Особенности психоэмоционального состояния детей раннего возраста в группе детского сада (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы психоэмоционального развития детей раннего возраста  7

1.1. Проблемы эмоций и эмоциональных состояний человека в современной психологической науке. 7

1.2. Особенности развития детей раннего возраста. 17

1.3. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста. 27

Глава 2. Экспериментальное исследование психоэмоционального состояния у детей раннего возраста. 38

2.1. Изучение особенностей эмоционального развития детей раннего возраста  38

2.2. Система работы воспитателя по эмоциональному развитию детей в группе детского сада. 47

2.3. Анализ результатов исследования эмоционального состояния детей раннего возраста после проведения развивающих мероприятий. 58

Заключение. 61

Литература. 64

Приложения. 67

Введение

Актуальность работы. Раннее детство — особый период становления органов и си­стем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с ок­ружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в пер­вые три года жизни. В данный период наблюдается максималь­ный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевремен­но закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (Анохин П.К., Бреслав Т.М., Запорожец А.В., Выготский Л.С.), о возрастных закономерностях развития эмоций (Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д., Божович Л.И. и др.), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С., Цыркун Н.А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Действительно, эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Чувства ребенка от рождения до трехлетнего возраста проходят большой путь развития. Они обладают целым рядом особенностей, которые отличают их от более развитых чувств дошкольника. Отсутствие соподчинения мотивов, импульсивность поведения, неустойчивость поведе­ния, неустойчивость настроений и переживаний, заражаемость чувствами окружающих людей — эти особенности эмоциональ­ной сферы преддошкольника отмечаются многими исследова­телями.

Наиболее частыми причинами отрицательных эмоциональ­ных состояний   у   детей   раннего   возраста, как утверждают Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, являются[1]: а) нару­шение режима, б) неправильные приемы кормления, уклады­вания и умывания, в) отсутствие частого интимного эмоциоально-положительного общения со взрослыми, г) отсутствие условий,   благоприятствующих   самостоятельной   игре  детей, д)   создание   односторонней   исключительной   привязанности к кому-либо из членов семьи, е) отсутствие единых согласо­ванных  приемов  воспитания  ребенка.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Особая актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы работы: «Особенности психоэмоционального состояния детей раннего возраста в группе детского сада».

Предмет исследования: психоэмоциональное состояние ребенка.

Объект исследования: особенности психоэмоционального состояния детей раннего возраста.

Цель исследования: выявить особенности психоэмоционального состояния детей раннего возраста в группе детского сада.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  • охарактеризовать особенности эмоционального развития детей раннего возраста в группе детского сада;
  • провести диагностические исследования особенности психоэмоционального состояния детей раннего возраста;
  • разработать и апробировать мероприятия по эмоциональному развитию детей раннего возраста в группе детского сада.

Гипотеза: негативное психоэмоциональное состояние детей раннего возраста можно устранить с помощью специальных занятий, проводимых в группе детского сада.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме развития речи детей раннего возраста;

n   наблюдение за детьми в ходе обследования;

n   психолого-педагогический эксперимент

n   математические методы обработки результатов.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Опытно-экспериментальная база: 12 детей раннего возраста (3 года) Сернурского детского сада №2.

Новизна исследования: Проблема эмоционального состояния ребенка, его роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях cтановления личности дошкольника. Тем не менее в последнее время еще не достает практических разработок и коррекционных программ, направленных на снижение негативных психоэмоциональных состояний детей раннего возраста в совместной деятельности детей в условиях группы детского сада. Поэтому наше исследование является одним из новых направлений в области психокоррекционного воздействия на детей раннего возраста в условиях ДДУ.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе с детьми раннего возраста.

 


[1] Щелованов Н. М. и Аксарина Н. М. (ред.), Воспитание де­тей в яслях, М., 1934.

Заключение

 

Таким образом, в данной работе рассмотрены проблемы психоэмоциональных состояний детей раннего возраста. Проведя теоретические и диагностические исследования и в соответствии с поставленными в работе задачами, мы пришли к следующим выводам.

