Особенности психологической подготовки сборных команд по фитнес-аэробике (диплом)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.  Теоретические аспекты исследованиЯ психологической подготовки сборных команд по фитнес-аэробике. 9

1.1. Особенности  фитнес-аэробики. 9

1.2. Особенности сборной команды по фитнес-аэробике. 16

1.3. Психологическая подготовка  сборных команд по фитнес-аэробике. 26

2. Особенности психологической подготовки сборных команд по фитнес-аэробике спортивного коллектива.. 38

2.1. Организация исследования. 38

2.2. Результаты исследования психологического климата спортивной команды   42

2.3. Психологическая подготовка сборной команды по финтес-аэробике. 48

2.4. Анализ результатов на контрольном этапе исследования. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

Список использованных источников. 61

Приложение. 66

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Занятия спортом служат причиной заметных изменений в личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Личность каждого спортсмена обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

Среди фитнес-программ большой популярностью сегодня пользуется фитнес-аэробика. Разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных программ, высокий эмоциональный фон занятий аэробикой позволяют этому виду оздоровительной тренировки на протяжении уже двух деся­тилетий удерживать высокий рейтинг, выделиться в самостоятельные виды спорта: фитнес-аэробику и спортивную аэробику. Образовалось отдельное направление - аква-аэробика. Аэробика стала некоей панацеей в борьбе за здоровье.

В настоящее время становятся популярными соревнования по степ-аэробике, в том числе и на международном уровне. Развивает аэробику и фитнес во всем мире Международная Федерация Спорта, Аэробики и Фитнеса, FISAF, — это международная, независимая, демократическая, некоммерческая федерация. Впервые FISAF организовала соревнования по фитнес-аэробике в 1999 году на международном уровне, узнаваемые в настоящее время как соревнования по фитнес-аэробике и  хип-хопу, а с 2007 года FISAF вводит новый вид соревнований среди любителей и профессионалов в области фитнеса и хип-хопа – Фитнес и Хип-хоп Трофи (Fitness and Hip Hop Triophy).

В настоящее время на всей территории России работают тренеры ФФАР, которые готовят команды по правилам, утвержденным FISAF. Более чем в 50 городах России проводятся первенства и чемпионаты по фитнес-аэробике.

По мере повышения результатов со­ревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возмож­ностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходи­мую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмо­ции, те или иные психические процессы, умеет быстро восста­навливать духовные и физические силы.

Вопросы необходимости психологической подготовки спортсменов в последнее время все чаще поднимаются на самых разных уровнях. Уровень психологической готовности – один из основных в подготовке спортсмена к ответственным соревнованиям. Именно он позволяет реализовать или не реализовать весь тот потенциал, который был накоплен в подготовительном периоде.

Выполняя ту или иную актуальную деятельность, спортсмен лучше с ней справится, если будет находиться в том эмоциональном состоянии, которое способствует проявлению всех его качеств для достижения цели отрезка деятельности. Это состояние, закрепившись рефлекторно, возникает каждый раз, когда необходимо показать максимальный результат, специфичный для конкретного актуального отрезка спортивной деятельности, и постепенно становится привычным — профессионально-важным состоянием (ПВС).

Недостаточная разработанность построения этапа психологической подготовки команды по фитнес-аэробике к ответственным соревнованиям не позволяет им в полной мере реализовать потенциал технической, физической, психологической и тактической подготовленности. Поэтому вполне естественно, что углубление представлений о психологической  подготовке в содержании и структуре предсоревновательного этапа подготовки может повлечь за собой переоценку традиционных взглядов на проблему построения тренировочного процесса в этот период и стать одной из актуальных проблем теории и практики фитнес-аэробики.

На основании вышеизложенного выбрана тема исследования: особенности психологической подготовки сборных команд по фитнес-аэробике.

Объект исследования: спортивная команда по фитнес-аэробике.

Предмет исследования: психологическая подготовка команды  по финес-аэробике.

Цель дипломной работы – изучение психологической подготовки   сборной команды  по фитнес-аэробике.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Теоретический анализ литературы в области психологии, педагогики, физического воспитания и спорта.
  2. Диагностика личностных качеств и психологического климата в сборной команде по фитнес-аэробике.
  3. Разработка программы мероприятий психологической подготовки сборной команды по фитнес-аэробике.

