличом. 7

1.2. Психические особенности дошкольников с ЦП.. 15

Глава 2. диагностика  и коррекция психического развития дошкольников с Церебральным параличом.. 25

2.1. Организация и методы исследования. 25

2.2. Педагогическая коррекция развития познавательной сферы дошкольников с ЦП   35

заключение. 48

список литературы.. 51

Приложения.. 56

Введение

Актуальность данной работы. Церебральный паралич — тяжелейшее страдание, при котором двигательный дефект, как правило, сочетается с незрелостью психического развития и поражением речедвигательного анализатора.

В на­чале XX века появляются первые попытки медико-педа­гогической реабилитации детей с церебральным парличом. В настоящее время почти во всех развитых странах проводятся попытки лечить и обучать этих детей, однако в основном все мероприятия направлены именно на медицинский аспект.

Тем не менее при ЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие.

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Все это актуализирует психокоррекционное воздействие на таких детей.

При планировании программ коррекции и реабилитации при ЦП обязательно должны учитываться особенности личности такого ребенка, структура психологических нарушений и механизмы их компенсации.

Кроме того, особенно актуальным является возможность коррекции психических процессов у дошкольников с ЦП, поскольку данные именно они определяют успешность дальнейшего обучения данной группы детей.

В настоящее время определилось несколько подходов к организации лечебно-педагогической помощи лицам с ДЦП. Так, клиницисты и социальные работники рассматривают организацию и содержание этой помощи с позиции комплексной реабилитации (Н.Б. Шабалина; К.А. Семенова и др.), которая понимается как совокупность мероприятий (медицинских, психологических, педагогических и социальных), направленных на интеграцию лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в общество. Следует подчеркнуть, что в этой концепции детально разработаны медицинские аспекты в то время, как психолого-педагогическая составляющая представлена недостаточно и ограничивается лишь указанием на необходимость педагогической и психологической реабилитации.

Учитывая теснейшее переплетение симптомов психического дизонтогенеза и признаков нарушений личностной сферы детей с ЦП, общность био­логических и социальных детерминант, лежащих в их основе, пси­холого-педагогическая коррекция  должна включать коррекцию эмоциональных и личностных нарушений у таких детей, лечение и профилак­тику соматических расстройств, целенаправленное воздействие на семью, психологическое консультирование учителей по проблемам обучения и воспитания данного контингента детей, нормализацию межличностных отношений детей с ЦП. Комплексная природа фак­торов риска обусловливает необходимость системного психологического воздействия на все составляющие и связи между ними. Однако в настоящее время таких комплексных программ коррекционного воздействия не достаточно, что определяет проблему исследования: влияние коррекционной работы на развитие психических процессов дошкольников с ЦП с целью возможности успешного дальнейшего обучения.

Целью работы является изучение особенностей психических процессов детей старшего дошкольного возраста  с ЦП и возможность их педагогической коррекции с целью успешности дальнейшего обучения.

Объект исследования – память и внимание дошкольников с ЦП.

Предмет исследования – педагогическая коррекция познавательной сферы дошкольников с ЦП.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что при своевременной диагностике и правильной педагогической коррекции может быть отмечена значительная динамика в развитии познавательной сферы дошкольников с ЦП.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы ставились и решались следующие задачи:

-         Изучить литературу по проблеме исследования;

-         дать психолого-педагогическую характеристику детей с ЦП;

-         выявить особенности  развития познавательных процессов старших дошкольников с ЦП;

-         разработать и апробировать программу коррекции познавательной сферы у старших дошкольников с ЦП.

Методами исследования в данной работе стали: наблюдение и тестирование, статистические и математические методы обработки результатов.

Методологической основной работы явились теоретические положения по психологии (Данилова Л.А., Люблинская А.А., Кириченко Е.О., Ипполитова М.В. т др.), реабилитационной педагогике и медицине (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, С.С. Калижнюк, Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Бандуристый Н.В. и др.).

Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л. С. Вы­готский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Л. А. Венгер и др.).