Анализ литературы данного направления свидетельствует, что при всей значимости имеющихся исследований, в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с познанием эмоциональной сферы детей раннего возраста и ее влияния на развитие личности.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отноше­ния к другим людям, которое становится его внутренним побужде­нием, свойством личности ребенка,— задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, кото­рая характеризует «человеческое в человеке» и которая относит­ся к сущностным характеристикам человека.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, за­чем оно выполняется, т. е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действий ребенка. И хотя он принимает задание взрослого и приступает к его выполнению, мотив действий ребенка может не только не совпадать с мотивом взрослого, но и существенно отличаться от него. Другими словами, и ситуация деятельности, и выполняемые в ней действия могут иметь для малы­ша совсем иной смысл, нежели смысл, задаваемый взрослым,— глубоко личностный, субъективный.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его ок­ружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Воспитание чувств у ребенка должно служить прежде всего фор­мированию гармонически развитой личности, и одним из показате­лей этой гармонии является определенное соотношение интеллек­туального и эмоционального развития. Недооценка этого требова­ния, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему разви­тию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребен­ка, как мотивы и эмоции.

Можно предположить, что в ходе любой деятельности ребенок одинаково готов раскрыть свои интеллектуальные возможности и проявить эмоциональное отношение. Однако реально в определен­ных условиях активизируются именно те процессы и особенности поведения, которые соответствуют поставленной перед ним задаче.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов — при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведе­ния и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Ран­нее формирование положительных эмоций на основе установ­ления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками — залог становления личности ребенка. Эмоци­ональная сфера оказывает большое влияние и на формирова­ние познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непро­извольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрос­лого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный на­строй, легко их улавливают и заражаются таким же настрое­нием. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

В результате диагностирования на констатирующем этапе эксперимента выяснилось, что из 8 детей у 12 ребят в той или иной степени видны проявления эмоционального неблагополучия и негативные психоэмоциональные состояния (средний уровень), у троих выявлены негативные психоэмоциональные состояния (низкий уровень) и только у одного ребенка - проявления эмоционального комфорта и благополучие в эмоциональной сфере.  Как выяснилось, многие дети очень импульсивны, подвержены состоянием гнева и даже агрессии. Состояние некоторых детей характеризуется повышенной возбудимостью, страхом перед все новым, незнакомым.

При изучении социальных эмоций выяснилось, что выбор своего поведения в предлагаемых воспитателем ситуациях вызывал у многих затруднения. По мимике и выражению лица было видно, как идет внутренняя борьба между «так я хочу» и «так будет правильно».

У многих детей нарушено коммуникативное общение, что также влияло на эмоциональное состояние детей: невозможность свободно общаться как с воспитателем, так и с другими детьми, вело к раздражительности, агрессивности, проявлению тревоги, неуверенности у детей.

В процессе формирующего этапа эксперимента были использованы в работе с детьми специальные занятия, направленные на эмоциональное развитие детей. Наша задача заключалась в том, чтобы найти способы преодоления негативного эмоционального состояния или, в крайнем случае, компенсации тех неблагоприятных условий, которые его вызвали.

С целью развития положительных эмоциональных состояний дошкольников мы использовали разные формы работы: игры, занятия по изодеятельности, пантомимику и др., т.е. такие формы работы, благодаря которым у детей раннего возраста возникали положительные эмоции.

Результаты экспериментальной работы подтвердили предположение о важности, необходимости и возможности планомерно проводимых мероприятий по эмоциональному развитию и снижению негативных психоэмоциональных состояний детей в процессе специальных занятий.

Исходя из анализа результатов по методикам можно сказать, что значительно повысился уровень эмоциональной отзывчивости и эмоционального развития детей, следовательно, гипотеза подтверждена. Мы доказали, что негативное психоэмоциональное состояние детей раннего возраста можно устранить с помощью специальных занятий, проводимых в группе детского сада.

 

Заказать диплом