Гипотеза исследования: эмоциональное состояние спортсменов влияет на психологический климат в коллективе спортивной команды, и для эффективности спортивной деятельности необходима специальная психологическая подготовка.

Теоретической основной исследования стали работы в области психологии по проблеме личности, теории и методике спорта.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович.

В работах К.Е.Изарда, Т.А.Немчина, В.И.Лебедева, В.Л.Марищук, Б.М.Теплова и др. хорошо описаны психические состояния, часто возникающие при работе в экстремальных условиях, к которым можно отнести и спорт.

Исследованиями Б.А. Вяткина, Ю.А. Голикова, Л.Г. Дикой, А.Н. Костина, А.Б. Леоновой, Г. Селье и др. показано значение саморегуляции состояний субъекта для его профессиональной деятельности, успеш­ности, надежности в экстремальных ситуациях, и др. А.В. Алексеевым, Х.М. Алие­вым, Б.А. Вяткиным, Л.Д. Гиссеным, Г.Д. Горбуновым, К.В. Динейкой, Л. Кагановым, X. Линдеманном и др. разработаны эффективные средства саморегуляции, раз­личных, отрицательных психических состояний; пути и способы достижения состоя­ний, обеспечивающих продуктивность деятельности. Разработаны ряд концепций и концептуальных положений, объясняющих механизмы саморегуляции психических состояний: уровневая концепция регуляции состояний Г.Ш. Габдреевой; системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой; концепция функциональных структур регуляции психических состояний А.О. Прохорова.

Методологическую основу исследования теория Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. о структуре психологического климата коллектива, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным об­разованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта.

Для проведения экспериментально-психологического исследования был, осуществлен следующий выбор методов:

  1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы;
  2. Методы сбора фактического материала: наблюдение, психодиагностика;
  3. Методы статистической обработки полученных данных.

Использованы методики:

1) методики по изучению психологического климата сборной команды:

изучение социально-психологического климата коллектива экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

изучение психологического климата на эмоциональном уровне методикой Лутошкина;

2) на оценку эмоциональных состояний спортсменов:

опросник для самооценки эмоциональ­ных состояний, разработанный А. Уэссманом и Д. Риксом;

шкала Спилбергера по изучению тревожности;

методика САН по изучению оперативной оценки самочувствия активности и настроения (В.А.Доскинин, Н.А.Лаврентьева, В.Б.Шаран, М.П.Мирошников).

Экспериментальная база исследования. Спортсмены, состоящие в спортивной сборной команде России по фитнес-аэробике «Экстрим», Марий Эл, МарГТУ, в количестве 30 человек в возрасте 16-17 лет.

Новизна исследования состоит в том, что в работе предложена и апробирована программа психологической подготовки спортсменов сборных команд по фитнес-аэробике, которая доказала свою эффективность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная информация и результаты исследований могут быть использованы в работе тренеров.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на собрании сборной команды России по фитнес-аэробике (апрель, 2012 г.).

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М. П. Шестакова. - М. : СпортАкадемПресс, 2007. - 304 с.
  2. Бабушкин, Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина. - Омск: СибГАФК, 2010. - 110 с.
  3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2010. - 275 с.
  4. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М.: ФИС, 2006.- С.50-73.
  5. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко. – М.: Мысль, 2003. – 207с.
  6. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М .: Смысл ;Per Se,2008.-220 с.
  7. Вербина, О.Ю. Фитнес-аэробика. Учебное пособие / О. Ю. Вербина. – Чебоксары: ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2010. -60 с.
  8. Волков, И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям / И.П. Волков // Научные исследования и разработки в спорте. – 2004.- № 1.- С. 5 – 10.
  9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: ФиС, 2006. - 182 с.

10. Гордеев, Г, .В. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг / Г. В. Гордеев. - М.: Вече, 2010. – 200 с.

11. Девяткина, Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: Канд. дис. / Е.Ю. Девяткина. -Омск, 2005. - 140 с.

12. Дойзер, Э. Здоровье спортсмена / Э. Дойзер. — М.: ФиС, 2008.-220 с.

13. Дойль, В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена / В. Дойль.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-230 с.

14. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.:МГУ, 2004.- 208 с.

15. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2010. — 352 с.

16. Крючек, Е. С. Аэробика : содержание и методика оздоровительных занятий : учебно-методическое пособие / Е. С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2010. - 64 с.

