Особенности психологии несовершеннолетних правонарушителей (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.. 7

1.1. Причины проявления противоправного поведения у подростков. 7

1.2. Психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям  19

II. диагностика психологических особенностей подростков-правонарушителей.. 24

2.1. Методики и организация исследования. 24

2.2. Результаты исследований психологических  особенностей подростков-правонарушителей. 29

Заключение. 52

Список литературы.. 55

Приложения.. 58

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд­винули целый ряд проблем, одной из которых является про­блема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заклю­чается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве­личению числа детей с девиантным поведением. Причины -отклонений в поведении ребенка возникают как результат по­литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия кон­троля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпиде­мий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что глав­ным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемо­сти ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошиб­ками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного много­образия выбора видов деятельности, не гарантирует относи­тельной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита­тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способ­ность к само регуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Наиболее тревожной представляется проблема преступности не­совершеннолетних. Специалисты утверждают: последние десять лет в России преступность несовершеннолетних росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. А потому на сегодняшний день у нас в стране несовершеннолетние — наиболее криминально пораженная категория населения.

Повышается криминальная активность несовершенно­летних младших возрастов. На учете в органах внутренних дел сос­тоят 100,5 тысячи детей, которые совершили преступления до дости­жения возраста уголовной ответственности. Для работы с ними хро­нически не хватает специальных учебно-воспитательных учреждений (сегодня по всей стране их насчитывается только 45).[20, с.33-35]

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования – «Особенности психологии несовершеннолетних правонарушителей».

Объект исследования – психология подростков.

Предмет исследования – психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям

Целью работы является изучение психологических особенностей подростков - правонарушителей.

Нами поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по проблеме;
  • Изучить психологические  особенности подростков, склонных к правонарушениям или совершивших правонарушения и преступления;
  • Провести диагностические исследования психологических  особенностей у подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у подростков-правонарушителей проявляются такие эмоционально-личностные особенностями,  как враждебность, агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, склонность к различным девиациям.

Методами исследования в данной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика Айзенка по исследованию особенностей темперамента подростков; методика Айзенка по исследованию психических состояний; методика Спилбергера по изучению тревожности подростков; методика ПДО по изучению девиантного поведения подростков.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Свои труды посвящали психологическим особенностям несовершеннолетних преступников и правонарушителей такие авторы как (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.) Накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ девиантного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Вопросами психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и преступников занимались такие авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Методологическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., субъектно-деятельностный подход в психологии.

Экспериментальая база исследования: подростки, обучающие в средней школе г. Йошкар-Ола, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних в возрасте 15-75 лет, в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы с практике воспитательной и психологической работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними правонарушителями и преступниками.

Новизна исследования. Несмотря на теоретическую разработанность проблемы «трудных» детей, в психологии пока еще не достает практических исследований по изучению эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. Поэтому наше исследование может представлять определенный интерес для работы с данным контингентом.

Список литературы

  1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни/ Ю.М.Антонян.- М.: Юрист.-1996.- 369 с.
  2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей/ И.П. Башкатов.- М.:Дрофа,1993.-129 с.
  3. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой./И.П. Башкатов. - Тюмень, 1985.-230 с.
  4. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст/ С.А. Беличева.- М.:Педагогика, 1982.- 67с.
  5. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.
  6. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонару­шителей от их податливости групповому влиянию.// Вопросы судебной психологии./ Г.Г.Бочкарева.-  М.:Знание,1971.-185 с.
  7. Валентен А. Как птицы в клетке/ А.Валентен // Преступление и наказание.- 2002.- №2.- С.26-29
  8. Глинский Я. И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российский действительности эпохи пост перестройки/ Я.И. Глинский // Мир России.- 2003.- № 2. -С. 121.
  9. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несо­вершеннолетних/ А.И. Долгова.- М., 1981. – 127 с.
  10. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных ано­малий в среде несовершеннолетних и их предупреждение/ Е.С. Жигарев.- М.:Знание,1992.-117 с.
  11. Заика Е.В. Психологические характеристи­ки личности подростка с отклоняющимся поведением/ Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина  // Вопросы  психологии. - 2003. - № 4.
  12. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с.
  13. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Как воспитать победителя. -Пер. с англ. - М.:Медицина/ В. Клайн.- 1991.-420 с.
  14. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.)/ М. Кле. — М.: Педагогика, 1991.-330 с.
  15. Кон И.С. Открытие "я"./ И.С. Кон.- М.: Наука,1978.- 368 с.
  16. Кон И.С. Психология старшеклассника./ И.С. Кон. - М.:Посвещение, 1980.-320 с.
  17. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.-218 с.
  18. Левин  Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социализации перемен/ Б.М. Левин // ВМУ. Серия 11. Право. 1997.- №3.- С.108-115
  19. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стка/ А.Е. Личко. — Л., 1983.-238 с.
  20. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общес­тва психологов СССР./ Г.М. Миньковский.- Тбилиси. Июнь. 1971.
  21. Мольц М. Я. - это Я, или Как стать счастли­вым /Пер. с англ. Г. П. Бляблина./ М.Я.Мольц. - СПб.: Лениз-дат, 1992. - 192 с.
  22. Перцова Л. Перевоспитание несовершеннолетних/ Л. Перцова //Преступление и наказание.-2000.-№6.-С.9-14
  23. Прутченков А. С. Тренинг личностного рос­та/ А.С.Прутченков. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
  24. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.)/ Ф. Раис — СПб: «Питер», 1999.
  25. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие. / Под ред. М.И. Рожкова/ М.И. Рожков, М.А. Ковалъчук, А.И. Кузнецова, А.П.Чернявская, Н.Г. Рукавишникова., Н.П. Фетискин, Н.П. Анисимова. —М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
  26. Снайдер Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни //Практическая психология/ Д. Снайдер. - М., 1997.-109 с.
  27. Степанов В.Г. Психология трудного школьника/ В.Г. Степанов. - М.:Скиф, 2002.-235 с.
  28. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой/ В.М. Фокин. - М.: Владос, 2003.-119 с.

Заказать курсовую