Особенности психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной деятельности (диплом)

Содержание

Введение.. 3

1. теоретическое изучение особенностей психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной деятельности.. 8

1.1. Проблема адаптации в отечественной и зарубежной психологии. 8

1.2. Особенности  профессиональной деятельности социального работника  17

1.3. Особенности социально-психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной деятельности. 35

2. Изучение социально-психологической адаптации социальных работников в учреждении социальной защиты населения   46

2.1. Общая характеристика Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. 46

2.2. Организация и результаты исследования социально-психологической адаптации социальных работников. 52

2.3. Рекомендации, способствующие эффективной адаптации социальных работников к условиям профессиональной деятельности. 67

Заключение.. 78

Список использованной литературы... 82

Приложение.. 86

Введение

Актуальность темы исследования. В психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, т.е., к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно из центральных мест.

В социологии понятие «адаптация» рассматривается как форма поведения человека, адекватная личностным качествам. В психологических концепциях адаптация личности выступает как процесс активного приспособления группы или отдельной личности к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды, как составная часть процесса социализации.

В настоящее время философы, социологи, педагоги, психологи ведут активные исследования проблемы адаптации к условиям профессиональной деятельности. Особенно пристальное внимание уделяется профессиональной адаптации в работах Э.Ф.Зеера, Е.А. Ковалева, Е.В. Ткаченко и др. Достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент проблемы. Изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности (Г.М. Андреева, А.Г.Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.Т.Лисовский, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); механизмы индивидуальной адаптации в коллективе (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.); психологические аспекты процесса адаптации (Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.). В научной литературе вопросы социально-психологической адаптации рассматривались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном, А.В. Петровским, B.C. Мерлиным, П.В. Симоновым и др. Проблемы общей теории адаптации, адаптации в различных сферах жизнедеятельности с учетом биосоциальной природы человека исследовались в работах В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Г. Селье, Б.М. Теплова, Ю.А. Александровского, Б.С. Братуся, В.П. Казна-чеева, СИ. Яковенко, А.Н. Сухова, И.К. Кряжевой, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.

Однако одной из малоизученных и неразработанных в настоящее время является проблема социально-психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной  деятельности.

Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и, заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Поэтому можно выделить следующие особенности социально-психологических характеристик условий труда социального работника, требующих значительного адаптационного ресурса профессионала при выполнении своих обязанностей: (1) необходимость реализации властных полномочий и осуществления властных действий с целью выполнения определенных государственных задач; (2) необходимость воздействия на поведение и деятельность людей с помощью различных законодательных и социально-психологических средств; (3) строгая регламентация режима труда, нормативность профессиональных действий и поведения в социуме; (4) публично-правовой характер взаимодействия с широким кругом физических и юридических лиц; (5) необходимость принятия важных решений и др. [4, С.121]. В процессе становления социального работника большое значение придаётся формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

Часто бывает так, что, несмотря на здоровье и активное стремление овладеть профессией, некоторые социальные работники фактически не могут адаптироваться к специфическим требованиям деятельности. Психологическая «цена» усилий таких специалистов становится настолько высокой, что приводит к хроническому перенапряжению психофизиологических и психологических ресурсов, появлению широкого класса дезадаптивных состояний (психическая напряженность, утомление, острый или хронический стресс, повышенная агрессивность, неудовлетворенность собой и др.) и, как следствие, увеличению количества заболеваний, снижению качества исполнения профессиональных обязанностей, росту конфликтности в коллективах, различным правонарушениями и нарушениям дисциплины труда. К причинам таких негативных явлений относятся не только сложные социально-психологические характеристики условий труда или недостаток опыта работы, но и несоответствие между индивидуально-психологическими особенностями субъекта труда и требованиями к осуществлению функций в области социальной работы.

Все выше сказанное определило выбор темы исследования: «Особенности психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной деятельности».

Объект исследования: профессиональная деятельность социальных работников.

Предмет исследования: психологическая адаптация социальных работников к условиям профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучение особенностей социально-психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной деятельности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной проблеме адаптации.

2) Изучить особенности профессиональной деятельности и психологические требования к социальным работникам.

3) Рассмотреть особенности социально-психологической адаптации социального работника к условиям профессиональной деятельности.

4) Изучить особенности социально-психологической адаптации социальных работников в учреждении социальной защиты населения.

5) Предложить рекомендации, способствующие эффективной адаптации социальных работников к условиям профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что особенности протекания процесса адаптации социальных работников во многом зависят не только от тех или иных конкретных условий деятельности, но и от их степени удовлетворенности работой.

Методологической основой исследования выступают системный подход к изучению личности и поведения субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов); идеи формирования личности профессионала в процессе овладения трудовой деятельностью (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории профессионального развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Е.А. Климов).

Методы исследования:

- Теоретические (изучение и теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме);

- Практические (анкетный опрос, тестирование).

- Методы математического анализа.

Опытно-экспериментальная база исследования: Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

Методики исследования:

- Анкета для оценки уровня социально-психологической адаптации специалистов по социальной работе (Р.Х. Исмаилов).

- Опросник «Оценка удовлетворенности работой» В.А. Разоновой.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: выявлено, что профессиональная деятельность социальных работников имеет свою специфику и при условии ее качественного совершенствования выступает целостным, системообразующим фактором психологической адаптации социальных работников.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологами, социальными работниками полученных результатов, для совершенствования системы профессионально-психологического отбора, при анализе дезадаптированных форм поведения, коррекции поведенческих расстройств дезадаптивных состояний в профессиях социального типа. Материалы исследования можно использовать при подготовке учебных программ и проведении занятий на курсах повышения квалификации социальных работников. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов, работающих в области социальной работы.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использован­ной литературы и приложения.