Методиками исследования стали:

  • методика исследования внимания (по Р.С.Немову),
  • методика исследования памяти (по Л.В.Черемошкиной и Р.С.Немову),
  • методика исследования мышления  (по Симановскому А.Э., Немову Р.С., Тихомировой Л.Ф., Басову А.В.),
  • методика исследования воображения (по Немову Р.С.).

Опытно-экспериментальная база исследования: 10 старших дошкольников с диагнозом ЦП реабилитационного центра РМЭ, г. Йошкар-Ола.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности познавательного характера, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, разработок по данной проблеме  много, однако в практическом плане недостаточно исследована проблема развития познавательной сферы у старших дошкольников с ЦП в условиях реабилитационного центра,  поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЦП, а также для родителей, кроме того в работе дан прикладной аспект нашей проблемы – разработан и адаптирован новый комплекс дидактических игр и игровых мероприятий на основе методики развивающих игр Б.Никитина с целью развития познавательной сферы дошкольников с ЦП.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова.-  Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Алиев X. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции/ Х.М. Алиев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 223 с.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование/ Под ред. К. М. Гуревича./ А. Анастази —М.: Педагогика, 1982.— Кн. 1.—С. 17—29, 205—316.
  4. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  5. Бадалян Л.0. Детская неврология/ Л.О. Бадалян. — М.: Медицина.- 1975.-203 с.
  6. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  7. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь. – М.:Наука, 1988. - 56 с.
  8. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г.М. Бреслав.- М.: Наука. - 1990.- 320 с.
  9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение.-1985.- 190 с.
  10. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения/ А.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э. Леонгapд.- Л.: Просвещение. 1972.- 190 с.
  11. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. - 70 с.
  12. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  13. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  14. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 280 с.
  15. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  16. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А.Данилова. - СПб.: СПбУ, 1997. - 33 с.
  17. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  18. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  19. Запорожец А.В. Психология/ А.В. Запорожец. М.:Просвещение.-1965.- 344 с.
  20. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.:Знание, 1980. – 331 с.
  21. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  22. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  23. Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.
  24. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  25. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  26. Кравцова Е.Е.  Как помочь детям преодолевать трудности/ Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахонова, В.В. Стапанова.- Минск, 1990. - 42 с.
  27. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  28. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.- М.: ACADEMIA, 2001. -186 с.
  29. Левченко И.Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Под ред. К.А. Семеновой/ И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова.- М.: ЦНИИЭТИН, 1991.- С. 97-119.
  30. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики/ Н.Н. Леонтьев.- М.: Наука, 1984.-317 с.
  31. Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2
  32. ЛопатинаЛ.В. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения работы с детьми, страдающими церебральным параличом/ Л.В.Лопатина, Л.Н.Никитина. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена.-2003.-78 с.
  33. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.
  34. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.
  35. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика/Е.М. Мастюкова. - М., 1998. - 30 с.
  36. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.
  37. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов / С.Немкова // Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  38. Немов Р.С. Психология. Кн.3, М.ВЛАДОС.-1999.- 632 с.
  39. Никитин Б. Развивающие игры. М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.
  40. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.- 110 с.
  41. Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.
  42. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  43. Розанова Е.Г. Книга игр/ Розанова Е. Г.; Худож.: М.Хавторин; Оформ.серии: А.Литвиненко/ Е.Г. Розанова. - М.: РОСМЭН, 2000. - 166 с.:
  44. Рубинштейн С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-704 с.
  45. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  46. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  47. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  48. Скворцов И. Миф о неизмечивости ДЦП: Детский церебральный паралич/ И. Скворцов //Будь здоров. - 1999. - №4.
  49. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.
  50. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологи­ческого изучения аномальных детей/ О.Н. Усанова. — М.:Наука.- 1990.- 432 с.
  51. Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурамнов. - Мн.:Ильин В.П., 1996.-124 с.
  52. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.
  53. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .
  54. Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления/ М.Б. Эйдинова, Е.Н.  Правдина-Винарская. - М.: Медицина, 1959.-109 с.
  55. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

Заказать курсовую