17. Лебедева, С.А. Структура и методика обучения степ-аэробике: Учебное пособие/ С.А.Лебедева, Т.А.Иващенко. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. — 60 с.

18. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. М.: Знание.- 2008. - 212 с.

19. Лисицкая, Т. С. Аэробика на все вкусы / Т. С. Лисицкая. - М.: Просвещение, 2004. - 130 с.

20. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Просве­щение, 2008.- 247 с.

21. Матвеев, Л.П.  Основы спортивной тренировки.  Физкультура и спорт / Л.П. Матвеев.  М., 2007. - 214с.

  1. Мякиченко, Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Е.Б. Мякиченко, М.П. Шестаков. — М.: ФиС, 2010. – 289 с.

23. Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. — М.: ФиС, 2009.

24. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Xудадов. — М.: ФиС, 2005.

25. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2008.— 167 с.

26. Никитин, В. Н. Энциклопедия тела : психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В. Н. Никитин. - М.: Алетейа, 2009. - 624 с.

27. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. Л.:ЛГУ, 2009. - 192 с.

28. Никольская, Н. Анализ психологического климата / Н. Никольская // Практическая психология. - 2009. - №3. - С.12-17

29. Одинцова, И. Б. Аэробика и фитнесс / И. Б. Одинцова. - М. : Эксмо, 2011. – 384 с.

30. Паффенбаргер, Р. С. Здоровый образ жизни / Р. С. Паффенбаргер, Э. Ольсен. - Киев: Олимпийская литература, 2009. - 311 с.

31. Петровский, В.А. Социальная психология коллектива / В.А. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.

32. Платонов, К.К. Социально-психологический климат коллектива / К.К. Платонов, В.Г. Козяков. - М., 2007.- 189 с.

33. Платонов, Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П. Платонов. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 2009.-181 с.

34. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов. М.: «Флинта», 2008.-152 с.

35. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции / А.О. Прохоров. Казань, 2009.- 87 с.

36. Ратушина, Е.В. Комплектование парно-групповых составов спортивной акробатики на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров: Автореф. канд. дис. / Е.В. Ратушина. -Омск, 2008. - 20 с.

37. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 2003.-190 с.

  1. Ростова, В.А. Оздоровительная аэробика / В.А. Ростова, М.О. Ступкина. - М.: ФиС, 2009. – 129 с.

39. Рудик, П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности / П.А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт, 2003.-198 с.

40. Сиднева, Л. В. Оздоровительная аэробика и методика преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Гониянц : учебное пособие. – М.:Физическая культура и спорт», 2010. - 74 с.

41. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 1996. - 324 с.

42. Сингер, Р. Психологические факторы и искусство самоконтроля в спорте / Р. Сингер. - М.: Физкультура и спорт, 2002.-230 с.

43. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. — М.: Академический проект, 2005. — 128 с.

44. Сопов, В.Ф. Психологическая подготовка к достижению максимального спортивного результата / В.Ф. Сопов. - Самара, СГПУ, 2009. – 230 с.

45. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте.  Методическое пособие / В.Ф. Сопов. – М.,, 2010. – 116 с.

46. Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. - М., 2008. – 113 с.

47. Тихвинская, Е.О. Психологическая программа для молодежной сборной России / Е.О. Тихвинская. - http://www.csp-ugra.ru/sp_psychology/n2091.html

48. Теория   и   методика   физического   воспитания:   Учебное   пособие   для студентов пед. Институтов и пед. училищ по специальности. / Под ред. Б.М. Шияна - М.: Просвещение, 2008. - 115 с.

49. Травина, А.П. Особенности комплектования спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности // Тез. докл. 10-й Всесоюзной науч.-практ. конф. психологов спорта / А.П. Травина. - М.: ФиС, 2008. - С. 54-55.

50. Ходли, Э. Т. Оздоровительный фитнесс / Э. Т. Ходли , Д. С. Френкс : пер. с анг. Яценко А.А.- Киев: Олимпийская литература, 2010. – 367 с.

51. Чернов,   К.Л.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки / К.Л. Чернов. - Смоленск. - М., 2008.-129 с.

52. Шихи, К. К. Фитнесс – терапия / К. К. Шихи. - М.: Тера - спорт, 2011. - 324с.

Заказать диплом