Список использованной литературы

  1. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой    деятельности // А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др. –    СПб.: Наука, 2003. – 298 с.
  2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – СПб.: Питер, 2008. – 154 с.
  3. Горошидзе, Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде / Г.А. Горошидзе. - Тбилиси, 2002. - 165с.
  4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев. – М.: Владос, 2004. – 287 с.
  5. Григорьева, И.А. Теория и практика социальной работы / И. А. Григорьева, В. Н. Киласьев, - СПб.: Изд СПбГУ, 2005. – 356 с.
  6. Гулина, М.А. Словарь - справочник по социальной работе / М.А Гулина, - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  7. Гуслякова, Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина / Л.Г. Гуслякова. – Барнаул, 2005. – 185 с.
  8. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 2006. – 132 с.
  9. Зеер, Э. Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  10. Зимняя, И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И.А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. – 2005. – № 1. – С.5-11.
  11. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. – Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 2000. – 192 с.
  12. Калайков, И. Цивилизация и адаптация / И. Калайков. - М.: Знание, 2004. – 121 с.
  13. Кириллов, Л. Методы совершенствования кадровой политики / Л. Кириллов // Управление персоналом.- 2000.- № 6. - С. 26-31.
  14. Курбатов, В.И. Социальная работа  / В.И. Курбатов, - М.: Дашков и К.; Ростов / Дону: Наука - Пресс, 2006. – 480 с.
  15. Лукичева, Л.И. Управление организацией / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2004. – 231 с.
  16. Лыткин, В.А. История социальной работы в России / В.А. Лыткин. – Калуга, 2007. – 140 с.
  17. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы / Ю.В.Манько, К.М.Оганян, – СПб.: Петрополис, 2008. – 276 с.
  18. Медведева, Г.П. Профессионально - этический основы социальной работы / Г.П.Медведева. - М.: Академия, 2007. – 272 с.
  19. Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации / И.А. Милославова. – СПб: Питер, 2004. - 94 с.
  20. Мордовин, С.К. Управление человеческими ресурсами / С.К. Мордовин. - М.: ИНФРА-М., 2003. – 187 с.
  21. Мысин, Н. Природа и назначение социальной работы / Н. Мысин. – СПб.: Питер, 2004. – 188 с.
  22. Надирашвили, Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности / Ш. А. Надирашвили // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 32 – 39.
  23. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
  24. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы / В.Б. Никишина, Т.Д, Василенко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
  25. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы: Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Просвещение, 2004. – 265 с.
  26. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы 1991-2005 гг. / П.Д.Павленок.  - М.: Дашков и К, 2006. -135 с.
  27. Панов, А.М. Социальная работа в России/ А.М. Панов. – М: Росс-Пресс, 2005. – 340 с.
  28. Панов, А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования / А.М. Панов // Российский журнал социальной работы. – 2005. – № 5. – С.7-16.
  29. Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности / Л.Л. Панченко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.
  30. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др.; Под. Ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
  31. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -  М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 187 с.
  32. Рамзей, Р. Социальная работа: наука – профессия. К развитию концепции / Р. Рамзей. – М.: Знание, 2001. – 164 с.
  33. Рамон, Ш. Милосердие и умение: социальный работник как профессия / Ш.Рамон, Т.Шанин // Вестник высшей школы. – М.: Просвещение, 2001. – № 11.
  34. Растова, Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе / Л.М. Растова. - Томск, 2003. - 62 с.
  35. Розенберг, А.М. Условия труда и социальная адаптация работника на предприятии / А.М. Розенберг. - Свердловск, 2000.  - 82 с.
  36. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе / Н.А. Свиридов // Социологические исследования.- 2000.-№ 3. - С. 47-48.
  37. Селиванов, В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность / В.В. Селиванов. - М.: Знание, 1998. - С. 283-285.
  38. Скубий, М.И. Социальные проблемы адаптации сельских учителей / М.И. Скубий. - Новосибирск, 2005. - 198 с.
  39. Сорвина, А.С. Социальная работа как феномен цивилизованного общества / А.С. Сорвина. – М.: Владос, 2004. – 130 с.
  40. Сорочан, В.В. Психология профессиональной деятельности / В.В. Сорочан. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
  41. Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. - СПб.: Питер, 2003. – 220 с.
  42. Социальная работа: Актуальные проблемы состояние и перспективы социальной работы в России / Под ред. И.А. Зимней. – М.: Просвещение, 2002.  – 177 с.
  43. Технологии социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. – М: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
  44. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Владос, 2000. - 240с.
  45. Тишин, Е.В. Управление персоналом / Е.В. Тишин. - СПб.: Проспект, 2003. - 283 с.
  46. Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития / Л.В. Топчий. – М.: Факел, 2007. – 140 с.
  47. Управление организацией // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, А.Я. Кибанова. - М.: Дело, 2002.- 445 с.
  48. Фирсов, М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект) / М.В. Фирсов. – М.: Знание, 2007. – 276 с.
  49. Холостова, Е.И Социальная работа / Е.И. Холостова.- М.: Дашков и К., 2008. – 860 с.
  50. Хорошев, Г.И. Управление персоналом: конспект лекций / Г.И. Хорошев, Н.Т. Савруков. - СПб.: Политехника, 2000. - 278 с.
  51. Шибутани, Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. М.: Феникс, 2002.- 544 с.
  52. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н.Б.Шмелева. - М.: Дашков и К. 2006 – 196 с.

Заказать диплом